Напоминание

"Немного о нравственном воспитании"


Автор: Мокрова Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с овз"Минобразования Чувашии
Населённый пункт: Чувашская Республика, Шумерлинский район, пос.Саланчик
Наименование материала: статья
Тема: "Немного о нравственном воспитании"
Раздел: среднее образование





Назад




Немного о нравственном воспитании.

Нравственное воспитание в педагогике — это целенаправленный процесс

формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных

чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло

на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного

процесса. Менялись порядки общественной жизни, политического

устройства общества, уровень его экономического развития, но на всех

этапах развития – подъемов и падений, рассвета и упадка – на уровне семьи

и государства самым главным в образовательном процессе оставалось

нравственное воспитание личности.

Проблема нравственного самоусовершенствования личности становится

одной из важнейших в наше непростое время. Еще Л.Н.Толстой говорил,

что один из способов перестройки жизни —это путь нравственного

усовершенствования, нравственного самовоспитания личности каждого

человека. Но прежде, чем говорить о нравственном воспитании, нужно

понять, что такое нравственность?

Википедия дает такое толкование этому понятию:

Нравственность — соответствие поведения человека нормам морали. Термин,

чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда —

этики.

А в словаре С.И.Ожегова-- нравственность—это внутренние, духовные качества,

которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения,

определяемые этими качествами.

Мне больше всего импонирует толкование С. И.Ожегова и хочется добавить, что

нравственность — это моральное качество человека и правила, которыми он

руководствуется, когда стоит перед выбором.

Надо подчеркнуть, что бытует мнение, что нравственность носит субъективный

характер, так как в каждом обществе и в каждой семье свои ценности, нормы

правильного и неправильного, то есть свой уровень нравственности, который

зависит от личного выбора каждого человека. Каждый человек сам для себя

решает, что такое хорошо и плохо. Такой подход к понятию нравственности меня

не устраивает. Для любого человека, независимо от национальности,

вероисповедания, религии и так далее, «хорошо» и «плохо» должны иметь

соответствующее им значение. С малых лет ребенок должен знать,»что такое

хорошо и что такое плохо» в истинном их значении. Но если мы считаем, что

нравственность носит субъективный характер, то получается, мне хорошо от того,

что я напакостил другому… Это же мой выбор …

Субъективные желания кому-то вредить не могут быть субъективным законом

нравственности, поскольку уже подразумевают пренебрежение к окружающим.

Поэтому законы, как я считаю, должны быть объективны.

Также существует мнение, что есть нравственность добрая и злая.

Если

учитывать, что категории добра и зла относительны, то нравственность не

может быть либо «злой», либо «доброй», она или есть, или ее нет.

Нравственность объединяет в себе разные положительные качества личности:

честность, доброту, сострадание, милосердие, чуткость, щедрость, верность,

бескорыстие и так далее. И как же она может быть злой?

Сейчас многие люди находятся либо в постоянной погоне за деньгами, когда

материальное благополучие является самоцелью, когда законом жизни является

выражение «Хочешь жить—умей вертеться», либо--- люди выживают…И

невольно задаешься вопросом: « Может ли в такое время, когда каждый может

надеяться только на самого себя и верить только самому себе, идти речь о таких

вещах, как милосердие, чуткость, доброта, взаимопомощь и тому подобное»?

Может быть, глупо и бесполезно быть бескорыстным и добродетельным?!

Действительно, что это нам дает, что получает тот, кто соблюдает все заповеди

Христа и любит «ближнего своего, как самого себя»? На первый взгляд, ничего,

если не считать чувство собственного удовлетворения от того, что ты делаешь

благо. А таких людей, которые не испытывают это чувство от того, что сделал

хорошо другому, сейчас становится с каждым днем больше и больше. Живем по

принципу «Выживает сильнейший» , сметаем все на своем пути, не щадим

никого. Повсюду мошенники, воры, взяточники---преступники , одним словом.

Наше общество в опасности. Люди злые. Жестокие. Замкнутые. Свои

переживания и чувства заталкивают глубоко в себя, покрываются защитным

панцирем, который не дает проникнуть в его душу ни добру, ни злу. Уход от

реальности— это защитная реакция. Это все передается нашим детям,

подрастающему поколению. Все ниже и ниже становится уровень нравственности,

духовности в нас. Поэтому мы должны бить тревогу, пока не совсем поздно. Надо

много работать над собой и уделять больше внимания окружающим. Если

взрослое поколение не будет подавать пример подрастающему поколению, то

будет почти бессмысленным рассуждать о нравственном воспитании.

А современное размывание границ добра и зла, хорошего и плохого, существует

для дезориентации людей. Чтобы такого не было, в школах нужно уделять

большое внимание нравственному воспитанию нашего будущего.

Цель нравственного воспитания помочь человеку с малых лет принимать

нравственные решения. Понимать смысл и ценность нравственных правил.

Способствовать нравственной зрелости человека, способности понимать других,

сопереживать им, вырабатывать нравственные мотивы поведения.

Результатом нравственного воспитания должна быть нравственно устойчивая

личность.



В раздел образования