Напоминание

"Равнение на … ВВУЗ!"


Автор: Ёлшин Дмитрий Олегович
Должность: офицер-воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ СПб СВУ МО РФ
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Работа с выпускниками училища
Тема: "Равнение на … ВВУЗ!"
Раздел: среднее образование





Назад




«Равнение на … ВВУЗ!»

Ёлшин Дмитрий Олегович

подполковник запаса, воспитатель 6 курса (5рота)

Проблема военно-профессиональной ориентации обучающихся в условиях реорганизации

вооруженных сил приобретает особую актуальность. Это обусловлено специализацией

военного

труда,

повышением

требований

к

психологическим

качествам

военных

специалистов в связи с усложнением военно-технических систем и повышением значимости

человеческого фактора в боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской

Федерации.

Задачи

реформирования

Вооруженных

сил,

переход

к

контрактной

системе

комплектования заставляют серьезнее и внимательнее изучать вопросы системного подхода к

военно-профессиональной

ориентации

обучающихся.

Наряду

с

необходимостью

профориентационной работы, как научной проблемы исследования процессов военно-

профессиональной направленности и ее динамики, существуют задачи практического и

организационно-методического плана. Существует необходимость дальнейшего развития

системы военно-профессиональной ориентации, как составной части учебно-воспитательного

процесса.

Военно-профессиональная ориентация суворовцев имеет своей целью формирование у

них (обучающихся) готовности к сознательному выбору военной службы на офицерских

должностях в качестве приоритетного вида профессиональной деятельности и проводится в

интересах полного и качественного комплектования высших образовательных организаций

курсантами.

Основными задачами военно-профессиональной ориентации суворовцев являются:

- раскрытие огромного общественного смысла и героики службы российских офицеров,

формирование на этой основе гордости за наш офицерский корпус, желания посвятить свою

жизнь вооруженной защите Родины;

- оказание помощи суворовцам в сознательном выборе профессии офицера, конкретного

военного учебного заведения, соответствующего их интересам и способностям;

- формирование у суворовца морально-боевых, организаторских, нравственных и других

качеств, необходимых офицеру, оптимального соответствия между требованиями к профессии

офицера и личностью воспитанника;

- разъяснение требований к общественно-политической активности и морально-боевым

качествам,

профессиональным

качествам

однородных

групп

офицерских

профессий,

состоянию здоровья, с учетом психологических данных, физической подготовленности,

общеобразовательной подготовки кандидатов в ВУЗы и развитие у суворовцев стремления к

поступлению в военные учебные заведения МО РФ.

Военно-профессиональная ориентация в СВУ – это система социально-экономических,

психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, являющихся

составной частью учебно-воспитательного процесса. Военно-профессиональная ориентация

направлена на формирование у воспитанников готовности к сознательному и обоснованному

выбору

военной

профессии

в

соответствии

со

своими

желаниями,

склонностями,

способностями и с учетом имеющихся потребностей вооруженных сил в специалистах

различного профиля.

Основными

формами

военно-профессиональной

ориентации

обучающихся

СВУ

являются:

1.

Военно-профессиональное

воспитание,

направленное

на

формирование

у

представителей молодого поколения интересов и мотивов выбора военной профессии, любви

к избираемому виду деятельности, профессиональной чести и этики, лучших качеств военного

человека.

2. Военно-профессиональное просвещение – сообщение обучающимся знаний о

профессиях, на основе которых формируется положительное отношение к различным видам

деятельности, устойчивые военно-профессиональные интересы и стремление к осознанному,

самостоятельному выбору военной профессии.

3. Военно-профессиональное консультирование, проводимое с учетом индивидуальных

особенностей обучающегося, его общих и профессиональных интересов, склонностей и

способностей,

общеобразовательной

и

специальной

подготовки,

а

также

исходя

из

требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, и данными о спросе на

специалистов того или иного профиля.

4.

Профессиональная

диагностика

исследование

и

оценка

индивидуальных

особенностей и перспектив развития обучающегося в целях выявления его пригодности к

успешному выполнению различных видов профессиональной деятельности. Диагностический

аспект профориентации предусматривает всестороннее изучение и оценку индивидуально-

психологических качеств, физического развития и состояния здоровья суворовца в течение

всего процесса формирования у него готовности к самостоятельному и осознанному выбору

профессии.

Воспитательный

аспект

является,

безусловно,

ведущим

в

структуре

военно-

профессиональной ориентации, выделяющим значимость активного, действенного начала в ее

содержании, позволяющим рассматривать профориентацию в качестве важного звена

воспитания суворовцев, формирования всесторонне развитой личности. Исходя из состояния и

перспектив развития военного дела, основными задачами воспитательной работы офицерско-

преподавательского состава СВУ являются:

- воспитание государственно-патриотического сознания, верности России. Воспитать

патриота может только патриот. Это означает формирование у суворовцев готовности и

способности мыслить категориями государственных интересов и ценностей, защищать их

даже ценой собственной жизни;

- формирование и развитие у суворовцев гордости за принадлежность к Вооруженным

Силам Российской Федерации, роду войск и учебному заведению;

- формирование общей культуры и высоких морально-нравственных качеств, как общего

базиса для воспитания суворовца;

- воспитание дисциплинированности и исполнительности. Дисциплинированность и

исполнительность по праву считаются душой военной службы, поскольку суворовец –

человек государственный, который осознанно посвятил себя служению Отечеству;

- формирование и постоянное развитие у суворовцев добросовестного отношения к учебе,

для суворовца учеба – это главная обязанность.

Военно-патриотическое воспитание на 6 - 7 учебных курсах — многоплановая,

систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность всех педагогов

учебного курса. Важнейшими задачами патриотического воспитания в этот период являются

подготовка суворовцев к выбору профиля военного образования и формирование личностной

потребности активного участия в спортивном самосовершенствовании и участии в военно-

прикладных видах спорта.

На 6 курсе была разработана комплексная программа «Тяжело в учении - легко в бою».

Целью этой программы является организация системы педагогических, психологических,

воспитательных и медицинских мероприятий, направленных на формирование ценностно-

нравственной основы у воспитанников, готовности к осознанному и обоснованному выбору

профессии

офицера

в

соответствии

со

своими

склонностями,

способностями

и

психологическими особенностями. Задачи программы – не только воспитательные, но и

развивающие: развить у суворовцев основные военно-профессиональные качества личности;

потребность в личностном самосовершенствовании.

В начале этого учебного года проведены заключительные акции воспитательного

творческого проекта «Есть такая профессия – Родину защищать!».

При подготовке и

проведении этого мероприятия мы прошли VII этапов.

I этап – подготовка. Обсуждение с суворовцами темы, формулировка задач проекта.

II этап планирование. Разделение воспитанников учебной группы на 4 команды в

соответствии с их интересами к военным специальностям и направлению дальнейшего

военно-профессионального образования. Определение проектных заданий для каждой

команды.

III

этап - поисковый (исследовательский).

Сбор и обработка информации об

образовательных учреждениях высшего военного профессионального образования, об их

образовательной

среде,

возможных

направлениях

военно-профессиональной

деятельности. Сбор и обработка информации о различных видах вооружений и военных

специальностях (профессиях).

IV

этап

-

результаты и выводы.

Мы проанализировали полученные данные и

систематизировали их; составили отчеты группы по проектному заданию.

V этап - презентация проекта и его продукта. Результаты работы над проектом были

представлены на обсуждение в виде индивидуальных и коллективных продуктов:

стенгазеты о видах военных вооружений и военных специальностях (профессиях);

презентации о роли различных родов войск и вооружений в исторических сражениях.

VI этап - оценка результатов. На данном этапе происходил обмен мнениями между

участниками проекта.

VII этап – рефлексия

.

Этот этап мы провели как раз в начале этого учебного года,

когда наши воспитанники стали уже учащимися выпускного курса. Здесь важным

было проведение психолого-педагогического тестирования для определения возможного

вида профессионального взаимодействия. Каждый воспитанник оформил раздел военно-

профессионального выбора в своем содержательном портфолио для построения

индивидуальных образовательных маршрутов и подготовки к поступлению в выбранный вуз.

План мероприятий военно-профессиональной ориентации воспитанников 7 курса Санкт-

Петербургского суворовского военного училища на 2017-2018 учебный год включил в себя

следующие:

В преддверии военного профессионального праздника День ракетных войск

и

артиллерии

на 6 курсе состоялся круглый стол суворовцев с курсантами Михайловской военной

артиллерийской академии, среди которых был выпускник 3 роты СВУ курсант 2 курса

младший сержант Вячеслав Малафеев.

Встреча прошла в тёплой, доверительной обстановке, потому как суворовцы охотнее

вступают в диалог с выпускниками и старшими сверстниками, не опасаясь критической

оценки.

В двухстороннем диалоге обсуждались вопросы, которые волнуют многих

суворовцев

выпускного

курса:

Какие

спортивные

достижения

идут

в

зачёт!

Как

зарекомендовать

себя

во

время

вступительных

испытаний?

Как

успешно

пройти

психологический тест на профпригодность? Какие условия учёбы и проживания в Академии?

С какими трудностями можно столкнуться в первый год обучения? и др.

После этапа перекрёстных вопросов, суворовцы объединились в малые группы, где

курсанты могли уделить внимание каждому, кто к ним обращался за советом. Курсанты

открыто делились опытом, давали рекомендации, старались уберечь суворовцев от возможных

ошибок при поступлении в вузы МО РФ.

В завершении встречи суворовцы поблагодарили гостей за встречу, поздравили с Днём

артиллерии и пожелали упорства в достижении поставленных целей, удачи на сессии и

хороших

оценок.

Курсанты

ответили,

что

поступить

в

Михайловскую

военную

артиллерийскую академию – решение, достойное настоящего мужчины.

На встрече с представителем Новосибирского высшего военного командного училища,

суворовцев впечатлил рассказ о кафедрах данного вуза (особенно кафедра разведки (и

воздушно-десантной подготовки)). Также ребят заинтересовала перспективная возможность

занимать командные должности в Вооружённых силах, после окончания командного училища.

Подготовка военных разведчиков – стала основной темой данной встречи в преддверии

военно-профессионального праздника – День военного разведчика. Суворовцы после встречи

долго не отпускали гостя, задавали много вопросов, записывали данные, оставляли свои

личные координаты.

В рамках агитации в училище также прошла встреча суворовцев 6 курса с курсантами

Михайловской военной артиллерийской академии.

То, что встреча будет не похожа на все предыдущие про агитационные занятия с

представителями разных училищ, стало понятно ещё с вечера субботы, когда благодаря

усилиям суворовцев и педагога - организатора комната досуга превратилась в сцену с

отдельным пультом звукорежиссёра, акустической системой и светомузыкой. Были так

расставлены стулья, что образовались даже кулисы! Суворовцы пятой роты радушно приняли

гостей, провели по расположению, продемонстрировав образцовый порядок.

Обычно на подобные занятия к нам приходили 1-2 человека с рекламными постерами и

презентациями и в нескольких словах рассказывали о своём вузе. Если у оратора не

получалось увлечь ребят разговором, то минут через 30 интерес к рассказчику угасал… Но в

это воскресенье все было по-другому.

К нам пришли представители практически всех основных факультетов Михайловской

военной

артиллерийской

академии,

члены

сборной

команды

КВН,

представители

психологической службы академии, докладчики с презентациями на интересующие нас темы.

И было видно, что каждый факультет готов показать в этот день все самое лучшее (у

курсантов был разработан целый творческий сценарий!) Мы услышали рассказ об истории

создания академии и быте курсантов.

Затем погас свет, и комната досуга превратилась в сцену. Первыми сорвали аплодисменты

члены сборной команды КВН своими бронебойными шутками. Тёплыми суворовскими

аплодисментами был встречен выпускник нашего училища Вячеслав Шестаков с песней

«Если будет приказ…», а завершал творческую программу курсант, прочитавший собственное

стихотворение, которое вряд ли оставило кого-то равнодушным.

Финальную точку встречи поставили морпехи и десантники, показавшие высочайший

профессионализм при укладке парашюта и демонстрации его раскрытия. И, самое интересное,

поясняя суворовцам устройство парашюта, отвечая на многочисленные вопросы, делая все

замеры приборами и проверяя узлы, курсанты смогли уложиться в норматив! Одним словом,

десантники и морпехи действовали, как обычно, по-боевому!

Уже в неформальной обстановке, в конце вечера, звучали многочисленные взаимные

слова благодарности…

В

результате

проведения

данных

мероприятий

воспитанники

определились

в

окончательном выборе военной профессии (специальности) и выборе ВВУЗа. Так 11

суворовцев нашего курса изъявили желание поступать в Военно-космическую академию

имени А. Ф. Можайского, 9 суворовцев поступают в Военный инженерно-технический

институт, 7 человек выбрали Военную академию связи им. Буденного. Всего, объектами для

поступлений наших суворовцев стало 20 высших военных учебных заведений. В следствии

чего были так же окончательно определены учебные предметы сдачи ЕГЭ, а также условия

необходимые для поступления в выбранные военные вузы.

Изменение выбора ВВУЗа в течении выпускного курса коснулось немногих суворовцев. В

моей учебной группе таким суворовцем явился Опевалов Александр, который пожелал стать

курсантом Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. Это

решение ему далось с трудом, ведь ранее, его мечтой было поступление в Военно-

космическую академию имени А. Ф. Можайского, славившееся выпуском высококлассных

специалистов, и в которое уже поступило много его старших товарищей. Изменение ВВУЗа он

объяснил так: «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации-это один

из самых престижных военных ВУЗов страны. Возможность в нём обучаться, будет большой

честью для меня. Кроме того, выбранный мною факультет данного университета называется

«экономическая безопасность». В этом направлении в своё время работал мой отец. Я хотел

бы стать последователем его профессиональной деятельности».

Исходя из всего вышесказанного, следует, что воспитание и обучение суворовцев - это

целостная

педагогическая

система,

т.е.

совокупность

взаимосвязанных

и

взаимообусловленных компонентов, образующих целостный единый непрерывный процесс

формирования и развития личности суворовца и побуждения его к саморазвитию и

самосовершенствованию качеств, необходимых для подготовки к поступлению в военные

образовательные учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации.



В раздел образования