Напоминание

создание мультфильма вместе с детьми


Автор: Григорьева Надежда Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №117"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья "Использование мультипликации как средство развития познавательной, творческой и речевой активности детей дошкольного возраста"
Тема: создание мультфильма вместе с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование мультипликации как средство развития познавательной,

творческой и речевой активности детей дошкольного возраста»

(создание мультфильма вместе с детьми)

Автор: Григорьева Надежда Рудольфовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 117» г. Чебоксары

Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается

ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он

познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками,

языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Любознательность у

детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда

ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Дети легко находят объекты для

исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория.

Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые! К счастью, в последнее время в

дошкольных

учреждениях

все

больше

внимания

уделяется

исследовательской

деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия, для

совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Как обуздать кипучую

энергию и неуемную любознательность ребенка? Как максимально использовать

пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать

развитию творческого начала ребенка? На эти и другие вопросы мы постарались ответить

в нашей педагогической деятельности по экспериментированию с дошкольниками в

условиях детского сада. Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит

забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а

формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и

навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети

запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без

употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у

ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать,

экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Обобщая

материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что

экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской

деятельности

во

всех

его

формах

и

видах

и

является

методом

повышения

самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного

интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим

видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы,

развивает

мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

классификацию,

обобщение),

стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности.

Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как

наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие

речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании

цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном

рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее

развиты

изобразительные

способности,

тем

точнее

будет

отображен

результат

эксперимента.

Экспериментирование связано и с другими современными видами деятельности,

такими, как анимация. Создавая, мультфильм ребенок закрепляет полученные в

результате экспериментирования, знания. Создание мультфильма с детьми дошкольного

возраста – один из методов проектной технологии, очень привлекательный для детей. В

последние

годы

происходят

существенные

изменения

в

системе

дошкольного

образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь

различные

компьютерные

технологии.

Это

дает

огромные

возможности

для

использования различных инновационных методов, которые широко используются в

работе с детьми.

Создание мультфильма – это многогранный творческий процесс, интегрирующий в

себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную,

изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются

такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная

отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными

умениями и навыками и т.д. Мультипликация в образовательном процессе – это

универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и

информационно насыщенном мире.

Для того чтобы создать мультфильм, необходимы идеи, главными генераторами

идей являются как взрослые, так и дети. Тематика сюжетов будущих мультфильмов

берется по пройденным темам на занятиях по экспериментированию.

Дети совместно с воспитателем и со мной продумывают, сочиняют сюжет

будущего

мультфильма,

делают

его

раскадровку

(последовательность

рисунков,

определяющих монтажные планы), обговаривают место, где происходят все события, кто

является главными героями и что нужно для того, чтобы обыграть сюжет. Выбирают

технологию создания мультфильма (рисованный, кукольный, пластилиновый и другие).

Изготавливают декорации и персонажей в соответствии с выбранной технологией, имея

возможность активно использовать при этом бросовый и природный материал. При этом

очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку

неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд

ребенка на мир.

Наш проект по мультипликации называется «Лаборатория Почемучка», в ходе

которого

воспитанниками

подготовительной

группы

был

создан

мультфильм

«Лаборатория профессора Изобриталкина». Весь сюжет проекта был построен на игре в

«Мультстудию», в процессе которой дети практическим путем освоили технологию

создания мультфильма, учились творчески решать возникающие в ходе проекта

проблемные ситуации, учились трудиться в коллективе, распределять коллективную

работу, совместное ее выполнение, учились самостоятельно решать задачи, проявлять

инициативу.

На подготовительном этапе работы мы обсуждали с детьми их любимые

мультфильмы.

Затем

побеседовали

о

тайнах

мультипликации,

выяснили,

что

мультипликационные герои – неживые существа и оживляют их люди. Дети узнали

название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор

(аниматор), художник, оператор, актер, композитор. Мастер- класс по созданию

рисованного и кукольного мультфильма, вызвал огромное желание у них создать

мультфильм своими руками.

На этапе разработки сюжета, персонажей и декораций договорились, что они сами

создадут лабораторию, находят маленькие лабораторные предметы. Фон для лаборатории

был изготовлен из бумаги, стол превратили из строительного материала. В период съемки

мультфильма шла работа с малыми подгруппами детей. В роли оператора съемки могли

попробовать себя все желающие, однако присутствие меня, педагога-психолога -

руководителя студии было обязательным, в силу возраста детей. Необходимо было

контролировать перекладку детьми фигурок на минимальное расстояние, отсутствие рук в

кадре. Во время озвучивания актеры погружались в роль, своих персонажей. Все части

мультфильма монтировал педагог-психолог с использованием специальной программы.

Данный этап был проведен без участия детей в силу их возраста. Результат работы

был представлен на общесадовском киносеансе.

Это был прекрасный праздник для детей и родителей, которые были поражены

тому, что их такие маленькие дети сумели создать настоящее произведение искусства.



В раздел образования