Автор: Астафурова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: Ставропольский край, пос.Подкумок, ул.Железнодорожная 63
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной
литературы
Духовно-нравственное
воспитание
детей
через
художественную
литературу — это важная составляющая формирования личности и
мировоззрения
подрастающего
поколения.
Художественная
литература
обладает
уникальной
способностью
передавать
моральные
ценности,
развивать эмпатию и критическое мышление, а также формировать
эстетические предпочтения.
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с
ограниченными
возможностями
Краевого
реабилитационного
центра
«Орленок» (далее - учреждение) воспитатели проводят часы чтения
произведений детской литературы.
Знакомство с литературными произведениями помогает ребятам понять
культуру, традиции и ценности разных народов, а это способствует
формированию толерантности. Многие литературные произведения ставят
героев перед выбором, что может послужить основой для обсуждения
вопросов ответственности, последствий своих действий и моральных
дилемм.
Книги
помогают
ребятам
осмысливать
понятия
добра
и
зла,
справедливости и несправедливости. Погружаясь в истории героев, дети
учатся
сопереживать,
понимать
чужие
чувства
и
переживания,
что
способствует развитию эмоционального интеллекта и умения находить
общий язык с окружающими. Кроме того, обсуждение прочитанных книг
помогает детям анализировать действия персонажей, оценивать их поступки
и делать выводы о том, что правильно, а что нет. Таким образом,
развиваются навыки критического мышления и самостоятельного суждения.
Чтобы сделать литературные мероприятия более эффективными и
увлекательными педагоги придерживаются следующей методики:
1. Выбор литературы
Воспитатели подбирают книги в зависимости от возраста и интересов
детей. Это могут быть как классические произведения, так и современные
авторы.Четко определяется тематика, особое внимание уделяется книгам,
которые поднимают важные моральные и этические вопросы.
2. Чтение вслух
Чтобы сделать процесс более увлекательным, детям предлагается читать
вслух по ролям, используя разные интонации и эмоции.
3. Обсуждение художественного произведения
Разбор литературных произведений содержит вопросы о сюжете, героях и
их поступках, способствующие глубокому осмыслению произведения. Ребят
подводят к обсуждению моральных выборов персонажей, к оценке поступков
героев и к обоснованной самооценке.
4. Формирование интереса к литературе
Для формирования интереса к литературе в игровой комнате отделения
организован книжный уголок, который является не только местом для
чтения, но и пространством для общения детей. На полках стенда
представлены такие произведения как:
«Приключения Тома Сойера» М.
Твена, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Маленький принц» Антуана де
Сент-Экзюпери, «Остров сокровищ» Стивенсона, «Путешествия Гулливера»
Д. Свифта, «Русские народные сказки», «Сказки братьев Гримм», «Мифы
Древней Греции», «Комиксы о супергероях» и т.д.
Художественная
литература
обогащает
внутренний
мир
ребенка,
формирует устойчивые нравственные ориентиры, развивает его эстетические
чувства и вкусы. Это важный аспект духовного воспитания, который
помогает формировать гармоничную личность.
5. Творческие задания
Детям предлагается нарисовать сцену из книги или создать собственную
обложку, написать продолжение рассказа.
6. Сопоставление с реальной жизнью
Детей подводят к размышлению о том, как тема книги связана с их
собственным жизненным опытом. Это помогает увидеть практическое
применение моральных уроков.
7. Интерактивные элементы
Включаются элементы игры-викторины или квесты, основанные на
сюжете произведения. Ребята с удовольствием участвуют в викторине по
«Гарри Поттеру», которая состоит из вопросов о персонажах, заклинаниях,
магических существах,
квесте по «Приключениям Тома Сойера»
- дети
получают задания найти «сокровища», построить плот, отгадать загадки.
8. Обратная связь
В завершение часа чтения проводится рефлексия, где дети могут
поделиться своими мыслями и чувствами о мероприятии.
Воспитатель Астафурова Т.В.