Автор: Игнатенко Зинаида Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д.с № 82
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические игры и пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
З.А. Игнатенко
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 82 «Узнавайка», г. Новосибирск
На современном этапе развития России происходят изменения в
образовательных
процессах:
содержание
образования
усложняется,
акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных
способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер;
на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и
воспитания,
направленные
на
активизацию
познавательного
развития
ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь
ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию
детей, в широком спектре современных технологий.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
(ОВЗ), применяются особые коррекционно-развивающие педагогические
технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении
и воспитании.
Как известно дошкольный возраст является периодом первоначального
ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В это время
интенсивно развиваются его познавательные способности и познавательные
интересы.
Развитие психических процессов у детей с ОВЗ в большей степени
зависит от условий, в которых они находятся. Также мы должны учитывать
потребности
и
интересы,
возрастные
особенности
детей
и
задачи
коррекционно-воспитательного воздействия [9].
Зачастую
у
них
наблюдается
нарушение
функционирования
зрительных
и
слуховых
анализаторов.
Тактильная
чувствительность
позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с ними в
непосредственном контакте.
Для них характерны быстрая истощаемость, утомляемость, снижение
работоспособности, что затрудняет формирование их игровой деятельности.
Для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ игра является ведущей
деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется
личность в целом [6].
Как
педагогу
удержать
интерес
ребенка,
сконцентрировать
его
внимание?
Для этого существует много методов и приемов. Один из них -
дидактическая игра.
Дети с ОВЗ в большей мере, чем нормально развивающиеся дети,
нуждаются в целенаправленном воздействии взрослого, и дидактическая игра
является одной из основных форм воздействия и развития, познания
окружающего мира.
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью. Для развития детей с ОВЗ дидактическая игра широко
охватывает
всю
личность
ребенка:
умственно–эмоциональную,
двигательную, волевую сферу. Она способствует всестороннему развитию,
развивает восприятие, внимание, память, наблюдательность, помогает
развитию
чёткой
и
выразительной
речи,
способствует
активизации
познавательной деятельности. При решении разнообразных игровых задач у
детей с ограниченными возможностями развиваются основные процессы
мышления: сравнение, анализ, умозаключение. Дидактическая игра является
и средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка. С
помощью дидактической игры у детей с ОВЗ, успешно корректируются,
развиваются личностные качества ребенка - ответственность, активность,
творчество, самостоятельность, физические и творческие способности [5].
Дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных
взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение
к товарищам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,
помогать в беде и т.д. Дидактическая игра создает положительный
эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем
требует определенного напряжения нервной системы. В процессе игровой
деятельности у детей активно работают воображение, память, мышление,
усиливаются его эмоции.
В педагогической среде умение делать что-то своими руками чуть ли
не обязательное условие успешной работы.
Основной целью работы педагогов нашего ДОУ является развитие
познавательной активности детей с ОВЗ посредством дидактических игр и
пособий.
Использование данных игр способствует решению следующих задач:
1. Ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических
представлений.
4. Развитие у детей творческих способностей, любознательности,
коммуникативных навыков и повышение самооценки.
5. Совершенствование навыков самостоятельной деятельности.
Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном
возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, которые мы
разделили на несколько групп.
1. Дидактические игры и пособия по ознакомлению с окружающим миром и
развитию речи.
2. Дидактические игры и пособия по развитию сенсорных эталонов и
элементарных математических представлений.
3. Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики.
Оригинальность данных дидактических игр заключается в том, что они:
предназначены для решения целого комплекса задач обучения и
воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;
сделаны из простого подручного материала;
просты и удобны в обращении;
доступны, яркие, многофункциональны;
имеют высокую развивающую возможность, технологичность.
Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание
предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и
воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и
организационных отношений.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый
ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определенной
ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный
действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у
которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован
и не обобщён.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для
понимания того или иного действия требуются многократные повторения.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на
разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения
к заданию [2].
Таким образом, особая роль дидактической игры в определяется тем,
что игра делает сам коррекционно-развивающий процесс эмоциональным,
действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.
Список используемой литературы
1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. - М., 2000г.
2.
Артемова
Л.В.
Окружающий
мир
в
дидактических
играх
дошкольников. - М., 2007г.
3.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. - М., 2006г.
4.
Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим
недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.
5.
Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях.
- М., 2009г.
6.
Лебединская К.С. Задержка психического развития. – М., – 2007.
7.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с
окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. – М., 2012г.
8.
Пидкосистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. - М.,
2005г.
9.
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – M., 2002.