Автор: Терлецкая Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Золотой петушок" п.Пангоды, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ
Населённый пункт: пгт.Пангоды
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие основных навыков социального общения и взаимодействия у детей дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Развитие основных навыков социального общения и взаимодействия у
детей дошкольников.
Детские годы представляют собой уникальное время, в центре которого стоит
процесс социального становления личности, ее путь к интеграции в сложную
систему взаимоотношений взрослого мира. Этот путь ознаменован постижением
культурно-этических норм и принципов, которые управляют жизнью общества, что
способствует формированию у ребенка навыков социального взаимодействия и
коммуникации,
а
именно,
умении
анализировать
собственное
поведение
и
налаживать продуктивное общение с окружающими. Развитие этих навыков, или
социально-коммуникативной
компетентности,
является
ключевым
аспектом,
требующим внимания как со стороны образовательной системы, так и социума в
целом, поскольку затрагивает важнейшие аспекты жизни общества и его будущее.
Развитие
социально-коммуникативной
компетентности
у
дошкольников
старшего возраста тесно связано с систематической организацией их активности,
применением разнообразных педагогических подходов и методик. Ведущими
методами культивирования данных навыков выступают сюжетно-ролевые игры, и в
частности, театрализация. Театральные занятия направлены на стимулирование
воображения
ребенка,
укрепление
эмпатии
и
взаимопонимания.
В
ходе
театрального взаимодействия происходит развитие умений вести диалог и монолог,
расширяется лексический кругозор, закладываются основы письменной речи и,
прежде всего, активизируется речь как таковая. Ключевые принципы организации
театрализованной игры включают выбор значимых и разноплановых историй для
постановок, ежедневное вовлечение ребенка в подобного рода деятельность,
обеспечение его активности на протяжении всех эпизодов создания и исполнения
драмы, а также взаимодействие с взрослыми на всех этапах процесса. Важно
осознавать, что без предшествующего опыта сюжетно-ролевых игр, немедленное
погружение в театрализованную деятельность может оказаться неэффективным.
Важную роль в этом процессе играет педагог, который отбирает содержательные
произведения для будущих постановок, доступные для понимания и воплощения
детьми в театрализованную форму. С целью усвоения материала непосредственно к
постановке ребенка не требуется заучивание текста, так как захватывающий сюжет,
яркий
язык,
повторения
и
динамичное
развитие
действий
способствуют
естественному запоминанию и вовлеченности. Через игру происходит выражение
личных чувств и мыслей мимикой, жестами, интонациями. Взаимодействие с
взрослыми и сверстниками в контексте совместной деятельности становится
катализатором психического развития и формирования социальных умений, ведь в
процессе
первые
шаги
к
самостоятельности
и
независимости,
начинаются
оценочные суждения о себе и других, совершенствуются навыки коллективного
взаимодействия.
Эффективные
коммуникативные
навыки
являются
ключом
к
успешной
социальной интеграции в разнообразных обстоятельствах, подчёркивая важность
культивирования этих способностей начиная с дошкольного возраста.
Воспитатель МДОУ «Детский сад «Золотой петушок» п.Пангоды,
Надымского района: Терлецкая Оксана Викторовна.