Автор: Муравьёва Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» ПГТ ПИЖАНКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Проектная деятельность как фактор поддержки детской
инициативы и самостоятельности»
Подготовила: воспитатель
1 квалификационной категории
Муравьёва Т.П.
пгт Пижанка, 2024 год
В условиях введения ФГОС современному дошкольному образованию
требуются
методы
организации
образовательной
деятельности,
которые
помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового
самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Исследования
психологов
доказывают,
что
в
дошкольный
период
открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств
личности,
потому
что
стремление
к
самостоятельности
свойственно
маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка,
которую
необходимо
поддерживать
и
развивать.
Воспитание
самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и
предполагающее
формирование
целеустремленности,
независимости,
широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости
и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.
Именно
в
старшем
дошкольном
возрасте
ребенок
уже
способен
регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. «У детей
старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся
основой
и
для
саморегуляции,
когда
мысленно
произносятся
самим
ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…»
(Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»)
С
переходом
к
школьному
обучению
характер
самостоятельности
меняется:
ребенок
должен
самостоятельно
ориентироваться
в
ситуации,
мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения.
В своей работе я использую разнообразные формы и методы. Одним из
самых эффективных, на мой взгляд является метод проектов, который в
последние
годы
очень
прочно
вошел
в
практику
дошкольных
образовательных учреждений.
Метод
проектов
дает
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать
творческие
способности
и
коммуникативные
навыки,
планировать
свою
деятельность,
проявлять
инициативу и самостоятельность.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-
то проблемы. Основной тезис современного понимания метода проектов,
который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в
понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они
будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Запомнить просто – пять пальцев руки.
Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы
(фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Работая с детьми по методу проектов, важно соблюдать требования к
его использованию:
Открытая
образовательная
среда,
позволяет
добиться
подвижного
баланса
инициатив
всех
участников
образовательного
процесса,
что
обеспечивает
раскрытие
индивидуального
потенциала
каждого
ребенка.
Участие
ребенка
в
проектной
деятельности
позволяет
ему
учиться
исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их.
В
проектном
методе
используются
следующие
формы
поддержки
детских инициатив:
-
«Успех
гарантирован»
-
любая
инициатива
ребенка,
ради
которой
совершено
усилие,
сама
по
себе
является
успехом,
замеченным
и
вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.
- «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится
наградой
за
проявленные
усилия,
важным
фактором
непринужденной
самореализации в детских инициативах.
- Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу
другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу
над
проектом,
передать
свои
знания
и
умения,
поддержать
другого
в
деятельности.
- Мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей,
специалистов и родителей в едином процессе творчества.
-
Игровая
основа
деятельностных
взаимодействий
всех
участников
реализации инициатив детей в продуктивной деятельности. Кроме детей
участниками проектов становятся и родители. Вся семья, включая детей,
участвуют в реализации проекта, например - прочитать нужную для работы
сказку,
вырезать
подходящие картинки
и
наклеить
в
альбом,
повторить
пальчиковую гимнастику, замесить соленое тесто и т.д. Дети, приходя в
группу, показывают и рассказывают, что они делали с родителями дома. Эта
подготовка к интересным событиям в группе не проходит напрасно. Остается
только придумать самим «события».
Например
(«День
рождения
Мишутки»,
«Любимые
игрушки»,
«В
гостях
у
сказки»
и
т.д.).
Знания,
приобретенные
детьми,
в
таких
образовательных проектах становятся достоянием их личного опыта. Они
получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе
собственной деятельности.
Проектная деятельность – это вид педагогической работы, которая
актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО.
Проектный
метод
как
никакой
другой,
поддерживает
детскую
познавательную
инициативу,
помогает
получить
ребёнку
ранний,
социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует
поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает
познавательную и творческую активность дошкольника.
Использование
метода
проектов
в
моей
практике
позволяет
значительно
повысить
самостоятельную
активность
детей.
Способствует
активизации
познавательной
деятельности
детей;
формированию
у
них
специфических умений и навыков коммуникативного характера; развитию
творческой
активности
детей
в
процессе
игровой
и
познавательной
деятельности. К тому же позволяет объединить педагогов, детей и родителей,
научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Практика показала, что использование метода проектов в работе с
детьми раннего возраста имеет большое значение для развития личности
ребенка. В раннем возрасте закладываются наиболее важные способности:
познавательная
активность,
любознательность,
интерес
к
окружающему,
уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и
настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.
Работая с детьми раннего возраста, я увидела, что сам ребенок не
всегда способен находить или придумывать такие занятия, которые отвечают
его возможностям, развивают его способности. Чтобы деятельность стала
действительно развивающей, ребенку нужна помощь взрослого. Обрести и
реализовать
свою
активность,
а,
следовательно,
нормально
развиваться
ребенок может только в совместной деятельности с взрослым. И моя роль,
как педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то
полезной
и
новой
деятельностью,
стимулировать
его
собственную
активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия.
Чтобы ребенок получил полноценное качественное развитие, нужно
чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность, чтобы
ребенок
сам
что-то
придумывал
и
создавал,
к
чему-то
стремился.
При
разработке
непосредственно
образовательной
деятельности
по
методу
проектов я применяю алгоритм создания проблемной ситуации, по которому
определяю
тему
проекта
и
его
цель,
составляю
перспективный
план
продвижения к цели; формулирую задачи и обсуждаю их с участниками
проекта,
продумываю
игры
и
другие
виды
деятельности.
Конечно,
по
отношению
к
самым
маленьким
моим
воспитанникам
проектная
деятельность
во
многом
упрощена.
Для
них
моделируется
специальная
игровая ситуация, побуждающая их к деятельности.
Рассмотрим на примере проекта образовательной деятельности «Мы
встречаем гостей».
Сообщаю детям о том, что к нам в гости должна прийти кукла Катя.
Вместе с детьми обсуждаем встречу куклы (проблемно-игровая ситуация);
решаем, как мы будем встречать куклу и что нам для этого нужно (находим и
решаем
проблему,
ставим
цель).
Обговариваем,
что
и
как
необходимо
сделать? С чего начать? (планирование деятельности, составление алгоритма
действий); рассматриваем и расставляем предметы посуды, обговариваем ее
предназначение (выполнение алгоритма действий по картинкам); встречаем
куклу Катю, показываем ей, что мы для встречи приготовили, угощаем куклу
(рефлексия, презентация).
На
каждом
этапе
у
детей
формируются
специфические
умения:
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой
цели
знания
из
разных
областей,
развивать
умения
прогнозировать
результаты
и
возможные
последствия
разных
вариантов
решения,
устанавливать причинно-следственные связи.
В
проектной
деятельности
я
использую
продуктивные
методы
и
приемы.
1.Метод проблемного изложения – это устный монолог воспитателя, который
активизирует
мыслительную
деятельность
через
создание
проблемной
ситуации
и
последующее
изложение
по
ее
разрешению.
Грамотно
построенное проблемное изложение подталкивает детей к получению новых
знаний, а не дает их в готовом виде.
2.Прием: предъявить детям преднамеренно нарушенную логику изложения,
доказательства. Например, кукла зимой пошла, гулять, и взяла с собой санки,
чтобы по лужам кататься на них и т.д..
3.Метод
эвристического
диалога
–
это
вопросно-ответный
способ
организации
процесса
обучения,
в
котором
вопрос
имеет
проблемный
характер,
а
ответ
является
результатом
активного
поиска
детей,
под
руководством воспитателя.
В
рамках
эвристического
диалога
(беседы)
учебная
деятельность
развивается по схеме:
1. Организация проблемной ситуации.
2. Выдвижение гипотез.
3. Обоснование и доказательство.
4. Вывод.
Приемы, соответствующие эвристическому диалогу таковы:
•
выдвижение гипотез, поиск аргументации;
•
наводящие вопросы;
•
выявление ряда частных задач, выводящих на решение основной, поиск
возможных ошибок в рассуждениях;
•
обобщение;
Например,
кукла
Катя
заболела.
Как
вылечить
куклу?
(проблемная
ситуация). Выдвижение гипотез детьми: напоить лекарством, поставить укол,
завязать бинт и т.д. Обоснование и доказательство – из личного опыта детей.
Вывод – надо куклу показать доктору (врачу).
4.Метод «мозгового штурма» (массовая мозговая атака) – интенсивное и
хаотическое
генерирование
идей
без
их
сиюминутного
анализа
и
с
отдаленной по времени оценкой. В основе метода лежит создание вероятных
ситуаций. Метод предполагает участие всех детей в выдвижении идей с
последующим коллективным анализом.
5. Прием: групповой поиск. Например, кукла Катя хочет спать. А что для
этого надо? Дети высказывают свои идеи (кровать, диван, подушка, одеяло и
т.д.). Из всего предложенного, дети выбирают нужные предметы для того,
чтобы уложить куклу спать.
Применение
продуктивных
методов
и
приемов
в
деятельности,
позволяет
мне
активно
формировать
у
детей
познавательные
и
коммуникативные способности, интерес к окружающему, обогащать опыт
творческой деятельности.