Автор: Григорьева Надежда Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №117"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья "Использование мультипликации как средство развития познавательной, творческой и речевой активности детей дошкольного возраста"
Тема: создание мультфильма вместе с детьми
Раздел: дошкольное образование
Использование мультипликации как средство развития познавательной,
творческой и речевой активности детей дошкольного возраста»
(создание мультфильма вместе с детьми)
Автор: Григорьева Надежда Рудольфовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 117» г. Чебоксары
Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается
ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он
познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками,
языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Любознательность у
детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда
ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Дети легко находят объекты для
исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория.
Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые! К счастью, в последнее время в
дошкольных
учреждениях
все
больше
внимания
уделяется
исследовательской
деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия, для
совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Как обуздать кипучую
энергию и неуемную любознательность ребенка? Как максимально использовать
пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать
развитию творческого начала ребенка? На эти и другие вопросы мы постарались ответить
в нашей педагогической деятельности по экспериментированию с дошкольниками в
условиях детского сада. Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит
забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а
формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и
навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети
запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без
употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у
ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать,
экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Обобщая
материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что
экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской
деятельности
во
всех
его
формах
и
видах
и
является
методом
повышения
самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного
интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим
видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы,
развивает
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
классификацию,
обобщение),
стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности.
Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как
наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие
речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании
цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном
рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее
развиты
изобразительные
способности,
тем
точнее
будет
отображен
результат
эксперимента.
Экспериментирование связано и с другими современными видами деятельности,
такими, как анимация. Создавая, мультфильм ребенок закрепляет полученные в
результате экспериментирования, знания. Создание мультфильма с детьми дошкольного
возраста – один из методов проектной технологии, очень привлекательный для детей. В
последние
годы
происходят
существенные
изменения
в
системе
дошкольного
образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь
различные
компьютерные
технологии.
Это
дает
огромные
возможности
для
использования различных инновационных методов, которые широко используются в
работе с детьми.
Создание мультфильма – это многогранный творческий процесс, интегрирующий в
себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную,
изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются
такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная
отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными
умениями и навыками и т.д. Мультипликация в образовательном процессе – это
универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и
информационно насыщенном мире.
Для того чтобы создать мультфильм, необходимы идеи, главными генераторами
идей являются как взрослые, так и дети. Тематика сюжетов будущих мультфильмов
берется по пройденным темам на занятиях по экспериментированию.
Дети совместно с воспитателем и со мной продумывают, сочиняют сюжет
будущего
мультфильма,
делают
его
раскадровку
(последовательность
рисунков,
определяющих монтажные планы), обговаривают место, где происходят все события, кто
является главными героями и что нужно для того, чтобы обыграть сюжет. Выбирают
технологию создания мультфильма (рисованный, кукольный, пластилиновый и другие).
Изготавливают декорации и персонажей в соответствии с выбранной технологией, имея
возможность активно использовать при этом бросовый и природный материал. При этом
очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку
неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд
ребенка на мир.
Наш проект по мультипликации называется «Лаборатория Почемучка», в ходе
которого
воспитанниками
подготовительной
группы
был
создан
мультфильм
«Лаборатория профессора Изобриталкина». Весь сюжет проекта был построен на игре в
«Мультстудию», в процессе которой дети практическим путем освоили технологию
создания мультфильма, учились творчески решать возникающие в ходе проекта
проблемные ситуации, учились трудиться в коллективе, распределять коллективную
работу, совместное ее выполнение, учились самостоятельно решать задачи, проявлять
инициативу.
На подготовительном этапе работы мы обсуждали с детьми их любимые
мультфильмы.
Затем
побеседовали
о
тайнах
мультипликации,
выяснили,
что
мультипликационные герои – неживые существа и оживляют их люди. Дети узнали
название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор
(аниматор), художник, оператор, актер, композитор. Мастер- класс по созданию
рисованного и кукольного мультфильма, вызвал огромное желание у них создать
мультфильм своими руками.
На этапе разработки сюжета, персонажей и декораций договорились, что они сами
создадут лабораторию, находят маленькие лабораторные предметы. Фон для лаборатории
был изготовлен из бумаги, стол превратили из строительного материала. В период съемки
мультфильма шла работа с малыми подгруппами детей. В роли оператора съемки могли
попробовать себя все желающие, однако присутствие меня, педагога-психолога -
руководителя студии было обязательным, в силу возраста детей. Необходимо было
контролировать перекладку детьми фигурок на минимальное расстояние, отсутствие рук в
кадре. Во время озвучивания актеры погружались в роль, своих персонажей. Все части
мультфильма монтировал педагог-психолог с использованием специальной программы.
Данный этап был проведен без участия детей в силу их возраста. Результат работы
был представлен на общесадовском киносеансе.
Это был прекрасный праздник для детей и родителей, которые были поражены
тому, что их такие маленькие дети сумели создать настоящее произведение искусства.