Напоминание

"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ценностям российского общества через реализацию проекта "Карта нашей страны""


Автор: Стародубова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ценностям российского общества через реализацию проекта "Карта нашей страны""
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ

САД «ТЕРЕМОК» ПГТ ПИЖАНКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к ценностям российского общества через реализацию

проекта «Карта нашей страны»

Подготовила: воспитатель

Высшей квалификационной категории

Стародубова Е.И.

пгт Пижанка, 2024 год

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном

системы образования, призваны формировать у детей первое представление

об окружающем мире, особое отношение к родной природе, малой Родине,

своему

Отечеству.

В

наше

время

воспитание

чувства

патриотизма,

гражданственности,

ответственности

за

судьбу

своей

страны

является

одной из важнейших задач образования.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить

нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и

нравственную сферы. Изучив разнообразные методы, пришла к выводу,

что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является

одним из средств активизации познавательного и творческого развития

ребенка.

Проектная

деятельность

это

целенаправленная

деятельность

по

определенному

плану

для

решения

поисковых,

исследовательских,

практических задач по любому направлению содержания образования. В

основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который

двигается

в

процессе

совместной

работы

взрослого

и

детей

над

определенной

практической

проблемой

(продуктом

являются

макеты,

плакаты, коллекции, альбомы, сценические представления и пр.)

В ходе осуществления проектной деятельности ребенок ощущает себя

субъектом,

поскольку

получает

возможность

экспериментировать,

быть

активным

и

самостоятельным,

а

педагог

занимает

позицию

«рядом»

с

ребенком, становясь организатором его деятельности. Родители и другие

члены семьи могут быть не только источниками информации, реальной

помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом,

но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Проектная

деятельность

помогает

связать

процесс

обучения

и

воспитания

с

реальными

событиями

из

жизни

ребёнка,

а

также

заинтересовать

его,

увлечь

в

эту

деятельность.

Целесообразность

использования

проектного

метода

в

нравственно

патриотическом

воспитании старших дошкольников заключается в том, что метод проектов

позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем и объединить детей,

родителей,

педагогов

в

совместной

деятельности,

научить

работать

в

коллективе,

сотрудничать,

планировать

свою

работу.

Каждый

ребёнок

сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится

уверенность в своих силах.

В 2021-2022 учебном году был реализован цикл проектов «Праздники

на Руси»: «Осенины», «Рождество», «Масленица».

В 2022-2023 учебном году – цикл проектов «Русь великая». В него

вошли проекты «Пиж - рукавичка», «День российского флага», «Помним,

гордимся!».

С

сентября

2023

года

наш

детский

сад

начал

использовать

практическое

руководство

«Воспитателю

о

воспитании»

по

реализации

Программы

воспитания

раздела

Образовательной

программы,

разработанное институтом изучения детства, семьи и воспитания.

Практическое руководство включает два вида проектов — «Проект

месяца»

и

«Проект

года».

При

этом

проект

понимается

как

комплекс

целенаправленно

организованных

мероприятий

(воспитательных

ситуаций), позволяющих эффективно решать задачи приобщения детей к

ценностям российского общества.

Проект года «Карта нашей страны», предложенный в практическом

руководстве

«Воспитателю

о

воспитании»,

предполагает

регулярную

ежемесячную работу детей с картой для отражения опыта реальных и

виртуальных

путешествий

по

родной

стране,

фиксацию

маршрутов

и

личных

впечатлений

размещение

на

карте

фотографий,

картинок,

наклеек, условных знаков (следов, стрелок и др.).

Карта

предлагает

детям

зримый

образ

мира,

позволяет

им

ориентироваться не только в географическом пространстве, но также в

пространстве истории и культуры на доступном языке образов и символов.

Такая работа в течение года помогает нам раскрывать ценность Родины

через личные переживания и опыт каждого ребенка.

Сегодня хочу представить некоторые этапы этого проекта.

Свою работу начала с беседы с детьми о том, что путешественнику

обязательно нужна карта, чтобы знать, куда он отправляется и куда ему

нужно вернуться. Затем

приступили к

изучению географических карт

Пижанского района, Кировской области, России.

Первой была карта сентября «Где мы летом побывали, что увидели-

узнали». Летние путешествия и открытия детей были отмечены на карте

района, так как за его пределы они не выезжали.

Карта

месяца

позволила

визуализировать

и

привести

в

систему

образы, факты, события. Дети дома с родителями готовили рисунок и

составляли небольшой рассказ о том, что они узнали, увидели в поездке. В

группе ребята описывали свои путешествия, вместе отмечали на карте

маршруты.

В

групповой

карта

расположена

в

доступном

месте.

Дети

могут

вносить

в

нее

дополнения.

Каждый

месяц

она

наполняется

новым

содержанием.

В ноябре продолжилась работа по наполнению «Карты нашей страны»

интересным для детей и значимым для их воспитания содержанием карты

месяца «Игрушечных дел мастера». На примере игрушки-коня знакомила

детей с удивительным разнообразием материалов, художественных техник

и

узоров,

которые

используют

народные

мастера,

создавая

игрушки

каргопольские, богородские, дымковские, филимоновские и городецкие.

Вместе с детьми отметили на карте те места, где они изготавливаются,

разместили

на

карте

фотографии,

рисунки

традиционных

народных

игрушек, которыми славятся разные регионы нашей Родины.

Карта декабря - «Красавица Зима». Познакомились с удивительным

разнообразием природных явлений в разных уголках нашей страны —

северное сияние за полярным кругом и прозрачный лед озера Байкал,

заснеженные вершины гор и бескрайние степи под снежными «одеялами»,

могучие таежные леса. Вместе с детьми отметили на карте те места, где

были

сделаны

фотографии

зимних

пейзажей

разных

уголков

нашей

Родины.

Отметили

города-резиденции

Деда

Мороза

(город

Великий

Устюг)

и

Снегурочки

(город

Кострома),

рассмотрели

на

фотографиях,

иллюстрациях их прекрасные терема, побеседовали о том, как красота

природы

отражается

в

архитектуре,

изобразительном

и

декоративно-

прикладном

искусстве.

Создали

совместно

с

родителями

фотоколлажи

«Красота вокруг нас».

Карта

февраля

-

«Крепости

земли

российской».

Дети

узнали,

как

обороняли

свою

землю

разные

народы

нашей

страны

строили

деревянные

крепости

и

остроги,

каменные

кремли

и

башни.

Нашли

и

отметили

на

карте

места,

где

находятся

старинные

оборонительные

сооружения, которые расположены по соседству (Свияжская крепость в

Татарстане).

Разместили

на

карте

фотографии

кремлей

и

крепостей

из

разных регионов нашей страны, сохранившиеся до наших времен.

Ребят

так

увлекла

эта

тема,

что

они

самостоятельно

с

большим

удовольствием изготовили крепость и войско, охраняющее её. Мастерили

крепости из конструктора и снега. Весь месяц придумывали различные

варианты игр с ними.

Работа по реализации годового проекта продолжается. Впереди ребят

ждут новые карты месяцев, новые знания и открытия. А для нас, педагогов,

данное практическое пособие позволяет успешно реализовать Программу

воспитания, приобщить детей к ценностям российского общества.

Использование

проектного

метода

в

системе

нравственно-

патриотического воспитания считаю наиболее

приемлемым, так как он

позволяет сочетать интересы всех участников проекта.

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества

в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем.

Дети

организуются

в

соответствии

с

их

интересами,

желаниями,

потребностями;

осваивают окружающую действительность, активизируют

самостоятельную познавательную деятельность, развивают творческие

способности, навык обобщать и систематизировать

Проектный

метод

позволяет

привлечь

к

совместной

работе

семьи

воспитанников,

что

укрепляет

взаимоотношения

между

ребенком

и

родителями:

-взрослые начинают ценить детские достижения, испытывают чувства

гордости за своего ребёнка;

- родители осознают, как строится образовательно - воспитательный

процесс в детском саду, и приобщаются к нему;

- укрепляется взаимопонимание между всеми участниками проекта.



В раздел образования