Напоминание

Растительный и животный мир России.


Автор: Шмелева Валентина Леонидовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: город Биробиджан, Еврейская автономная область
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Растительный и животный мир России.
Раздел: среднее образование





Назад




Растительный и животный мир России.

Цель урока:

I. Обучающая:

1. сформировать умение анализировать карту растительности России;

2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на

размещение природных зон по территории России.

II. Развивающая: развивать личностный потенциал учащихся.

III. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: тетрадь, ручка, атлас, карта, карандаш, учебник.

Ход урока

Организационный момент.

Объявление темы, целей сегодняшнего урока.

Пояснительная записка.

Урок проводится в три этапа:

1.

Повторение.

2.

Объяснение нового материала.

3.

Закрепление.

У – ль:

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего сегодня урока:

«Растительный и животный мир России». Как вы думаете какая будет цель

сегодняшнего урока?

Ваши задачи на уроке:

1. называть представителей растительного и животного мира России;

2. анализировать карту растительности России;

3. объяснять влияние компонентов природы на растительный и животный

мир России.

Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним

изученный материал и вопросы, которые будут нужны для дальнейшей

работы, что такое «климат»?

У - к: Климат – это многолетний режим погоды, характерный для какой-

либо местности.

У – ль: Что такое климатические пояса? Какие климатические пояса вы

знаете?

У – к: Это широтные пояса с определенными условиями температуры

воздуха.

Экваториальный,

субэкваториальный,

тропический,

субтропический,

умеренный,

субарктический

и

субантарктический,

арктический и субантарктический.

У – ль: ребята, тема сегодняшнего урока «растительный и животный мир»

как вы думаете, а почему мы начали с климата, климатических поясов.

У – к: так как растительный и животный мир зависят от климатических

условий.

У – ль: Что такое «природная зона»?

У – к: « Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий

общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и

животного мира».

У – ль: Чем обусловлено (от чего зависит) образование природных зон?

У – к: « Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги».

У – ль: Вспомните основные закономерности размещения природных зон на

Земле? В каком направлении с севера на юг или с запада на восток?

У – к: « Природные зоны размещены с запада на восток, т.е в широтном

направлении, по климатическим поясам».

У – ль: А все ли пояса имеют направление с запада на восток? Давайте

проследим. Например: зона тайги с запада на восток, а зона смешанных

лесов? Нет. Зона смешанных лесов прерывистые. Лесостепи? Тянутся только

до енисейских полей. Степи? Прерывистые. Полупустыни и пустыни?

У – ль: По картам атласа определите, в какой части России природные зоны

разнообразнее?

У – к: « Природные зоны разнообразнее в Европейской части России, где на

одних и тех же широтах расположены разные природные зоны».

У – ль: У нас возникло противоречие между тем, что природные зоны

размещены по климатическим поясам, и, что на одних и тех же широтах

расположены разные природные зоны!

Ребята, но если природные зоны действительно расположены в широтном

направлении по тепловым поясам, то почему же в Европейской части России

на одной и той же широте находятся различные природные зоны?

Предположите, какие факторы могли на это повлиять.

Используйте карты в атласе России.

У – к: Если мы видим такое расположение природных зон, то значит, кроме

тепловых поясов на их размещение влияют другие причины.

Такими факторами может быть соотношение тепла и влаги.

Например, в умеренных широтах в Европейской части России расположены

полупустыни и пустыни в области умеренно континентального климата

степей с недостаточным увлажнением. Этот климат формируется под

влиянием МУВМ, которая приносит осадки на материк с Атлантики, но она

теряет много влаги пока доходит до этих широт и испаряемость равна 1000

мм в год ( все это ведет к тому что влаги становится недостаточно,

температуры достаточно высокие, формируются зона полупустынь и

пустынь. А на юго-востоке - муссонные смешанные леса в области климата

смешанных лесов Дальнего Востока.

Этот климат формируется под влиянием МУВМ, приносящей осадки с

Тихого океана, которые выпадают на окраине материка. Испаряемость лишь

250 мм. При таких условиях формируются муссонный тип растительности.

Итак, мы решили парадокс и ответили на поставленный вопрос.

Но! Мы должны выяснить разнообразие природных зон России. Читая карту

животный мир, мы дадим характеристику природным зонам. Используя

данные из карты, занесем их в таблицу. (По одному ученику вызываем к

доске, класс работает самостоятельно.)

Если мы не успеем заполнить таблицу до конца урока, то дома вы ее

заполните

самостоятельно. Откройте

дневники

и

запишите

домашнее

задание: § 29, подготовить сообщения о природных зонах.

Природные зоны

Растительность

Животный мир

Арктические пустыни

Лишайники

Моржи, тюлени, белый

медведь.

Тундра

Зеленые

мхи,

лишайники,

полярный

мак, карликовая береза,

полярная ива.

Лемминги, песец, белая

куропатка,

северный

олень.

Леса

Лиственница, сосна, ель

пихта

Тайга:

белка,

бурый

медведь, рысь, глухарь,

и др.

Смешанные

и

широколиственные

леса:

тетерев,

фазан,

бобр, лиса, енот…

Степи

Ковыль,

типчак,

цветковые растения.

Степной орёл, полевая

мышь, суслик …

Пустыни

Полынь, солянки

Змеи,

ящерицы,

тушканчик, жаворонок,

У – ль: чем представлен ландшафт любой территории?

У – к: ландшафт любой территории представлен растительностью и

животными.

Для каждой природной зоны своя растительность и животный мир.

Давайте проверим как вы это усвоили, запомнили. В качестве закрепления я

приготовила путанку из слов. Нужно расставить таблички к природной зоне.

Итак, ребята, что нового вы узнали о причинах размещения природных зон

по территории России?

У – к: на размещение природных зон влияет тепло и влага. Природные зоны

разнообразнее в Европейской части России.

Цель урока достигнута?



В раздел образования