Автор: Панина Елена Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ Островецкая СОШ Дошкольное отделение
Населённый пункт: д.Островцы
Наименование материала: Статья
Тема: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
педагог –психолог
Панина Е.
При работе с детьми дошкольного возраста в области патриотического воспитания
необходимо учитывать их особенности психики. У детей на этом возрастном этапе
наблюдается кратковременное внимание, они проявляют интерес ко всему яркому,
и они легко вовлекаются в эмоциональные процессы. Чтобы успешно продвигать
патриотические ценности и идеи, важно предоставлять детям яркие и интересные
материалы, которые могут привлечь их внимание на достаточно короткое время.
Это может включать в себя разнообразные игры, викторины, художественные
произведения и другие методы, которые способствуют взаимодействию,
эмоциональной вовлеченности и развитию патриотического сознания у детей.
Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму,
папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский
сад: дети, воспитатель, помощник воспитателя. Постепенно круг расширяется:
улица, на которой находится дом и детский сад, родной город, столица Родины –
город Москва, вся страна Россия.
Задача педагога заключается в создании последовательности представлений у
ребенка о мире вокруг него, чтобы предотвратить возможную путаницу в его
мыслях. В методической литературе по патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста представлены различные сценарии для организации такой
работы. Желательно, чтобы наши дети научились верить в себя, уважать своих
близких, беречь окружающую природу и гордиться своей любимой родиной.
Детям всегда необходимо знать о важнейших событиях нашего прошлого. Они
должны узнать о героических подвигах их предков, которые с огромной
самоотдачей защищали свою родину, сражались на поле брани и неутомимо
стремились к процветанию своей страны в мирное время. Важно, чтобы дети
ощущали гордость за то, что сами являются частью этого великолепного народа и
что их семьи имеют непосредственное отношение к истории нашей страны.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с
уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов,
любить свою страну, свою Родину.
Работа в учреждении дошкольного образования по патриотическому воспитанию
предполагает следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно-
патриотические чувства:
Рассказ воспитателя о родном крае (городе).
Просмотр изображений и видеофильмов о памятных местах.
Чтение рассказов о защитниках Родины.
Беседа в виде вопросов и ответов.
Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.
Тематический фольклорный утренник.
Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое
воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является, игра.
Игры, также, как и занятия, способствуют решению задач патриотического
воспитания.
Не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые
в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народный
праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой.
Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на
эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Патриотическое воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень
ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин-
матерей. Патриотическое воспитание создает у детей осознание своей
сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких
порядков (город, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего
патриотизма.
Благополучие общества, как известно, во многом зависит от молодого поколения,
готового защитить от невзгод свою Родину – землю своих отцов и тех, кто на ней
живет. От патриотизма граждан государства, развития и роста гражданского
самосознания зависит настоящее и будущее страны.
Приобщение дошкольников к Государственной символике - одна из
важнейших задач в работе педагогов. Миссия педагога заключается о том,
чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить происхождение, значение,
образы, функции символов России.
Игру, которую хочу представить предназначена для детей дошкольного возраста от
3 лет и старше. Данная дидактическая игра поможет педагогам в закреплении
знаний детей о государственных символах России, их образах и значениях, в
данном случаи — это Герб.
Цель разработки - создание условий для формирования патриотических чувств у
дошкольников через знакомство детей с государственной символикой: гербом;
воспитание нравственно-эстетических норм поведения и моральных качеств
ребенка.
Эта игра может быть использована:
в процессе организованной учебной деятельности (развитие памяти,
воображения, мышления, внимания и т.д.)
совместной деятельности педагога с детьми;
в период самостоятельной деятельности детей;
при организации индивидуальной работы с ребёнком;
при проведении праздников и развлечений.
Дидактическая игра на липучках «Собери Герб»
Задачи:
закрепить представление детей о гербе России, области, района, своей малой
Родине;
уметь выделять герб родного города из других знаков; уметь создавать свой
герб (семьи, группы и т.д.)
Материалы: Основа для герба красный щит или другого цвета, картинки для
сбора герба, шаблоны-образцы гербов.
Ход игры.
Детям предлагается рассмотреть герб и отметить отличительные особенности от
гербов других городов нашей страны.
1. Дети предлагается собрать герб России, области, района, малой Родины и т.д.,
при помощи шаблонов-накладок, которые прилепляются на липучки;
2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
на память;
4. Детям предлагаются гербы других городов, семьи, группы для подобной же
игровой задачи.
Педагог предлагает детям выбрать цвет поля, символы и составить свой герб.
Пусть ребёнок самостоятельно решит, чей герб он составит. Это могут быть гербы
города, детского сада, семьи, ребёнка.
После этого воспитатель предлагает детям по очереди описать свой герб, на
начальном этапе помогая вопросами:
Чей герб ты составил? /города, семьи, свой собственный, своей группы и т.д./
Что ты изобразил в верхнем поле? Почему?
Что изображено на нижнее поле твоего герба? Что это означает?
В конце игры можно выбрать самый интересный герб. Его можно зарисовать. В
дальнейшем из самых интересных гербов собирается коллекция.
Однако, эта игра также прекрасно подходит и для использования дома как
образовательная и развлекательная игра. Возможность собирать и сочетать
элементы игры развивает мышление, мелкую моторику и усидчивость у детей.