Автор: Мокрова Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с овз"Минобразования Чувашии
Населённый пункт: Чувашская Республика, Шумерлинский район, пос.Саланчик
Наименование материала: статья
Тема: "Немного о нравственном воспитании"
Раздел: среднее образование
Немного о нравственном воспитании.
Нравственное воспитание в педагогике — это целенаправленный процесс
формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных
чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло
на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного
процесса. Менялись порядки общественной жизни, политического
устройства общества, уровень его экономического развития, но на всех
этапах развития – подъемов и падений, рассвета и упадка – на уровне семьи
и государства самым главным в образовательном процессе оставалось
нравственное воспитание личности.
Проблема нравственного самоусовершенствования личности становится
одной из важнейших в наше непростое время. Еще Л.Н.Толстой говорил,
что один из способов перестройки жизни —это путь нравственного
усовершенствования, нравственного самовоспитания личности каждого
человека. Но прежде, чем говорить о нравственном воспитании, нужно
понять, что такое нравственность?
Википедия дает такое толкование этому понятию:
Нравственность — соответствие поведения человека нормам морали. Термин,
чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда —
этики.
А в словаре С.И.Ожегова-- нравственность—это внутренние, духовные качества,
которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения,
определяемые этими качествами.
Мне больше всего импонирует толкование С. И.Ожегова и хочется добавить, что
нравственность — это моральное качество человека и правила, которыми он
руководствуется, когда стоит перед выбором.
Надо подчеркнуть, что бытует мнение, что нравственность носит субъективный
характер, так как в каждом обществе и в каждой семье свои ценности, нормы
правильного и неправильного, то есть свой уровень нравственности, который
зависит от личного выбора каждого человека. Каждый человек сам для себя
решает, что такое хорошо и плохо. Такой подход к понятию нравственности меня
не устраивает. Для любого человека, независимо от национальности,
вероисповедания, религии и так далее, «хорошо» и «плохо» должны иметь
соответствующее им значение. С малых лет ребенок должен знать,»что такое
хорошо и что такое плохо» в истинном их значении. Но если мы считаем, что
нравственность носит субъективный характер, то получается, мне хорошо от того,
что я напакостил другому… Это же мой выбор …
Субъективные желания кому-то вредить не могут быть субъективным законом
нравственности, поскольку уже подразумевают пренебрежение к окружающим.
Поэтому законы, как я считаю, должны быть объективны.
Также существует мнение, что есть нравственность добрая и злая.
Если
учитывать, что категории добра и зла относительны, то нравственность не
может быть либо «злой», либо «доброй», она или есть, или ее нет.
Нравственность объединяет в себе разные положительные качества личности:
честность, доброту, сострадание, милосердие, чуткость, щедрость, верность,
бескорыстие и так далее. И как же она может быть злой?
Сейчас многие люди находятся либо в постоянной погоне за деньгами, когда
материальное благополучие является самоцелью, когда законом жизни является
выражение «Хочешь жить—умей вертеться», либо--- люди выживают…И
невольно задаешься вопросом: « Может ли в такое время, когда каждый может
надеяться только на самого себя и верить только самому себе, идти речь о таких
вещах, как милосердие, чуткость, доброта, взаимопомощь и тому подобное»?
Может быть, глупо и бесполезно быть бескорыстным и добродетельным?!
Действительно, что это нам дает, что получает тот, кто соблюдает все заповеди
Христа и любит «ближнего своего, как самого себя»? На первый взгляд, ничего,
если не считать чувство собственного удовлетворения от того, что ты делаешь
благо. А таких людей, которые не испытывают это чувство от того, что сделал
хорошо другому, сейчас становится с каждым днем больше и больше. Живем по
принципу «Выживает сильнейший» , сметаем все на своем пути, не щадим
никого. Повсюду мошенники, воры, взяточники---преступники , одним словом.
Наше общество в опасности. Люди злые. Жестокие. Замкнутые. Свои
переживания и чувства заталкивают глубоко в себя, покрываются защитным
панцирем, который не дает проникнуть в его душу ни добру, ни злу. Уход от
реальности— это защитная реакция. Это все передается нашим детям,
подрастающему поколению. Все ниже и ниже становится уровень нравственности,
духовности в нас. Поэтому мы должны бить тревогу, пока не совсем поздно. Надо
много работать над собой и уделять больше внимания окружающим. Если
взрослое поколение не будет подавать пример подрастающему поколению, то
будет почти бессмысленным рассуждать о нравственном воспитании.
А современное размывание границ добра и зла, хорошего и плохого, существует
для дезориентации людей. Чтобы такого не было, в школах нужно уделять
большое внимание нравственному воспитанию нашего будущего.
Цель нравственного воспитания помочь человеку с малых лет принимать
нравственные решения. Понимать смысл и ценность нравственных правил.
Способствовать нравственной зрелости человека, способности понимать других,
сопереживать им, вырабатывать нравственные мотивы поведения.
Результатом нравственного воспитания должна быть нравственно устойчивая
личность.