Автор: Снетков Дмитрий Владимирович
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: Федеральное казённое общеоразовательное учреждение "Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Военно-патриотическое воспитание как составляющая военно-профессиональной ориентации суворовцев
Раздел: среднее образование
Военно-патриотическое воспитание как составляющая военно-
профессиональной ориентации суворовцев
Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирование и
развитие патриотических чувств. В свете этих задач повышается
значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как
именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и
решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников
Родины. Одним из приоритетных направлений в воспитательной
работе на учебном курсе в СВУ является военно-патриотическое
воспитание
суворовцев.
Важнейшими
задачами
патриотического
воспитания являются:
-
формирование моральных и нравственных качеств патриотизма
в сознании
воспитанников,
-
воспитание преданности Родине и готовности к ее защите,
-
обеспечение преемственности поколений,
-
пропаганда исторического прошлого Отечества, героического
наследия и
боевых традиций Вооруженных сил, трудового и ратного подвига
народа по
укреплению обороноспособности государства и его защите,
-
подготовка суворовцев к службе в Вооруженных силах РФ,
-
привлечение
к
активному
участию
в
спортивно-массовых
мероприятиях и военно-прикладных видах спорта.
Военно-патриотическое
воспитание
—
многоплановая,
систематическая,
целенаправленная
и
скоординированная
деятельность всех педагогов учебного курса по формированию у
воспитанников высокого патриотического сознания, чувства верности к
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга,
важнейших конституционных обязанностей по защите интересов
Родины. На 5 учебном курсе работа по военно – патриотическому
воспитанию суворовцев ведется по нескольким направлениям.
Одним из направлений является привлечение воспитанников к
организованным
формам
досуга,
способствующим
повышению
интереса к истории своей страны, к подвигам русского народа,
формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма,
сопричастности к истории Отечества.
В кружках дополнительного образования и спортивных секциях СВУ
занимаются
все
наши
воспитанники.
На
каждого
составлен
индивидуальный
образовательный
маршрут
в
соответствии
со
способностями и интересами воспитанников. Уже много лет в СПб
СВУ работает Военно-исторический клуб «Военный историк», который
был образован в ответ на рост негативных тенденций в Вооруженных
силах и в среде молодёжи. Это уникальный клуб, в рамках которого
проводится
большая
работа
по
патриотическому
воспитанию
суворовцев, приобщение их к истории России. В клубе наши
воспитанники своими руками изготавливают модели войск (солдат,
вооружений, ландшафт и др.) различных эпох: греко-римских воинов,
солдат
времен
Отечественной
войны
1812
года,
Великой
Отечественной войны, изучают, а затем разыгрывают исторические
битвы, тем самым глубоко знакомятся с военной
историей, выдающимися героями и полководцами. В рамках работы
данного клуба проводятся тематические игры «Беглый огонь: начало
Второй мировой войны», игра «Последние бои 1945», турнир «Комбат:
Венская операция 1945год» и другие. Помимо работы в самом клубе,
ребята ежегодно выезжают на поля сражений и принимают участие в
реконструкции исторических событий, проникаясь духом патриотизма.
Таким образом, у подростков, занимающихся в Военно-историческом
клубе
«Военный
историк»,
формируется
уважение
к
своему
Отечеству,
к
культуре
и
истории
своего
народа.
Суворовцы,
занимающиеся в спортивных секциях, принимают активное участие в
турнирах и спортивных соревнованиях различного уровня. войны.
Творческий
коллектив
представил
специально
подготовленную
программу, где песни военных лет чередовались со стихами,
исполненными с большим чувством.
Проникновенные стихи советских поэтов о войне и жизни органично
сочетались с такими бессмертными песнями как «Священная война»,
«Эх, дороги!», «На солнечной поляночке», «Смуглянка», «Катюша»,
«День Победы», и т.д. Важным направлением военно-патриотического
воспитания
является
организация
и
проведение
тематических
массовых мероприятий, экскурсии в музеи, на выставки, встречи с
интересными людьми, участниками боевых действий. В рамках
празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне, на
учебном курсе были организованы тематические встречи, такие как
«Никто не забыт, ничто не забыто», в ходе которых суворовцы имели
уникальную возможность услышать воспоминания от ветеранов о
ходе военных событий. Учащиеся участвовали в торжественном
параде на Дворцовой площади.
Неотъемлемая
часть
военно-патриотического
воспитания
-
физическая
подготовка суворовцев, укрепление здоровья, пропаганда позитивного
отношения к службе в Вооруженных силах РФ путем популяризации
военно-прикладных видов спорта. На учебном курсе организована
планомерная
работа
по
проведению
тематических
спортивных
соревнований и мероприятий, на которые приглашаются и родители
учащихся.
Значимым
направлением
работы
по
военно-
патриотическому воспитанию является военно-профессиональная
ориентация воспитанников. В СПб СВУ разработана Программа
военно-профессиональной
ориентации
как
форма
подготовки
выпускников суворовских училищ к осознанному выбору военной
профессии: «Время выбирать военную профессию: три шага к
успеху».
Выбор
военной
специальности
предопределяет
(для
дальнейшего обучения) вуз или перечень вузов, необходимых для
получения соответствующего военного образования, что в свою
очередь
ведет
к
выбору
суворовцами
профиля
обучения
в
довузовском образовательном учреждении и предметов по выбору
для государственной итоговой аттестации. Обобщенными целями
военно-профессиональной ориентации воспитанников довузовских
образовательных учреждений МО РФ являются:
-
формирование
военно-профессиональной
направленности
личности;
-
развитие
способности
осуществлять
осознанное
профессиональное
самоопределение
по
отношению
к
военной
службе,
военным
профессиям
на
основе
сопоставления
представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку
воинскими должностями и военными специальностями.
Работа по военно-профессиональной ориентации с воспитанниками
СПб СВУ проводится на протяжении всего периода обучения в
суворовском училище. Но крайне важно, чтобы профессиональный
выбор воспитанников состоялся как можно раньше, не позднее
времени окончания 9 класса. При проведении мероприятий по военно-
профессиональной ориентации на 5 учебном курсе в зависимости от
вида деятельности и решаемых задач ставятся и достигаются цели по
формированию военно-профессиональных интересов и мотивов;
готовности к изучению основ военной службы; готовности к обучению
в
военном
образовательном
учреждении
профессионального
образования
по
соответствующей
специальности;
готовности
к
занятиям военно-прикладными видами спорта. В этот процесс
вовлекаются
все
участники
образовательного
процесса:
преподаватели,
воспитатели,
педагог-психолог,
учащиеся
и
их
родители.
Результат
по
итогам
проведения
мероприятий
-
предварительный выбор военной профессии (специальности):
- выбор ввуза;
- определение экзаменов для ГИА (ОГЭ);
- изучение условий для поступления в различных военных вузах;
- предварительный военно-профессиональный психологический отбор
(в СВУ по типовым тестам);
- установление годности по здоровью (медицинская комиссия в СВУ),
- определение уровня подготовки воспитанников по предметам
обучения, выносимым на конкурс при поступлении в ввуз,
- определение уровня физической подготовленности для поступления.
В
соответствии
с
разработанными
примерными
тематическими
планами изучения предмета «Основы военной подготовки», особое
внимание на уроках в 9 классе уделяется темам:
- организационная структура Вооруженных Сил, Виды Вооруженных
Сил, рода войск. История их создания и предназначение,
- военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием
и
военной
техникой,
требования
воинской
деятельности,
предъявляемые к моральным, индивидуально психологическим и
профессиональным качествам гражданина,
- как стать офицером Российской армии.
Таким образом, на учебном курсе проводится активная работа с
воспитанниками по формированию ценностно-нравственной основы
их
самоопределения
относительно
военно-профессиональной
деятельности
(военно-патриотическое
воспитание
и
военно-
профессиональное просвещение).