Автор: Казакова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБПОУ КФКС "Спарта"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие логического мышления в процессе решения задач на пропорциональную зависимость
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Цели урока:
образовательные:
организовать деятельность обучающихся на:
решение задач на нахождение четвёртого пропорционального;
повторение таблицы умножения;
формирование вычислительных умений.
развивающие:
развивать:
внимание, наблюдательность, память;
логическое мышление;
универсальные учебные действия младших школьников.
воспитательные:
воспитывать:
воспитывать аккуратность;
умение работать самостоятельно и в группе.
Планируемые результаты:
1.
Личностные
1.1
уметь осознавать значимость учения;
1.2
уметь определять свою позицию;
1.3
уметь определять моральное содержание действий и ситуаций;
Метапредметные (УУД):
2.
Регулятивные
2.1
уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
2.2
уметь осуществлять целеполагание с помощью учителя;
2.3
уметь контролировать свою деятельность по результату;
2.4
уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
3.
Познавательные
3.1
уметь формулировать проблему, самостоятельно составлять алгоритм деятельности;
3.2
уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
3.3
уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
3.4
уметь находить наиболее эффективный способ решения задач, проблем;
3.5
уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений;
4.
Коммуникативные
4.1
уметь учитывать позиции собеседника;
4.2
уметь полно и точно передавать информацию собеседникам;
4.3
уметь работать в группе;
Предметные:
уметь
решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального
знать
два способа решения задач на нахождение четвёртого пропорционального
таблицу умножения и соответствующие случаи деления.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
для учителя:
конспект урока, презентация, компьютер, доска, проектор, карточка с заданием, тетрадь на
печатной основе.
для ученика:
канцелярское оборудование, учебник, тетрадь.
Этап урока,
время
Методы,
приёмы
Деятельность учителя
I.
С
Самоопределение
к деятельности
(2 мин)
Беседа; чтение
стихотворения
с
целью
создания
эмоциональног
о настроя.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна.
-Я проведу у вас урок математики.
-Проверьте: на парте должны лежать учебник, тетрадь и
ручка.
- Сегодня на уроке нас ждёт начало большого
путешествия в город Санкт-Петербург. Нам пришло
письмо:
Концентрация
внимания
обучающихся
II.
А
Актуализация
знаний
(7 мин)
-Итак,
мы
отправляемся
в
путешествие.
Сядьте
правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ноги.
Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите
ручки в руки. Запишите число, классная работа.
-Начнём наше путешествие с повторения.
Этап урока,
время
Методы,
приёмы
Деятельность учителя
1)Математический
диктант
2)дидактическая
игра «Цепочка»
Сейчас мы проведём математический диктант, пишем
ответы через запятую.
1) Найдите частное чисел 640 и 8.
2) Во сколько раз 900 больше, чем 10?
3) Какое
число
задумали,
если,
умножив
его
на
50,
получили 3000?
4) Из какого числа вычли 650 и получили 480?
5) Сколько раз по 80 содержится в числе 240?
6) Какие два одинаковых числа при умножении дают в
произведении то же самое число?
7) Сумму чисел 24 и 67 разделите на 7.
80
90
60
1130
3
1 и 1
13
Ребята, нам предстоит устно решить цепочку примеров:
Компьютер, слайд 2
78 – 26 – 156 – 107 – 535 – 259
27 – 3 – 126 – 48 – 8 – 152
49 – 245 – 280 – 7 – 119 – 89
III.
Постановка
учебной задачи
(5 мин)
Беседа
- Во время нашего путешествия нам будут встречаться
задачи. Рассмотрим одну из них и вспомним способ её
решения.
За 2 магнита заплатили 5 рублей. Сколько стоят
8 таких магнитов?
- Как мы можем решить данную задачу, не находя цену
магнита?
Этап урока,
время
Методы,
приёмы
Деятельность учителя
- Подумайте! Что произойдёт со стоимостью предметов,
если их количество увеличится в несколько раз?
- А если количество предметов уменьшится в несколько
раз, что случиться со стоимостью?
- Такие задачи называются – задачи на нахождение
четвёртого пропорционального.
- Назовите тему нашего урока.
Стоимость увеличится
во столько же раз.
Она
столько же раз.
Задачи на нахождение
четвёртого
пропорционального
IV.
П
Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи
(12 мин)
Упражнение
Мы с вами отправляемся в Санкт-Петербург.
Для того чтобы купить билеты на поезд, надо решить
следующую задачу.
Прочитаем условие:
За 8 билетов на поезд заплатили 5 208 рублей. Сколько
надо
заплатить
за
4
таких
же
билета
для
нашего
путешествия?
Краткую запись запишем в таблицу.
Как назовём колонки таблицы?
Что мы знаем о цене?
Что знаем о количестве?
Какова стоимость 8 билетов?
Какое количество билетов нужно приобрести?
Какова стоимость 4 билетов?
Данную задачу можно решить двумя способами.
цена, количество, стоимость
она одинаковая
было 8 билетов
5 208 рублей
4 билета
Неизвестно
Этап урока,
время
Методы,
приёмы
Деятельность учителя
1 способ
Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
Почему?
Как найти цену одного билета?
Как найти стоимость 4 билетов?
Запишем решение задачи и ответ.
Решим данную задачу вторым способом.
2 способ
Как мы можем решить данную задачу, не находя цену
одного билета?
С помощью какого действия мы узнаем, во сколько раз
количество билетов уменьшилось?
Нет
Мы не знаем цену одного
билета
Стоимость разделить на
количество билетов
Цену умножить на количество
билетов
1 способ
Решение задачи:
1) 5 208:8=651 (р.) - цена одного
билета.
2) 651 ∙ 4=2 604 (р.)
Ответ:
заплатить за 4 билета.
деления
1)
требуется купить билетов.
Этап урока,
время
Методы,
приёмы
Деятельность учителя
Подумайте! Если количество билетов уменьшается в два
раза, то и стоимость …
С помощью какого действия мы узнаем стоимость 4
билетов?
Запишем решение и ответ.
Откроем
тетрадь
на
печатной основе
на
странице 5.
Правильно ли мы решили задачу?
уменьшится во столько же раз,
то есть в два раза.
деления
2) 5 208:2=2 604 (р.)
Ответ:
заплатить за 4 билета.
Физминутка
(1 мин)
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. (Ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (Ходьба)
Руки поднимать, (Руки вверх)
Приседать и вставать, (5 приседаний)
Прыгать и скакать! (10 прыжков на носочках)
V.
С
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
(8 мин)
Упражнения,
Решим задачу на странице 7.
Путешественники
подошли
к
кассе.
Вот
незадача.
В
кассе закончились билеты на обычный поезд. Придётся
ехать на экспрессе.
Прочитайте задачу.
За 2 билета на экспресс заплатили 3 450 рублей.
Сколько заплатят за 4 таких же билета?
Тетрадь на печатной основе
Этап урока,
время
Методы,
приёмы
Деятельность учителя
Самостоятельно
заполните
таблицу
и
решите
задачу
вторым способом.
Проверка:
Как вы назвали колонки таблицы?
Что мы знаем о цене?
Что знаем о количестве?
Какова стоимость 2 билетов?
Какое количество билетов нужно приобрести?
Какова стоимость 4 билетов?
Во сколько раз увеличилось количество билетов?
Если
количество
билетов
увеличилось
в
2
раза,
то
стоимость билетов ...
С помощью какого действия вы узнали, во сколько раз
количество билетов увеличилось?
С
помощью
какого действия вы
узнали
стоимость 4
билетов?
цена, количество, стоимость
она одинаковая
было 2 билета
3 450 рублей
4 билета
неизвестно
в 2 раза
увеличится во столько же раз.
Деления
1) 4:2=2 (раза) – увеличилось
количество билетов.
Умножения
2) 3 450 ∙ 2 = 6 900 (руб.)
Ответ: 4 билета стоят 6 900
рублей.
Одинаковая
VI.
В
Включение знаний
в систему знаний
(7 мин)
Письменное
задание, работа
с раздаточным
Сейчас
мы
будем
решать
задачу,
краткую
запись
Этап урока,
время
Методы,
приёмы
Деятельность учителя
материалом
которой запишем в таблицу.
На 10 этажах гостиницы «Октябрьская» в городе
Санкт-Петербурге 120 номеров. Сколько номеров на 2
этажах, если количество номеров на каждом этаже
одинаковое?
- Заполните таблицу.
- Заполните рубрику «Подумай!»
Какое выражение является решением задачи?
а) 120 ∙ (10 : 2) б) 120 ∙ (10 ∙ 2) в) 120 : (10 : 2)
номеров на
одинаковое
Подумай! Если количество
этажей уменьшается в 5 раз, то
количество номеров
уменьшится во столько же раз.
в)120 : ( 10 : 2 ) = 24
Ответ: на 2 этажах гостиницы
24 номера.
VII.Р
Итог урока.
Рефлексия
деятельности
(3 мин)
Беседа
- Сегодня на уроке мы успешно купили билеты на поезд
до
Санкт
-
Петербурга.
Молодцы!
На
следующих
занятиях мы продолжим наше путешествие.
- Ребята, посмотрите на билеты, они разных цветов.
- Поднимите зелёный билетик, если на уроке у вас не
было
затруднений,
вы
поняли
материал
и
можете
самостоятельно решить подобные задачи.
-
Поднимите
жёлтый
билетик,
если
вы
поняли,
как
решать данные задачи, но в течение урока испытывали
трудности и допускали ошибки.
Этап урока,
время
Методы,
приёмы
Деятельность учителя
- Поднимите красный билетик, если вы не поняли тему
урока
и
не
можете
решить
данные
задачи
самостоятельно.