Напоминание

"Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста"


Автор: Ганиева Алина Римовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад
Населённый пункт: с. Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад с. Нижнетроицкий

Статья

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста»

Выполнила: воспитатель

Ганиева Алина Римовна.

2023 г.

Оглавление

1.

Введение

2.

Основная часть

2.1 Формирование познавательного интереса в раннем возрасте

2.2. Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

2.3. Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной

сферы с детьми раннего возраста

3. Заключение

4. Список используемых источников

1.

Введение.

Ранний возраст – это период жизни человека с года до трех лет. Не

секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии

ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать

себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка,

которые в будущем станут фундаментом его характера. В это время происходят

важнейшие

изменения

в

психическом

развитии

детей

формируется

мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые

устойчивые качества личности.

Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных в

современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость

теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой

воспитания.

Восприятие окружающего мира раннего возраста – становится более

субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям

чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от

неинтересного.

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию

на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков,

важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе –

познавательных способностей. Недоработки на этом этапе могут крайне

негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Актуальность

рассматриваемой

проблемы

обусловила

выбор

темы

исследования: «Развитие познавательных способностей у детей раннего

возраста».

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения,

развития и воспитания дошкольников раннего возраста на занятиях по

развитию познавательной активности при помощи реализации взаимосвязи с

игрой позволили сформулировать гипотезу исследования: использование

интегрированных занятий по развитию познавательной активности, речи и

сенсорному воспитанию позволит повысить уровень познавательного развития

детей.

Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у

детей раннего возраста.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у

детей раннего возраста.

Предмет исследования: познавательный интерес детей раннего возраста.

Задачи исследования:

- рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;

- определить критерии сформированности познавательного интереса.

2. Основная часть

2.1 Формирование познавательного интереса в раннем возрасте.

Развитие

активной

познавательной

деятельности

детей

раннего

младшего

дошкольного

возраста

отмечается

следующими

изменениями,

происходящими в структуре личности ребенка.

Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно

отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как

самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему

интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.

Базовое

доверие

к

окружающему

миру.

Развивается

в

процессе

взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого

позитивного опыта.

Целеустремленность.

Ребенок учится направлять свою деятельность,

структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется

понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения

того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или

иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать

смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу

дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.

Творческая

деятельность.

Приобретая

опыт

взаимодействия

с

окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его,

манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять

его участие в творческой деятельности в любой форме.

Особенности

познавательного

развития

у

детей

раннего

возраста

выглядят следующим образом: из всех процессов познавательного развития

раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный

характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен

уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще

неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо

и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов

того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе.

Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая

даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются

только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д.

Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его

к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо

от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок

приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста

выглядят следующим образом:

Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию

ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным

играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.

Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим

в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что

происходит

вокруг,

в

особенности

делиться

с

родителями

своими

впечатлениями.

Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной

творческой

деятельности,

различных

операций

с

предметами.

В

его

распоряжении должны быть материалы для творчества.

Расширение

понятийного

аппарата

и

представлений

об

окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые,

доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные

передачи и смотреть развивающие телепередачи.

Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов,

объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют

ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к

любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.

Создание

условий,

поощряющие

в

ребенке

проявления

самостоятельной

активной

деятельности.

Лучше

разрешить

ребенку

самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или

иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.

Формирование

доброжелательного

отношения

к

людям

и

окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с

правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные

отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками

общения и т.д.

2.2 Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы.

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности –

обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что

каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень

развития, не стоит пренебрегать ими.

Задачи,

предлагаемые

ребенку

раннего

(дошкольного)

возраста,

обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его

особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать

и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям.

Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество

развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой

деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем

уделять им один день в неделю.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи

должны быть ему интересны.

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным

условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста

подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко

подготовиться к дальнейшей жизни.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор

игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать

предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим

(например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие

предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и

сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Во

время

бодрствования

детей

дидактические

игрушки

нужно

располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид

дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие

группы — по 2—3 ребенка, при этом каждому из них следует давать

аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста

играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам,

если игровая ситуация не будет продумана воспитателем.

Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы

каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в

случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает

его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей,

длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом

одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с

другими игрушками.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие

виды

деятельности

основные

моменты

организации

воспитателем

предметной деятельности детей.

Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно

несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок

запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной

активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с

большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа

воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна

проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия

взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т.

п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует

и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании

называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком,

подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.

Развитию

функции

обобщения

способствует

наличие

в

группе

однородных игрушек, различающихся по цвету, величине, материалу: куклы

матерчатые, целлулоидные, резиновые, большие, маленькие; машины разные

по величине, окраске, внешнему виду и т. п.

В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные

признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает

и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название

предмета

или

действия,

воспринимает

их

одновременно

разными

анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные

действия.

Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом

правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает

окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию

явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе познавательной

деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических

процессов: восприятия, внимания, памяти.

2.3. Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной

сферы с детьми раннего возраста.

Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной

и особенно моторной речи в раннем возрасте обучение предметным действиям

должно быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять

одни и те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота повтора определяется

содержанием

дидактических

задач

и

степенью

усвоения

программного

материала.

На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и

сенсорного характера. В работе со строительным материалом (кубики,

пирамидки) прежде всего ставятся задачи моторного характера: научить детей

катать шарики, нанизывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд

кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), открывать и закрывать

коробки, матрешки и т. д. Сборные игрушки должны легко открываться,

разбираться; размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог легко охватить

их ладошкой.

По мере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного,

конструктивного,

предметно-орудийного

характера,

которые

постепенно

усложняются. Сначала малыши учатся нанизывать кольца двух контрастных

размеров: самые большие и самые маленькие. Затем добавляются кольца

среднего размера, и наконец дети собирают пирамидку из 5—6 колец смежных

размеров. Подобным образом они учатся действовать с матрешкой.

Существенное

значение

в

проведении

занятий

имеет

объяснение

взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с

использованием методов пассивных движений.

При

правильном

обучении

действиям

с

предметами

у

ребенка

вырабатываются навыки обобщенных способов пользования ими. Он играет

пирамидами разной величины, мячами разного цвета, используя их свойства:

мяч катает, колесики нанизывает, кубики ставит друг на друга. Малыш учится

подражать действиям взрослых и к концу второго года жизни выполняет их

быстро и легко. Это помогает ему усвоить способы пользования различными

предметами не только в игровой, но и в бытовой деятельности.

На занятиях со строительным материалом малыши учатся ставить

кубики, кирпичики друг на друга (башня), рядом (дорожка, поезд, забор). Детей

обучают

располагать

кубики,

кирпичики

в

разном

пространственном

отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся

постройки из разных форм (стол и стул вместе). На заключительном этапе

детей учат делать перекрытия (скамейка, ворота, дом). В конце занятия они

каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины)

для обыгрывания построек.

С целью развития познавательной активности ребенка рекомендуется

широко

использовать

показ

предметов

с

называнием

и

моментами

сюрпризности

(внезапное

появление

игрушек),

разнообразные

варианты

демонстрации игрушек, предметов: "Кто в домике живет", "Карусель",

"Катание игрушек с горки" и т. п. Сначала детей знакомят с одним, потом с

несколькими предметами, учат выбирать названный предмет из группы, к

контрастным добавляют похожие, учат различать их, объединяют несложным

сюжетом. Когда дети научатся различать реальные предметы, игрушки, их

заменяют изображениями на картинке. Показ от занятия к занятию усложняется

по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.

Предметная наглядность (предметы, явления природы, игрушки) или

графически-образная наглядность (картинки, рисунки) используются в тесном

сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся

детей.

Заключение

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и

эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес

объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса

обучения: обучающую; развивающую; воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их

приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным

фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития,

настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру,

проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать

любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Ребенок

появляется

на

свет

с

врожденной

познавательной

направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к

новым условиям жизнедеятельности.

Достаточно

быстро

познавательная

направленность

переходит

в

познавательную

активность

-

состояние

внутренней

готовности

к

познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях,

направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С

ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет

к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и

формируются познавательные интересы.

Развитие

познавательной

активности

представляет

тот

идеальный

вариант,

когда

её

становление

происходит

постепенно,

равномерно,

в

соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой

самоопределения личности в окружающей среде.

Можно

определить

познавательную

активность,

как

меняющееся

свойство личности, которое означает глубокую убеждённость ребёнка в

необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит

проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным

действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому для его

развития важно, чтобы ребёнок усвоил сенсорный опыт и овладел наиболее

рациональными способами обследования предметов, их свойств.

С

точки

зрения

ученых-психологов,

все

психические

процессы

представляют собой особые формы предметных действий. В каждом таком

действии

есть

две

части:

ориентированная

и

исполнительная.

Как

подчёркивают А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Г.С. Костюк

психическое развитие является процессом отделения ориентированной части

действия от самого действия и постоянное обогащение ориентированной части.

Качественная характеристика результативности действия зависит от того, как

организована ориентация ребёнка. Дошкольное детство является периодом

интенсивного

развития

ориентированной

деятельности.

Способом

ориентированных действий ребёнка стают усвоенные им различные эталоны.

Мимо процессов усвоения эталонов развитие невозможно (Л.С. Выготский).

Список используемых источников

1. Марусинец М., Изучение познавательной активности, Дошкольное

воспитание, 1999

2. Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей

дошкольного возраста, М., Просвещение, 1996

3. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-

методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. 2007.

5. Ткачук Т. Радость познания, Дошкольное воспитание, 2002



В раздел образования