Напоминание

Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы


Автор: Астафурова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: Ставропольский край, пос.Подкумок, ул.Железнодорожная 63
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной

литературы

Духовно-нравственное

воспитание

детей

через

художественную

литературу — это важная составляющая формирования личности и

мировоззрения

подрастающего

поколения.

Художественная

литература

обладает

уникальной

способностью

передавать

моральные

ценности,

развивать эмпатию и критическое мышление, а также формировать

эстетические предпочтения.

В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с

ограниченными

возможностями

Краевого

реабилитационного

центра

«Орленок» (далее - учреждение) воспитатели проводят часы чтения

произведений детской литературы.

Знакомство с литературными произведениями помогает ребятам понять

культуру, традиции и ценности разных народов, а это способствует

формированию толерантности. Многие литературные произведения ставят

героев перед выбором, что может послужить основой для обсуждения

вопросов ответственности, последствий своих действий и моральных

дилемм.

Книги

помогают

ребятам

осмысливать

понятия

добра

и

зла,

справедливости и несправедливости. Погружаясь в истории героев, дети

учатся

сопереживать,

понимать

чужие

чувства

и

переживания,

что

способствует развитию эмоционального интеллекта и умения находить

общий язык с окружающими. Кроме того, обсуждение прочитанных книг

помогает детям анализировать действия персонажей, оценивать их поступки

и делать выводы о том, что правильно, а что нет. Таким образом,

развиваются навыки критического мышления и самостоятельного суждения.

Чтобы сделать литературные мероприятия более эффективными и

увлекательными педагоги придерживаются следующей методики:

1. Выбор литературы

Воспитатели подбирают книги в зависимости от возраста и интересов

детей. Это могут быть как классические произведения, так и современные

авторы.Четко определяется тематика, особое внимание уделяется книгам,

которые поднимают важные моральные и этические вопросы.

2. Чтение вслух

Чтобы сделать процесс более увлекательным, детям предлагается читать

вслух по ролям, используя разные интонации и эмоции.

3. Обсуждение художественного произведения

Разбор литературных произведений содержит вопросы о сюжете, героях и

их поступках, способствующие глубокому осмыслению произведения. Ребят

подводят к обсуждению моральных выборов персонажей, к оценке поступков

героев и к обоснованной самооценке.

4. Формирование интереса к литературе

Для формирования интереса к литературе в игровой комнате отделения

организован книжный уголок, который является не только местом для

чтения, но и пространством для общения детей. На полках стенда

представлены такие произведения как:

«Приключения Тома Сойера» М.

Твена, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Маленький принц» Антуана де

Сент-Экзюпери, «Остров сокровищ» Стивенсона, «Путешествия Гулливера»

Д. Свифта, «Русские народные сказки», «Сказки братьев Гримм», «Мифы

Древней Греции», «Комиксы о супергероях» и т.д.

Художественная

литература

обогащает

внутренний

мир

ребенка,

формирует устойчивые нравственные ориентиры, развивает его эстетические

чувства и вкусы. Это важный аспект духовного воспитания, который

помогает формировать гармоничную личность.

5. Творческие задания

Детям предлагается нарисовать сцену из книги или создать собственную

обложку, написать продолжение рассказа.

6. Сопоставление с реальной жизнью

Детей подводят к размышлению о том, как тема книги связана с их

собственным жизненным опытом. Это помогает увидеть практическое

применение моральных уроков.

7. Интерактивные элементы

Включаются элементы игры-викторины или квесты, основанные на

сюжете произведения. Ребята с удовольствием участвуют в викторине по

«Гарри Поттеру», которая состоит из вопросов о персонажах, заклинаниях,

магических существах,

квесте по «Приключениям Тома Сойера»

- дети

получают задания найти «сокровища», построить плот, отгадать загадки.

8. Обратная связь

В завершение часа чтения проводится рефлексия, где дети могут

поделиться своими мыслями и чувствами о мероприятии.

Воспитатель Астафурова Т.В.



В раздел образования