Авторы: Масловская Елена Викторовна, Боровикова Наталья Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Традиция гимназических балов в МБОУ гимназии "Лаборатория Салахова"
Тема: Дополнительное образование
Раздел: дополнительное образование
PAGE \* MERGEFORMAT 4
Масловская Елена Викторовна, Боровикова Наталья Николаевна
Гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургут
Традиция гимназических балов в МБОУ гимназии «Лаборатория
Салахова"
Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий, позволяющих решить
стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования,
достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным
запросам личности, общества и государства. Компонентом основной образовательной
программы является концепция духовно-нравственного воспитания российских
школьников, одним из требований которой является развития и воспитание личности
и его способность к реализации творческого потенциала. Оптимальной формой данной
концепции, которая несет в себе образовательное и воспитательное значение,
интересна учащимся и преподавателям нашей гимназии, является разработка и
внедрение проекта "Гимназический бал". Данный проект, выступает как модель,
объединяющая дополнительное образование, урочную и внеурочную деятельность.
Встал вопрос о создании команды, которая смогла бы реализовать этот проект.
Администрация нашего учреждения поручила этот проект кафедре эстетики. Процесс
формирования команды предполагает хорошее знание руководителем возглавляемого
коллектива, лидеров первичных контактных групп. Руководителем нашей команды
стала
заведующая
кафедрой
эстетики,
которая
хорошо
знает
педагогические
склонности, организаторские способности каждой личности.
Процесс создания команды и организация командной работы предполагают баланс
целей, индивидуальных интересов членов группы и коллективных интересов всей
школы.
Педагоги-психологи провели социометрическое исследование межличностных и
межгрупповых отношений в группах для обнаружения внутригрупповых подсистем,
сплоченных образований, и выявили неформальных лидеров.
Так как проект "Гимназический бал" находится на стыке целого комплекса предметов,
то помимо преподавателей кафедры эстетики в нем периодично принимают участие и
педагоги с других кафедр, а также классные руководители.
Межкафедральное взаимодействие
Кафедра
общественных
наук
Кафедра литературы
Кафедра
иностранных языков
Классные
руководители
Социальное партнерство
Коллективы
филармонии
Национальные
диаспоры
Хореографические,
музыкальные,
общеобразовательны
е школы города.
Творческое
объединение
"Танцующий дом".
PAGE \* MERGEFORMAT 4
Особенность проекта "Гимназический бал» состоит в том, что он дополняет в равной
мере эстетические, исторические, культурологические знания, необходимые для
целостного и системного видения мира. Происходит осознание места в этом мире
человека на основе личного опыта общения с культурными ценностями, выработка
гражданской, нравственной позиции гимназиста, развитие и воспитание личности
гражданина России в условиях многообразия российского общества, формирование
УУД в комплексе.
Проект «Гимназический бал» помогает раскрыть интеллектуальные и творческие
способности личности, сформировать суждения и оценки на основе знакомства с
культурным наследием прошлого. Участие в балах, специальная подготовка к ним,
обсуждение после его проведения побуждает зрителя к большему, нежели простое
созерцание.
Своеобразная специфика этого проекта требует от педагогов кафедры эстетики
творческого подхода, слаженной командной работы. Реализуя на практике метод
«сотрудничества», учителя кафедры исполняют роль посредников, который помогает
ученику в общении с искусством, развивают способность видеть и наслаждаться
художественным действием.
Проект строится на тесном контакте с культурными учреждениями города:
коллективами филармонии, национальными диаспорами, с хореографическим
объединением «Танцующий дом», детской хореографической школой, музыкальными
школами, коллективами дополнительного образования школ города.
Цель нашего проекта - формирование культурных компетенций гимназистов через
организацию гимназического бала, вобравшего в себя историческую традицию и
веяние новых лет
Задачи:
-Устанавливать взаимные контакты на основе общих интересов, связанных с
тематикой балов и их содержанием.
-Воссоздавать исторические национальные традиции, сложившиеся в бальной
культуре.
-Побуждать к творчеству и познанию через исполнительское искусство.
-Воспитывать толерантность, правильное понимание и уважение к другим культурам,
способы самовыражения.
Основной
частью
проекта
являются
направленные
действия,
включающие
определение темы бала, анализ информации, предложенной руководителями подгрупп
по теме бала, определение содержания бала.
На первом этапе подготовки к балу педагоги кафедры решают задачи, требующие
коллективной ответственности и совместного поиска общего решения: обсуждается
тема бала совместно со старшеклассниками и утверждается на гимназическом совете
(иногда тему бала предлагают сами гимназисты, как это было с балом в стиле
барокко, посвященном 450-летию У. Шекспиру). Затем идет работа в группах: учителя
музыки и хореографии выбирают соответствующие по тематике танцевальные,
вокальные номера, музыкальное сопровождение. Преподаватели изобразительного
искусства, технологии продумывают оформление, разрабатывают афишу бала и
презентацию костюмов. Вносятся предложения, какие творческие коллективы города
целесообразно пригласить на бал в качестве гостей. В ходе первого этапа, подводя
PAGE \* MERGEFORMAT 4
итоги работы в группах, заведующая кафедрой составляет предварительный сценарий,
который представляет собой перечень художественных номеров.
На втором этапе происходит комплектация состава участников, учителя хореографии
ставят учащихся в пары, создают ансамбли, учителя музыки подбирают солистов,
дуэты, вокальные и инструментальные ансамбли. Составляется смета бала, которая
утверждается на Управляющем совете. Затем командой обсуждается подробный
сценарий, в котором художественные номера гимназистов, кафедры гуманитарных
наук,
кафедры
иностранных
языков
и
гостей,
а
также
игровые
моменты
выстраиваются в логическую последовательность.
Третий этап подготовки к балу - индивидуальная работа педагогов команды,
проходит
в
процессе
внеурочной
деятельности
и
в
рамках
объединений
дополнительного образования (работа над танцевальными и вокальными номерами,
над заготовками к оформлению зала, подготовка ведущих и т.д.).
И последний этап - команда обсуждает уточненный сценарий, продумывает все
детали предстоящего бала, назначает время генеральных репетиций ансамблей,
солистов,
ведущих.
Оформление
зала
гимназистами
старших
классов
под
руководством учителей кафедры, проводится за день до бала и непосредственно в день
проведения мероприятия.
Проект "Гимназический бал" имеет заданный интервал времени, у него есть начало и
конец. На организацию и проведение бала всегда отводится определенное время.
Осенний бал проводится в октябре, приурочен ко дню рождения гимназии. Тема
оглашается в мае. Весенний бал проходит в конце апреля. Тема весеннего бала
объявляется до ухода на зимние каникулы. У команды (учителей кафедры эстетики)
гимназистов,
родителей
имеется
достаточно
времени,
чтобы
подготовится
к
очередному мероприятию.
Уникальность нашего проекта в разной тематике. Мы рассматриваем бал в
культурно-историческом аспекте. Это видно из тем проведенных балов. Интересны
этапы культуры 20-го века "И наступил 20-й век" (вечеринка в стиле регтайм), 60-е
годы "Стиляги", «Дискотека 80-х». "Бал в стиле ампир" посвященный 200-летию
Отечественной войны 1812 года, тематические балы, связанные с традициями той или
иной страны, "Карнавал в стиле Латино", фестиваль национальных культур "Мы
вместе", бал-маскарад в стиле барокко, посвященный 450-летию У. Шекспира. бал-
маскарад, посвященный 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Каждый бал преследуют конкретные цели – учебную, воспитательную и
развивающую. Наш проект способен реализовывать универсальные учебные действия:
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия направлены в первую очередь на
самоопределение и нравственно-этическое оценивание. Самоопределение
подразумевает под собой смыслообразование, т.е гимназист задается вопросом, какое
значение и смысл это имеет для меня, для чего я это делаю. Каждый участник работает
здесь на собственный имидж, он оценивает себя, его оценивают, и он оценивает
других. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания содержания
бала. Оно проявляется в понимании и уважении ценностей исторических культур
всего человечества, интересе к культуре и истории своего народа, родной страны.
В блок регулятивных действий включаются действия, которые обеспечивают
организацию гимназистами своей деятельности: планирование — определение
PAGE \* MERGEFORMAT 4
последовательности, промежуточных целей; прогнозирование — предвосхищение
результата и уровня усвоения с учетом временных границ; контроль в форме сличения
результата с заданным эталоном; коррекция — внесение необходимых дополнений и
корректив в случае расхождения с эталоном; оценка - осознание качества и уровня
усвоения. Наконец, элементы волевой само регуляции как способности к мобилизации
сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.
К блоку универсальных действий познавательной направленности относятся:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (что я ищу);
поиск и выделение необходимой информации; моделирование собственного
соответствия теме, жанру, стилю в костюме, в хореографии, репертуаре, поведении,
активности и пр. с учетом современных условий и возможностей;
Коммуникативные
действия
обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей. Соответственно в состав коммуникативных действий входят:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов
— выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий
партнера; работа в группе. Формирование невербальных способов коммуникации –
посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации.
Независимо от подготовки и способностей каждый учащийся нашей гимназии может
стать участником бала. Учителя гимназии на балу такие же участники и исполнители.
Традиционными стали выступления педагогов как в составе учительского ансамбля
(латинский калейдоскоп - латинский бал), так в составе со старшеклассниками (танец
чарльстон - вечеринка в стиле "Регтайм", полонез - бал в стиле ампир, флешмоб - бал
в стиле Барокко).
Обсуждение результатов и анализ мероприятий мы проводим на кафедре после
каждого мероприятия. По завершении работы психологи диагностируют
функционально-ролевые позиции в команде и определяют проблемы, возникшие при
работе в группе.
Видеозаписи прошедшего бала транслируются в гимназии в последующие дни.
Результаты трехлетней работы были представлены на Всероссийской
видеоконференции Гимназического Союза России (СПб) "Гимназические балы как
форма духовно-нравственного воспитания учащихся".
Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:
Работа удается, если в ней присутствует эффективное конструктивное межличностное
взаимодействие, ярко выраженная личная ответственность, профессионализм каждого
сотрудника команды, ориентация на общий, а не индивидуальный успех, способность
согласованно работать на общий результат. Так же важна методическая поддержка со
стороны администрации учебного заведения, предметных кафедр (литературы,
истории, иностранных языков), понимание значимости проекта со стороны родителей
и активное включение в проект самих гимназистов.