Напоминание

развитие музыкальной памяти на уроках сольфеджио в младших классах на примерах народных песен.


Автор: Грязова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: НР МБУ ДО "ДМШ"
Населённый пункт: г.п. Пойковский
Наименование материала: Открытый урок
Тема: развитие музыкальной памяти на уроках сольфеджио в младших классах на примерах народных песен.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Открытый урок по сольфеджио 3 класс
6 ноября 2015 г.
Тема
: развитие музыкальной памяти на уроках сольфеджио в младших классах на примерах народных песен.
Цель
: Показать формы работы над развитием музыкальной памяти и показ результата их применения.
Задачи

:

-
развивать двигательную, слуховую и зрительную память, посредством музыкального обучения;
-
развивать навыки ориентирования в тональности;
-
развивать вокально-интонационные навыки.
Воспитательные:

-
прививать правильное прочтение текста с последующим запоминанием; - на примере народных песен, воспитывать нравственные, патриотические и эстетические чувства; - повышать исполнительскую грамотность учащихся.
Образовательные:
- формирование интереса к процессу обучения; - закрепить изученные ритмические группы на примере работы с ритми- ческими упражнениями.
План урока:
1.Организационный момент – 2 минут. 2.Закрепление пройденного раздела: а) ритмические упражнения – 5 минут; б)интонационные упражнения – 20 минут; в) слуховой анализ – 10 минут; г) чтение с листа, сольфеджирование – 15 минут; д) диктант – 20 минут; 3.Вывод. Подведение итогов. – 2 минуты. 4.Домашнее задание к следующему уроку – 1 минуты; П е д а г о г : Здравствуйте, дети! Тема нашего урока – «Развитие музыкальной памяти в младших классах на уроках сольфеджио на примерах народных песен». 1
Сегодня на уроке мы покажем разные формы работы над развитием музыкальной памяти на уроках сольфеджио. Привычка припоминания, особенно на начальной стадии развития музыкальной памяти, важна не только как средство, активизирующее музыкальное мышление ребёнка, но и как активная, постоянная тренировка его памяти, ибо мало для развития слуха только понять, что для этого требуется. Именно за этим осознанием и должна следовать тренировка памяти, что и даёт припоминание. И чем чаще в работе присутствует припоминание, тем интенсивней эта тренировка. Можно выделить следующие виды музыкальной памяти: двигательная, зрительная, слуховая и логическая. Каждый из этих видов играет существенную роль при запоминании музыки. Важнейшее значение для всех процессов памяти имеет воспроизведение (извлечение). Воспроизведение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. 1.П е д а г о г. Ребята, а сейчас мы с вами вспомним ритмослоги, которые мы проходили. (Дети называют ритмослоги). Задание: прохлопать ритм по ритмической карточки. Д е т и. Проговаривают ритмослоги по ритмической карточке. 2. П е д а г о г. Сейчас поиграем в игру, которая называется «Ритмическое эхо». Я простучу ритм, а вы мне как эхо будете повторять, но не просто повторять, а выкладывать в карточках. (Звучит ритмическое эхо). Кто сможет повторить? Д е т и повторяют ритмический рисунок, хлопая в ладоши, проговаривая вместе с педагогом ритмослоги. 3..П е д а г о г работу продолжим по ритмической таблице. Простучите карандашом по столу следующие примеры с одновременным произнесением ритмических слогов.
а)

б)
2

в)

г)

д)

е)
Д е т и. Проговаривают ритмослоги по ритмической таблице. П е д а г о г. Молодцы! А теперь я буду простукивать ритм, а вы ответьте на вопрос: какая строчка из таблицы прозвучала? Д е т и находят и называют номер строчки. 4.П е д а г о г. Прослушайте русские народные песни и вспомните их название.. (Звучат в записи русские народные песни): 1. «В сыром бору тропина» 2. «У ворот, ворот, ворот» 3«У меня, ль во садочке» «Я на камушке сижу» 4. Д е т и слушают, определяют ритм и называют карточку с ритмическим рисунком прозвучавшей песни. Кто вспомнит название песни ? 5.П е д а г о г. Я проиграю на фортепиано знакомую Вам песню. Вы внимательно прослушайте и «узнаете» название песни. 3

Земелюшка – чернозём

Пойду лук я полоть

У меня, младой

Ай, качи

Ай, качи
Д е т и воспринимают на слух песни, вспоминают и говорят название песни. 4
П е д а г о г. Кто может сыграть на инструменте услышанную мелодию? Д е т и по желанию исполняют мелодию. 6 . П е д а г о г. Сейчас я попрошу выполнить задание с помощью метода фотографирования. Предлагаю зрительно изучить, затем сыграть мелодию, состоящую из 4 тактов. 7. П е д а г о г. Работу продолжим в тональности Ля мажор. Споем гамму и последовательность ступеней: Д е т и поют последовательности ступеней: а) I – II – III – IV – V – III – II – I; б) I – III – V – VI – VII – I; в) I – III – IV – VI – V – VII – I. 8. П е д а г о г. Спойте в тональности Ля мажор оборот с остановкой на «повисающей» ступени, допойте до тоники и назовите ступень: Д е т и мысленно допевают её до тоники и называют ступень. 9.П е д а г о г. Я исполню попевку на фортепиано, вслед за исполнением, всем классом повторить на слог «та», затем спеть с названием нот:
Хожу ли я кружком, пешком
5
10. П е д а г о г. Просольфеджируйте данный пример. Задание: выучите наизусть с названием звуков.
Ай, все камушки домой
Д е т и пропевают мелодию три раза по нотам и исполняют наизусть
Всё вперёд
6
11. П е д а г о г. Предлагаю поиграть в «пазлы». В записанной мелодии пропущен такт. Задание: найти пропущенный такт из предложенных 4-х вариантов.
Перевоз Дуня держала
Д е т и прослушивают мелодию и находят карточки соответсвующие данной мелодии. П е д а г о г. На этом наш урок подошел к концу. Ребята давайте сделаем вывод о том, что мы сегодня делали на уроке (идет беседа о методах развития музыкальной памяти, которые использовали на уроке).
Вывод:
Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а именно: - вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время пения наизусть представлять его мысленно перед глазами; - вслушиваясь в мелодию, пропевая ее отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух; - играя пальцами на «немой» клавиатуре, можно запомнить ее моторно- двига тельно. Таким образом, можно сделать вывод, что использование комплекса специальных заданий в процессе заучивания музыкальных произведений, на уроках сольфеджио, направленные на развитие таких навыков, как скорость запоминания музыкального материала, точность воспроизведения, прочность сохранения музыкального материала в памяти, объём музыкальной памяти значительно повысили уровень развития музыкальной памяти младших школьников.
Домашнее

задание
сегодня будет следующим: выучи наизусть песню «Всё вперёд» подбери от звуков «соль», «фа» и запиши. 7


В раздел образования