Напоминание

"Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности"


Автор: Муравьёва Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» ПГТ ПИЖАНКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Проектная деятельность как фактор поддержки детской

инициативы и самостоятельности»

Подготовила: воспитатель

1 квалификационной категории

Муравьёва Т.П.

пгт Пижанка, 2024 год

В условиях введения ФГОС современному дошкольному образованию

требуются

методы

организации

образовательной

деятельности,

которые

помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового

самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Исследования

психологов

доказывают,

что

в

дошкольный

период

открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств

личности,

потому

что

стремление

к

самостоятельности

свойственно

маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка,

которую

необходимо

поддерживать

и

развивать.

Воспитание

самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и

предполагающее

формирование

целеустремленности,

независимости,

широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости

и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.

Именно

в

старшем

дошкольном

возрасте

ребенок

уже

способен

регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. «У детей

старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся

основой

и

для

саморегуляции,

когда

мысленно

произносятся

самим

ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…»

(Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»)

С

переходом

к

школьному

обучению

характер

самостоятельности

меняется:

ребенок

должен

самостоятельно

ориентироваться

в

ситуации,

мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения.

В своей работе я использую разнообразные формы и методы. Одним из

самых эффективных, на мой взгляд является метод проектов, который в

последние

годы

очень

прочно

вошел

в

практику

дошкольных

образовательных учреждений.

Метод

проектов

дает

ребенку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать

творческие

способности

и

коммуникативные

навыки,

планировать

свою

деятельность,

проявлять

инициативу и самостоятельность.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-

то проблемы. Основной тезис современного понимания метода проектов,

который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в

понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они

будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Запомнить просто – пять пальцев руки.

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы

(фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Работая с детьми по методу проектов, важно соблюдать требования к

его использованию:

Открытая

образовательная

среда,

позволяет

добиться

подвижного

баланса

инициатив

всех

участников

образовательного

процесса,

что

обеспечивает

раскрытие

индивидуального

потенциала

каждого

ребенка.

Участие

ребенка

в

проектной

деятельности

позволяет

ему

учиться

исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их.

В

проектном

методе

используются

следующие

формы

поддержки

детских инициатив:

-

«Успех

гарантирован»

-

любая

инициатива

ребенка,

ради

которой

совершено

усилие,

сама

по

себе

является

успехом,

замеченным

и

вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.

- «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится

наградой

за

проявленные

усилия,

важным

фактором

непринужденной

самореализации в детских инициативах.

- Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу

другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу

над

проектом,

передать

свои

знания

и

умения,

поддержать

другого

в

деятельности.

- Мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей,

специалистов и родителей в едином процессе творчества.

-

Игровая

основа

деятельностных

взаимодействий

всех

участников

реализации инициатив детей в продуктивной деятельности. Кроме детей

участниками проектов становятся и родители. Вся семья, включая детей,

участвуют в реализации проекта, например - прочитать нужную для работы

сказку,

вырезать

подходящие картинки

и

наклеить

в

альбом,

повторить

пальчиковую гимнастику, замесить соленое тесто и т.д. Дети, приходя в

группу, показывают и рассказывают, что они делали с родителями дома. Эта

подготовка к интересным событиям в группе не проходит напрасно. Остается

только придумать самим «события».

Например

(«День

рождения

Мишутки»,

«Любимые

игрушки»,

«В

гостях

у

сказки»

и

т.д.).

Знания,

приобретенные

детьми,

в

таких

образовательных проектах становятся достоянием их личного опыта. Они

получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе

собственной деятельности.

Проектная деятельность – это вид педагогической работы, которая

актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО.

Проектный

метод

как

никакой

другой,

поддерживает

детскую

познавательную

инициативу,

помогает

получить

ребёнку

ранний,

социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует

поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает

познавательную и творческую активность дошкольника.

Использование

метода

проектов

в

моей

практике

позволяет

значительно

повысить

самостоятельную

активность

детей.

Способствует

активизации

познавательной

деятельности

детей;

формированию

у

них

специфических умений и навыков коммуникативного характера; развитию

творческой

активности

детей

в

процессе

игровой

и

познавательной

деятельности. К тому же позволяет объединить педагогов, детей и родителей,

научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Практика показала, что использование метода проектов в работе с

детьми раннего возраста имеет большое значение для развития личности

ребенка. В раннем возрасте закладываются наиболее важные способности:

познавательная

активность,

любознательность,

интерес

к

окружающему,

уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и

настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.

Работая с детьми раннего возраста, я увидела, что сам ребенок не

всегда способен находить или придумывать такие занятия, которые отвечают

его возможностям, развивают его способности. Чтобы деятельность стала

действительно развивающей, ребенку нужна помощь взрослого. Обрести и

реализовать

свою

активность,

а,

следовательно,

нормально

развиваться

ребенок может только в совместной деятельности с взрослым. И моя роль,

как педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то

полезной

и

новой

деятельностью,

стимулировать

его

собственную

активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия.

Чтобы ребенок получил полноценное качественное развитие, нужно

чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность, чтобы

ребенок

сам

что-то

придумывал

и

создавал,

к

чему-то

стремился.

При

разработке

непосредственно

образовательной

деятельности

по

методу

проектов я применяю алгоритм создания проблемной ситуации, по которому

определяю

тему

проекта

и

его

цель,

составляю

перспективный

план

продвижения к цели; формулирую задачи и обсуждаю их с участниками

проекта,

продумываю

игры

и

другие

виды

деятельности.

Конечно,

по

отношению

к

самым

маленьким

моим

воспитанникам

проектная

деятельность

во

многом

упрощена.

Для

них

моделируется

специальная

игровая ситуация, побуждающая их к деятельности.

Рассмотрим на примере проекта образовательной деятельности «Мы

встречаем гостей».

Сообщаю детям о том, что к нам в гости должна прийти кукла Катя.

Вместе с детьми обсуждаем встречу куклы (проблемно-игровая ситуация);

решаем, как мы будем встречать куклу и что нам для этого нужно (находим и

решаем

проблему,

ставим

цель).

Обговариваем,

что

и

как

необходимо

сделать? С чего начать? (планирование деятельности, составление алгоритма

действий); рассматриваем и расставляем предметы посуды, обговариваем ее

предназначение (выполнение алгоритма действий по картинкам); встречаем

куклу Катю, показываем ей, что мы для встречи приготовили, угощаем куклу

(рефлексия, презентация).

На

каждом

этапе

у

детей

формируются

специфические

умения:

самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой

цели

знания

из

разных

областей,

развивать

умения

прогнозировать

результаты

и

возможные

последствия

разных

вариантов

решения,

устанавливать причинно-следственные связи.

В

проектной

деятельности

я

использую

продуктивные

методы

и

приемы.

1.Метод проблемного изложения – это устный монолог воспитателя, который

активизирует

мыслительную

деятельность

через

создание

проблемной

ситуации

и

последующее

изложение

по

ее

разрешению.

Грамотно

построенное проблемное изложение подталкивает детей к получению новых

знаний, а не дает их в готовом виде.

2.Прием: предъявить детям преднамеренно нарушенную логику изложения,

доказательства. Например, кукла зимой пошла, гулять, и взяла с собой санки,

чтобы по лужам кататься на них и т.д..

3.Метод

эвристического

диалога

это

вопросно-ответный

способ

организации

процесса

обучения,

в

котором

вопрос

имеет

проблемный

характер,

а

ответ

является

результатом

активного

поиска

детей,

под

руководством воспитателя.

В

рамках

эвристического

диалога

(беседы)

учебная

деятельность

развивается по схеме:

1. Организация проблемной ситуации.

2. Выдвижение гипотез.

3. Обоснование и доказательство.

4. Вывод.

Приемы, соответствующие эвристическому диалогу таковы:

выдвижение гипотез, поиск аргументации;

наводящие вопросы;

выявление ряда частных задач, выводящих на решение основной, поиск

возможных ошибок в рассуждениях;

обобщение;

Например,

кукла

Катя

заболела.

Как

вылечить

куклу?

(проблемная

ситуация). Выдвижение гипотез детьми: напоить лекарством, поставить укол,

завязать бинт и т.д. Обоснование и доказательство – из личного опыта детей.

Вывод – надо куклу показать доктору (врачу).

4.Метод «мозгового штурма» (массовая мозговая атака) – интенсивное и

хаотическое

генерирование

идей

без

их

сиюминутного

анализа

и

с

отдаленной по времени оценкой. В основе метода лежит создание вероятных

ситуаций. Метод предполагает участие всех детей в выдвижении идей с

последующим коллективным анализом.

5. Прием: групповой поиск. Например, кукла Катя хочет спать. А что для

этого надо? Дети высказывают свои идеи (кровать, диван, подушка, одеяло и

т.д.). Из всего предложенного, дети выбирают нужные предметы для того,

чтобы уложить куклу спать.

Применение

продуктивных

методов

и

приемов

в

деятельности,

позволяет

мне

активно

формировать

у

детей

познавательные

и

коммуникативные способности, интерес к окружающему, обогащать опыт

творческой деятельности.



В раздел образования