Автор: Киреева Татьяна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №81 "Островок"
Населённый пункт: д.Новосельцы
Наименование материала: Статья
Тема: Теоретические основы применения нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
Раздел: дошкольное образование
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТНР
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) представляют собой сложную
разнородную группу, характеризующуюся различной степенью и механизмами нарушения
речи, временем его возникновения, уровнем психофизического развития. Исследования
А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Е.Д. Хомской, А.В. Семенович и других отечественных
учёных
показали,
что тяжелые
речевые
нарушения
часто
имеют
под
собой
физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых
областей, следствием которых могут являться также нарушения таких психических
функций как воображение, восприятие, внимание, память, мышление. [14]
Современные
представления
о
мозговой
организации
речевой
функции
определяются тем, что понятие мозговых центров в речи признаны устаревшими. Речь –
одна из высших психических интегративных функций, которая не имеет четкой
специализации в головном мозге.
В настоящее время установлено, что речь имеет
динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее
разные стороны. Только совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой
функции в целом, однако, в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные отделы
мозга. [9]
Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к
нейропсихологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации
психических процессов. Эта наука создана в нашей стране в середине XX
века
выдающимся
ученым,
имеющим
огромное
мировое
признание,
Александром
Романовичем Лурия. Особенность работ Лурии А.Р. заключается в том, что он детально
проводил анализ психологической структуры и мозговых систем отдельных психических
процессов (восприятия, внимания, мышления, речи, памяти, произвольных движений и
действий). Это было важно, так как этот анализ конкретизировал на разных психических
процессах смысл представления им проблемы сосредоточения высших психических
функций.
Его идея о трёх функциональных блоках мозга являлась первым основательным и
развёрнутым отображением общей структурно функциональной модели работы мозга как
общей основы психических алгоритмов и задала путь движению нейропсихологического
положения.
Согласно представлениям А.Р.Лурия, энергетический блок – является первым
блоком
мозга,
который
отвечает
за
эмоциональное
поддержание
психической
деятельности, обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Когда мотивация идёт,
так скажем: «от сердца», что означает - «я хочу». Энергетический блок участвует в
формировании
памяти,
внимания,
таких
эмоций
как
гнев,
страх,
удовольствие;
обрабатывает поступающую информацию о состоянии внутренних органов и управляет
этими состояниями.
Быстрая утомляемость, частые болезни, аллергии, различные
синкинезии, малый объем зрительной памяти, дисграфия и дизартрия - всё это является
симптомами нарушений в развитии первого блока мозга.
Блок получения, переработки и хранения информации является вторым блоком.
Его формирование происходит в возрасте 3-7 лет. В его «подчинение» входят зрительная
система, слуховая, кожно-кинестетическая, а также корковые зоны. Мотивация этого
блока подкрепляется действием и звучит: «Я могу». Когда у ребенка наблюдаются:
неловкость движений, их однотипность, нарушение пространственных представлений,
неумение действовать двумя руками одновременно - это говорит о нарушениях в работе
второго блока мозга.
Блок программирования, регуляции и контроля за совершением психической
деятельности является третьим блоком, согласно идее А.Р. Лурии. Организация его
работы происходит в возрасте 7-15 лет и характеризуется зрелой мотивацией с понятием:
«Я должен». Если у ребенка наблюдаются: быстрая отвлекаемость, полевое поведение,
бедный словарный запас, выполнение только простых действий, простых инструкций,
проблемы с письмом, такие как упрощение задания, пропуск букв, не дописывание слов,
невыполнение заданий до конца, то следует говорить о несформированности этого блока
мозга. Важно понимать, что все эти три блока функционируют не каждый сам по себе и
отвечают строго только за свою функцию, а в своей работе опираются на их совместную
деятельность. Каждый блок вносит свою лепту в работу психического процесса. [4]
Кроме идеи о работе трёх блоков мозга А.Р. Лурия рассматривал в качестве
самостоятельных структур правое и левое полушарие. Правое полушарие головного
мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений,
баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие
головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –
отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений
программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно
связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Нарушение,
недоразвитие
мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если
нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя
большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.
[8]
Т.Г.Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии
следующим образом: основным условием приобретения ранней речи является связь
области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью которая
перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга
существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то
формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не
приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.[2]
С
помощью
активизации
межполушарного
взаимодействия
можно
более
эффективно
корректировать
имеющиеся
у детей
с тяжелыми
нарушениями
речи
недостатки речевой, двигательной и интеллектуальной сфер, поведенческие расстройства.
Таким образом, для учителя-логопеда знакомство с нейропсихологическим подходом к
преодолению тяжелых нарушений речи имеет большое практическое значение.
Основной целью использования нейроупражнений учителем-логопедом с детьми
с ТНР является активизация речевой активности. При этом необходимо учитывать, что
применение данного подхода в работе логопеда является
дополнением
к основной
коррекционной работе и реализуется совместно с ней.
Список литературы:
1.Борцова Л.А., Исаева С.Н., Мелихова В.М. Нейропсихологический подход в коррекции
речевой слуховой агнозии у детей дошкольного возраста // Педагогика. Вопросы теории
и практики. 2023 № 4.
2.Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика : учебник : / Т. Г. Визель. - 2-е
изд., перераб. и доп. - Москва : АСТ, 2021. – 541
3.Гарева Т.А. Современные технологии коррекции речеязыковых процессов у детей с
дизартрией //Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-1.
4.Корсакова Н. Нейропсихологический фактор: наследие А. Р. Лурия и задачи развития
нейропсихологии / Н. Корсакова // Вестник Московского университета. Серия 14.
Психология. — 2012 .— №2 .— С. 8-15 .
5.Кочубей Ю.В. Доклад «Нейропсихологический подход в логопедической работе у детей с
ТНР».
6.Кушнир И.С., Цветков А.В. Нейрологопедия: диагностика и коррекция тяжёлых
нарушений речи у дошкольников. М.: КОМ, 2022.
7.Кривушечива Э.В., доклад «Использование нейроупражнений в логопедической работе с
детьми дошкольного возраста с ТНР».
8.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф.
образования / А.Р.Лурия. — 8-е изд., стер. — М. : Академия, 2013. — 384 с
9.Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т.Г. Визель. – Москва : АСТ :
Астрель, 2005. – 384 с.
10. Перевалова В.Н., Ларина Е.А. Нейропсихологическое и логопедическое обследование
детей с ОВЗ (нарушение речи - стёртая дизартрия) // НАУ. 2020. №52-2 (52).
11. Перышкова С.А. Применение нейропсихологического подхода в коррекции общего
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста //Гаудеамус. 20021. № 3 - 49.
12. Придаткина В.А. Научная статья. Журнал «Вестник науки и образования», №1 (123),
2023 г. Нейрокоррекция недостаточности перцептивного компонента в фонематической
структуре у детей 6 лет с ОНР.
13. Хисматулина А.М., Использование нейрологопедических подходов коррекции речевых
нарушений // Глобус: педагогика и психология. 2019. № 5 (33).
14. Чердакова, Е. М. Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых
нарушений/ Е. М. Чердакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022.
— № 48 (443). — с. 517–518.