Напоминание

Дидактические игры и пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ


Автор: Игнатенко Зинаида Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д.с № 82
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические игры и пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ

В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

З.А. Игнатенко

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 82 «Узнавайка», г. Новосибирск

На современном этапе развития России происходят изменения в

образовательных

процессах:

содержание

образования

усложняется,

акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных

способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер;

на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и

воспитания,

направленные

на

активизацию

познавательного

развития

ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь

ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию

детей, в широком спектре современных технологий.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

(ОВЗ), применяются особые коррекционно-развивающие педагогические

технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении

и воспитании.

Как известно дошкольный возраст является периодом первоначального

ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В это время

интенсивно развиваются его познавательные способности и познавательные

интересы.

Развитие психических процессов у детей с ОВЗ в большей степени

зависит от условий, в которых они находятся. Также мы должны учитывать

потребности

и

интересы,

возрастные

особенности

детей

и

задачи

коррекционно-воспитательного воздействия [9].

Зачастую

у

них

наблюдается

нарушение

функционирования

зрительных

и

слуховых

анализаторов.

Тактильная

чувствительность

позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с ними в

непосредственном контакте.

Для них характерны быстрая истощаемость, утомляемость, снижение

работоспособности, что затрудняет формирование их игровой деятельности.

Для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ игра является ведущей

деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется

личность в целом [6].

Как

педагогу

удержать

интерес

ребенка,

сконцентрировать

его

внимание?

Для этого существует много методов и приемов. Один из них -

дидактическая игра.

Дети с ОВЗ в большей мере, чем нормально развивающиеся дети,

нуждаются в целенаправленном воздействии взрослого, и дидактическая игра

является одной из основных форм воздействия и развития, познания

окружающего мира.

Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью. Для развития детей с ОВЗ дидактическая игра широко

охватывает

всю

личность

ребенка:

умственно–эмоциональную,

двигательную, волевую сферу. Она способствует всестороннему развитию,

развивает восприятие, внимание, память, наблюдательность, помогает

развитию

чёткой

и

выразительной

речи,

способствует

активизации

познавательной деятельности. При решении разнообразных игровых задач у

детей с ограниченными возможностями развиваются основные процессы

мышления: сравнение, анализ, умозаключение. Дидактическая игра является

и средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка. С

помощью дидактической игры у детей с ОВЗ, успешно корректируются,

развиваются личностные качества ребенка - ответственность, активность,

творчество, самостоятельность, физические и творческие способности [5].

Дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных

взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение

к товарищам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,

помогать в беде и т.д. Дидактическая игра создает положительный

эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем

требует определенного напряжения нервной системы. В процессе игровой

деятельности у детей активно работают воображение, память, мышление,

усиливаются его эмоции.

В педагогической среде умение делать что-то своими руками чуть ли

не обязательное условие успешной работы.

Основной целью работы педагогов нашего ДОУ является развитие

познавательной активности детей с ОВЗ посредством дидактических игр и

пособий.

Использование данных игр способствует решению следующих задач:

1. Ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических

представлений.

4. Развитие у детей творческих способностей, любознательности,

коммуникативных навыков и повышение самооценки.

5. Совершенствование навыков самостоятельной деятельности.

Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном

возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, которые мы

разделили на несколько групп.

1. Дидактические игры и пособия по ознакомлению с окружающим миром и

развитию речи.

2. Дидактические игры и пособия по развитию сенсорных эталонов и

элементарных математических представлений.

3. Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики.

Оригинальность данных дидактических игр заключается в том, что они:

предназначены для решения целого комплекса задач обучения и

воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;

сделаны из простого подручного материала;

просты и удобны в обращении;

доступны, яркие, многофункциональны;

имеют высокую развивающую возможность, технологичность.

Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание

предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и

воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и

организационных отношений.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый

ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определенной

ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный

действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у

которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован

и не обобщён.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для

понимания того или иного действия требуются многократные повторения.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на

разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения

к заданию [2].

Таким образом, особая роль дидактической игры в определяется тем,

что игра делает сам коррекционно-развивающий процесс эмоциональным,

действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.

Список используемой литературы

1.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников. - М., 2000г.

2.

Артемова

Л.В.

Окружающий

мир

в

дидактических

играх

дошкольников. - М., 2007г.

3.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и

упражнения. - М., 2006г.

4.

Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим

недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.

5.

Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях.

- М., 2009г.

6.

Лебединская К.С. Задержка психического развития. – М., – 2007.

7.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с

окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. – М., 2012г.

8.

Пидкосистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. - М.,

2005г.

9.

Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – M., 2002.



В раздел образования