Автор: Ёлшин Дмитрий Олегович
Должность: офицер-воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ СПб СВУ МО РФ
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Работа с выпускниками училища
Тема: "Равнение на … ВВУЗ!"
Раздел: среднее образование
«Равнение на … ВВУЗ!»
Ёлшин Дмитрий Олегович
подполковник запаса, воспитатель 6 курса (5рота)
Проблема военно-профессиональной ориентации обучающихся в условиях реорганизации
вооруженных сил приобретает особую актуальность. Это обусловлено специализацией
военного
труда,
повышением
требований
к
психологическим
качествам
военных
специалистов в связи с усложнением военно-технических систем и повышением значимости
человеческого фактора в боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Задачи
реформирования
Вооруженных
сил,
переход
к
контрактной
системе
комплектования заставляют серьезнее и внимательнее изучать вопросы системного подхода к
военно-профессиональной
ориентации
обучающихся.
Наряду
с
необходимостью
профориентационной работы, как научной проблемы исследования процессов военно-
профессиональной направленности и ее динамики, существуют задачи практического и
организационно-методического плана. Существует необходимость дальнейшего развития
системы военно-профессиональной ориентации, как составной части учебно-воспитательного
процесса.
Военно-профессиональная ориентация суворовцев имеет своей целью формирование у
них (обучающихся) готовности к сознательному выбору военной службы на офицерских
должностях в качестве приоритетного вида профессиональной деятельности и проводится в
интересах полного и качественного комплектования высших образовательных организаций
курсантами.
Основными задачами военно-профессиональной ориентации суворовцев являются:
- раскрытие огромного общественного смысла и героики службы российских офицеров,
формирование на этой основе гордости за наш офицерский корпус, желания посвятить свою
жизнь вооруженной защите Родины;
- оказание помощи суворовцам в сознательном выборе профессии офицера, конкретного
военного учебного заведения, соответствующего их интересам и способностям;
- формирование у суворовца морально-боевых, организаторских, нравственных и других
качеств, необходимых офицеру, оптимального соответствия между требованиями к профессии
офицера и личностью воспитанника;
- разъяснение требований к общественно-политической активности и морально-боевым
качествам,
профессиональным
качествам
однородных
групп
офицерских
профессий,
состоянию здоровья, с учетом психологических данных, физической подготовленности,
общеобразовательной подготовки кандидатов в ВУЗы и развитие у суворовцев стремления к
поступлению в военные учебные заведения МО РФ.
Военно-профессиональная ориентация в СВУ – это система социально-экономических,
психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, являющихся
составной частью учебно-воспитательного процесса. Военно-профессиональная ориентация
направлена на формирование у воспитанников готовности к сознательному и обоснованному
выбору
военной
профессии
в
соответствии
со
своими
желаниями,
склонностями,
способностями и с учетом имеющихся потребностей вооруженных сил в специалистах
различного профиля.
Основными
формами
военно-профессиональной
ориентации
обучающихся
СВУ
являются:
1.
Военно-профессиональное
воспитание,
направленное
на
формирование
у
представителей молодого поколения интересов и мотивов выбора военной профессии, любви
к избираемому виду деятельности, профессиональной чести и этики, лучших качеств военного
человека.
2. Военно-профессиональное просвещение – сообщение обучающимся знаний о
профессиях, на основе которых формируется положительное отношение к различным видам
деятельности, устойчивые военно-профессиональные интересы и стремление к осознанному,
самостоятельному выбору военной профессии.
3. Военно-профессиональное консультирование, проводимое с учетом индивидуальных
особенностей обучающегося, его общих и профессиональных интересов, склонностей и
способностей,
общеобразовательной
и
специальной
подготовки,
а
также
исходя
из
требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, и данными о спросе на
специалистов того или иного профиля.
4.
Профессиональная
диагностика
–
исследование
и
оценка
индивидуальных
особенностей и перспектив развития обучающегося в целях выявления его пригодности к
успешному выполнению различных видов профессиональной деятельности. Диагностический
аспект профориентации предусматривает всестороннее изучение и оценку индивидуально-
психологических качеств, физического развития и состояния здоровья суворовца в течение
всего процесса формирования у него готовности к самостоятельному и осознанному выбору
профессии.
Воспитательный
аспект
является,
безусловно,
ведущим
в
структуре
военно-
профессиональной ориентации, выделяющим значимость активного, действенного начала в ее
содержании, позволяющим рассматривать профориентацию в качестве важного звена
воспитания суворовцев, формирования всесторонне развитой личности. Исходя из состояния и
перспектив развития военного дела, основными задачами воспитательной работы офицерско-
преподавательского состава СВУ являются:
- воспитание государственно-патриотического сознания, верности России. Воспитать
патриота может только патриот. Это означает формирование у суворовцев готовности и
способности мыслить категориями государственных интересов и ценностей, защищать их
даже ценой собственной жизни;
- формирование и развитие у суворовцев гордости за принадлежность к Вооруженным
Силам Российской Федерации, роду войск и учебному заведению;
- формирование общей культуры и высоких морально-нравственных качеств, как общего
базиса для воспитания суворовца;
- воспитание дисциплинированности и исполнительности. Дисциплинированность и
исполнительность по праву считаются душой военной службы, поскольку суворовец –
человек государственный, который осознанно посвятил себя служению Отечеству;
- формирование и постоянное развитие у суворовцев добросовестного отношения к учебе,
для суворовца учеба – это главная обязанность.
Военно-патриотическое воспитание на 6 - 7 учебных курсах — многоплановая,
систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность всех педагогов
учебного курса. Важнейшими задачами патриотического воспитания в этот период являются
подготовка суворовцев к выбору профиля военного образования и формирование личностной
потребности активного участия в спортивном самосовершенствовании и участии в военно-
прикладных видах спорта.
На 6 курсе была разработана комплексная программа «Тяжело в учении - легко в бою».
Целью этой программы является организация системы педагогических, психологических,
воспитательных и медицинских мероприятий, направленных на формирование ценностно-
нравственной основы у воспитанников, готовности к осознанному и обоснованному выбору
профессии
офицера
в
соответствии
со
своими
склонностями,
способностями
и
психологическими особенностями. Задачи программы – не только воспитательные, но и
развивающие: развить у суворовцев основные военно-профессиональные качества личности;
потребность в личностном самосовершенствовании.
В начале этого учебного года проведены заключительные акции воспитательного
творческого проекта «Есть такая профессия – Родину защищать!».
При подготовке и
проведении этого мероприятия мы прошли VII этапов.
I этап – подготовка. Обсуждение с суворовцами темы, формулировка задач проекта.
II этап – планирование. Разделение воспитанников учебной группы на 4 команды в
соответствии с их интересами к военным специальностям и направлению дальнейшего
военно-профессионального образования. Определение проектных заданий для каждой
команды.
III
этап - поисковый (исследовательский).
Сбор и обработка информации об
образовательных учреждениях высшего военного профессионального образования, об их
образовательной
среде,
возможных
направлениях
военно-профессиональной
деятельности. Сбор и обработка информации о различных видах вооружений и военных
специальностях (профессиях).
IV
этап
-
результаты и выводы.
Мы проанализировали полученные данные и
систематизировали их; составили отчеты группы по проектному заданию.
V этап - презентация проекта и его продукта. Результаты работы над проектом были
представлены на обсуждение в виде индивидуальных и коллективных продуктов:
стенгазеты о видах военных вооружений и военных специальностях (профессиях);
презентации о роли различных родов войск и вооружений в исторических сражениях.
VI этап - оценка результатов. На данном этапе происходил обмен мнениями между
участниками проекта.
VII этап – рефлексия
.
Этот этап мы провели как раз в начале этого учебного года,
когда наши воспитанники стали уже учащимися выпускного курса. Здесь важным
было проведение психолого-педагогического тестирования для определения возможного
вида профессионального взаимодействия. Каждый воспитанник оформил раздел военно-
профессионального выбора в своем содержательном портфолио для построения
индивидуальных образовательных маршрутов и подготовки к поступлению в выбранный вуз.
План мероприятий военно-профессиональной ориентации воспитанников 7 курса Санкт-
Петербургского суворовского военного училища на 2017-2018 учебный год включил в себя
следующие:
В преддверии военного профессионального праздника День ракетных войск
и
артиллерии
на 6 курсе состоялся круглый стол суворовцев с курсантами Михайловской военной
артиллерийской академии, среди которых был выпускник 3 роты СВУ курсант 2 курса
младший сержант Вячеслав Малафеев.
Встреча прошла в тёплой, доверительной обстановке, потому как суворовцы охотнее
вступают в диалог с выпускниками и старшими сверстниками, не опасаясь критической
оценки.
В двухстороннем диалоге обсуждались вопросы, которые волнуют многих
суворовцев
выпускного
курса:
Какие
спортивные
достижения
идут
в
зачёт!
Как
зарекомендовать
себя
во
время
вступительных
испытаний?
Как
успешно
пройти
психологический тест на профпригодность? Какие условия учёбы и проживания в Академии?
С какими трудностями можно столкнуться в первый год обучения? и др.
После этапа перекрёстных вопросов, суворовцы объединились в малые группы, где
курсанты могли уделить внимание каждому, кто к ним обращался за советом. Курсанты
открыто делились опытом, давали рекомендации, старались уберечь суворовцев от возможных
ошибок при поступлении в вузы МО РФ.
В завершении встречи суворовцы поблагодарили гостей за встречу, поздравили с Днём
артиллерии и пожелали упорства в достижении поставленных целей, удачи на сессии и
хороших
оценок.
Курсанты
ответили,
что
поступить
в
Михайловскую
военную
артиллерийскую академию – решение, достойное настоящего мужчины.
На встрече с представителем Новосибирского высшего военного командного училища,
суворовцев впечатлил рассказ о кафедрах данного вуза (особенно кафедра разведки (и
воздушно-десантной подготовки)). Также ребят заинтересовала перспективная возможность
занимать командные должности в Вооружённых силах, после окончания командного училища.
Подготовка военных разведчиков – стала основной темой данной встречи в преддверии
военно-профессионального праздника – День военного разведчика. Суворовцы после встречи
долго не отпускали гостя, задавали много вопросов, записывали данные, оставляли свои
личные координаты.
В рамках агитации в училище также прошла встреча суворовцев 6 курса с курсантами
Михайловской военной артиллерийской академии.
То, что встреча будет не похожа на все предыдущие про агитационные занятия с
представителями разных училищ, стало понятно ещё с вечера субботы, когда благодаря
усилиям суворовцев и педагога - организатора комната досуга превратилась в сцену с
отдельным пультом звукорежиссёра, акустической системой и светомузыкой. Были так
расставлены стулья, что образовались даже кулисы! Суворовцы пятой роты радушно приняли
гостей, провели по расположению, продемонстрировав образцовый порядок.
Обычно на подобные занятия к нам приходили 1-2 человека с рекламными постерами и
презентациями и в нескольких словах рассказывали о своём вузе. Если у оратора не
получалось увлечь ребят разговором, то минут через 30 интерес к рассказчику угасал… Но в
это воскресенье все было по-другому.
К нам пришли представители практически всех основных факультетов Михайловской
военной
артиллерийской
академии,
члены
сборной
команды
КВН,
представители
психологической службы академии, докладчики с презентациями на интересующие нас темы.
И было видно, что каждый факультет готов показать в этот день все самое лучшее (у
курсантов был разработан целый творческий сценарий!) Мы услышали рассказ об истории
создания академии и быте курсантов.
Затем погас свет, и комната досуга превратилась в сцену. Первыми сорвали аплодисменты
члены сборной команды КВН своими бронебойными шутками. Тёплыми суворовскими
аплодисментами был встречен выпускник нашего училища Вячеслав Шестаков с песней
«Если будет приказ…», а завершал творческую программу курсант, прочитавший собственное
стихотворение, которое вряд ли оставило кого-то равнодушным.
Финальную точку встречи поставили морпехи и десантники, показавшие высочайший
профессионализм при укладке парашюта и демонстрации его раскрытия. И, самое интересное,
поясняя суворовцам устройство парашюта, отвечая на многочисленные вопросы, делая все
замеры приборами и проверяя узлы, курсанты смогли уложиться в норматив! Одним словом,
десантники и морпехи действовали, как обычно, по-боевому!
Уже в неформальной обстановке, в конце вечера, звучали многочисленные взаимные
слова благодарности…
В
результате
проведения
данных
мероприятий
воспитанники
определились
в
окончательном выборе военной профессии (специальности) и выборе ВВУЗа. Так 11
суворовцев нашего курса изъявили желание поступать в Военно-космическую академию
имени А. Ф. Можайского, 9 суворовцев поступают в Военный инженерно-технический
институт, 7 человек выбрали Военную академию связи им. Буденного. Всего, объектами для
поступлений наших суворовцев стало 20 высших военных учебных заведений. В следствии
чего были так же окончательно определены учебные предметы сдачи ЕГЭ, а также условия
необходимые для поступления в выбранные военные вузы.
Изменение выбора ВВУЗа в течении выпускного курса коснулось немногих суворовцев. В
моей учебной группе таким суворовцем явился Опевалов Александр, который пожелал стать
курсантом Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. Это
решение ему далось с трудом, ведь ранее, его мечтой было поступление в Военно-
космическую академию имени А. Ф. Можайского, славившееся выпуском высококлассных
специалистов, и в которое уже поступило много его старших товарищей. Изменение ВВУЗа он
объяснил так: «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации-это один
из самых престижных военных ВУЗов страны. Возможность в нём обучаться, будет большой
честью для меня. Кроме того, выбранный мною факультет данного университета называется
«экономическая безопасность». В этом направлении в своё время работал мой отец. Я хотел
бы стать последователем его профессиональной деятельности».
Исходя из всего вышесказанного, следует, что воспитание и обучение суворовцев - это
целостная
педагогическая
система,
т.е.
совокупность
взаимосвязанных
и
взаимообусловленных компонентов, образующих целостный единый непрерывный процесс
формирования и развития личности суворовца и побуждения его к саморазвитию и
самосовершенствованию качеств, необходимых для подготовки к поступлению в военные
образовательные учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации.