Напоминание

"Обучение элементам грамоты детей с ОНР через игру с использованием скретч – программирования"


Автор: Валькова Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение элементам грамоты детей с ОНР через игру с использованием скретч – программирования"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

СТАТЬЯ

«Обучение элементам грамоты детей с ОНР через игру с использованием

скретч – программирования»

Валькова Елена Николаевна учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 70» города Нижнего

Новгорода, Нижегородская область

«Чтобы иметь будущее,

нужно быть готовым

сделать что-то новое»

Питер Джукер

Сейчас

трудно

представить

жизнь

без

использования

компьютера.

Компьютеризация

проникает

практически

во

все

сферы

жизни

и

деятельности

современного человека. Также и в систему дошкольного воспитания и обучения и в

специальную педагогику внедряются информационные компьютерные технологии,

которые в сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия

повышают

качество

обучения.

В

настоящее

время

разработаны

различные

обучающие программы, которые активно используются педагогами коррекционных

групп. Как известно, дошкольники проявляют повышенный интерес к компьютеру

и, в первую очередь, их привлекают компьютерные игры, которые они быстро

осваивают. Следует отметить, что ребёнок, играя, начинает сначала думать, а потом

действовать.

Компьютерные

игры

и

программы

устроены

так,

что

процесс

их

освоения

побуждает

ребёнка

пробовать,

проверять,

уточнять,

делать

выводы,

корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией, благодаря чему

активно развивается мыслительная деятельность ребёнка.

Одной

из

важнейших

функций

компьютерных

игр

является

обучающая.

В

процессе

занятий

детей

на

компьютерах

улучшаются

их

память

и

внимание,

развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация.

Занятия детей, в частности, с общим недоразвитием речи на компьютере имеют

большое

значение

не

только

для

развития

интеллекта,

но

и

для

развития

их

моторики, которая у данной категории детей слабо развита. В любых играх, от

самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на

определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей.

Компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребёнка, но

и

воспитывает

волевые

качества,

такие,

как

самостоятельность,

собранность,

сосредоточенность,

усидчивость, а также приобщает ребёнка к сопереживанию,

помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру. В

настоящее время использование компьютерной техники в обучении, воспитании и

коррекции дошкольников с речевыми нарушениями получают все более широкое

применение.

Одним

из

направлений

работы

при

подготовке

дошкольников

с

речевыми

нарушениями к школьному обучению является обучение элементам грамоты. Дети

учатся

делить

слова

на

слоги,

а

слоги

на

звуки,

овладевают

умением

классифицировать звуки. Уже в детском саду воспитанники учат буквы, буква –

2

специальный

знак,

который

обозначает

звук

на

письме.

Дети

с

общим

недоразвитием

речи

испытывают

трудности

в

запоминании

и

узнавании

букв,

отсюда

страдает

навык

чтения

слогов

и

слов.

Нужны

действенные

методы.

Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника с ОНР

к

обучению

элементам

грамоты

не

только

возможно,

но

и

необходимо:

оно

способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка

всесторонне, повышает эффективность обучения дошкольника.

Самое доступное приложение для создания мультфильмов – это среда «Scratch».

Программа Роббо Скретч способна помочь педагогу разработать компьютерные

игры на решение задач по подготовке детей с ОНР к обучению в школе, где можно

использовать готовые спрайты или создать новые (буквы, слоги..). При создании

игры,

прежде

всего,

необходимо

обдумать

ряд

вопросов:

какие

обучающие

и

коррекционные задачи будут решаться, о чем игра, кто будет играть, как будет

выглядеть игра, что нужно будет делать в игре, почему в нее захочется играть

детям? При разработке игры учитывается также общая структура компьютерной

игры,

Следует

учитывать,

что

данные

игры

являются

эффективным

средством

подготовки дошкольников с ОНР к школе лишь в том случае, если во время их

использования учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. В

компьютерных

играх

должно

быть

минимум

текстовой

информации

о

ходе

и

правилах игры, поскольку дети еще не умеют хорошо читать или только знакомятся

с

буквами.

Функцию

разъяснения

выполняет

взрослый

или

же

специальные

символы (вопросительный знак, стрелочка), которые подсказывают ребёнку, как

нужно действовать. В играх используются буквы и отдельные слова больших

размеров. Изображения на экране должны быть достаточно крупными без мелких,

отвлекающих деталей. Темп движений и преобразований на экране должен быть не

слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулироваться самим

ребёнком.

На закрепление графического образа букв удачными будут игры, где персонаж

отбирает предметы с согласными буквами или наоборот – с гласными. Например,

игра «Дракон ловишка», где Дракон собирает красные яблоки с изображением

гласных букв, играя, ребенок называет буквы или «Мишка ловит снежинки», где

снежинки с изображением пройденных согласных букв.

В игре

«Кто быстрее»

ребенок находит буквы на время, как в таблице Шульте. Можно уменьшать время

нахождения букв и соревноваться с другими детьми. В других играх с веселыми

персонажами ребенок получает задания: назови появляющиеся буквы, назови звук, с

которого

начинается

слово

и

запиши

соответствующую

букву

и

другие.

Для

закрепления навыка чтения слогов и слов можно использовать игру, относящуюся к

играм

платформерам.

Ребенок,

управляя

игровым

персонажем,

преодолевает

различные препятствия и читает короткие слова, которые встречаются на пути. В

игре «Космо - слоги» ребенок управляет ракетой, двигаясь в разных направлениях.

Задание: ракета должна забрать всех инопланетян, в руках у которых буквы.

3

Таким образом, педагог, решая в работе с детьми с ОНР, педагог грамотно

использует компьютерные игры для закрепления полученных знаний и умений по

подготовке к обучению грамоте.

Игра- ловишка «Дракоша»

Интерактивная игра «Космо-слоги»

Интерактивная игра

«С мартышкой повторяем буквы»



В раздел образования