Напоминание

Работа над сочинением по картине в начальных классах


Автор: Назарова Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Дубенская СОШ
Населённый пункт: поселок Дубна, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа над сочинением по картине в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ

УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Актуальность. Одной из главных задач начальной школы является развитие

связной речи обучающихся, что повышает их речевую культуру. В целом именно в этот

период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка,

учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с

целями и задачами речи. На этом этапе учитель должен помочь детям осмыслить

требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за

правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью высказываний.

Проблема развития речи младших школьников в настоящее время находится в

центре внимания, так как речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. К

сожалению, речь не только младших школьников и старшеклассников, но и студентов и

даже дипломированных специалистов не отвечает этим качествам, поэтому языковое

образование и речевое усовершенствование школьников – одна из центральных проблем в

современной методике обучения русскому языку. Особенно остро эта задача стоит перед

начальной школой, являющейся основой успешного обучения на последующих ступенях.

Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи

мыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVІII-XIX вв. (Ж. Ж. Руссо, М. В.

Ломоносов, В. Г. Белинский, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский). В их работах

рассматривались вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной

речи.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие

речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности

детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Сочинение может служить мощной базой для развития устной и письменной

связной речи младших школьников, в результате у детей будет формироваться

художественный вкус, расширяться кругозор, происходить становление жизненных

приоритетов и позиций.

В соответствии с ФГОС НОО в ходе работы над сочинением осуществляется:

«формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности –

умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать

свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и

сверстниками в учебном процессе…». Необходимость освоения предметных результатов

нацеливает учителя на формирование у младших школьников умений создавать

разнообразные тексты. Этому может способствовать обучение написанию сочинений по

картине на уроках русского языка.

Программой по развитию связной речи в начальных классах предусмотрено

проведение уроков по обучению написания сочинения-описания (предмета, картины,

места, природы и т.д.) Данный вид работы вводится со 2 класса. Это способствует

развитию у обучающихся наблюдательности, точности изображения деталей, умения

подбирать слова и словосочетания, создавать словесно-зрительные образы. Описания

могут создаваться по памяти, на основе специальных наблюдений, по воображению, по

картине.

В начальной школе дети часто пишут сочинения-описания по пейзажным

картинам известных художников. Для описания младшими школьниками рекомендованы,

например, такие репродукции с полотен русских живописцев,

как «Золотая осень»

В.Поленова, «Первый снег» А.Пластова, «Конец зимы» К.Юона, «Большая вода» и

«Март» И.Левитана, «Богатыри» В.Васнецова» и др. Сочинение-описание картины –

работа сложная для учащихся начальных классов. Поэтому важно не только помочь детям

составить и записать текст, но и позаботиться об эмоциональном воздействии

живописного полотна на учащихся, научить детей «читать» картину, осмысливать ее

содержание.

Чтобы решить эти задачи, следует всю работу над сочинением по картине, на мой

взгляд, следует проводить в определенном порядке. Например, работу над сочинением-

описанием пейзажа начинаю с подготовки учащихся к восприятию картины. Это

происходит задолго до непосредственного описания, знакомства с самой картиной.

Важнейшим условием для правильного и глубокого восприятия картины может быть

организация личных наблюдений детей за природой, за природными явлениями, близкими

или созвучными содержанию картины. С этой целью проводятся экскурсии или прогулки

в парк или в лес и наблюдения детей за изменениями в природе, характерными для того

или иного времени года. Наблюдения эти затем обсуждаются, уточняются, сравниваются.

Например, при подготовке к написанию сочинения по картине «Март» И.Левитана после

экскурсии в парк проводится беседа по вопросам:

- Какие изменения в природе дают почувствовать приближение весны?

- Каким стал снег? Везде ли он одинаков?

- Как тает снег?

- Каков цвет неба? Как светит солнце?

- каким чувствуется весенний воздух? и т.п.

Некоторые мысли. Предложения, сравнения, которые покажутся в ходе беседы наиболее

удачными, интересными, следует записать в тетрадь по литературе или по развитию речи.

Далее работу необходимо продолжить на уроках литературного чтения. Знакомясь

с произведениями русских классиков, ученики встречаются с понятиями «эпитет»,

«сравнение», «метафора». Выписывают и запоминают наиболее понравившиеся строки,

которые могут пригодиться им в творческой работе.

Важным моментом при подготовке к восприятию картины также является

знакомство с автором-художником, с его творчеством. Дается краткая биографическая

справка, рассматриваются несколько картин для выяснения тематики его творчества, что

тоже дает эмоциональный настрой. Сделать это можно на уроке изобразительного

искусства.

Следующий этап работы – непосредственное знакомство с картиной, которую

предстоит описывать. Детям предлагается молча рассмотреть картину, полюбоваться ею,

подумать над ее содержанием. Это очень важная часть урока. Именно в те минуты, когда

дети внимательно всматриваются в картину, стараются понять ее, произведение живописи

выполняет свою главную функцию: воздействует на чувства, дает толчок воображению,

развивает вкус. Чтобы эффект от данной части урока был максимальный, часто использую

звучание классической музыки, наиболее подходящей под настроение картины. После

нескольких минут созерцания картины под музыку класс оживает. Картина волнует.

Хочется поделиться впечатлением, задать вопрос учителю, высказать догадки. Поэтому

сначала нужно дать возможность детям высказать свои суждения, а уже потом приступать

к анализу картины.

Основным методом анализа является беседа. Чтобы беседа достигла цели,

вопросы необходимо формулировать четко и ясно. Они должны направлять внимание

учащихся, подводить к пониманию сюжета, идеи картины. Произведение искусства

прежде всего воздействует на чувства человека, поэтому при анализе картины необходимо

отталкиваться от эмоционального настроя, вызванного рассматриванием картины, первым

впечатлением. Прежде чем спросить, что дети видели на переднем плане картины, лучше

поинтересоваться тем, какое впечатление произвела на них картина, какие чувства

вызвала, чем заинтересовала.

Беседу можно заменить кратким эмоциональным рассказом по содержанию

картины. Живое слово учителя, поддержанное зрительным впечатлением, увлекает,

вызывает интерес. Важно, чтобы учитель своим рассказом не только помог детям

разобраться в содержании картины, но и вызвал желание подражать его речи, говорить

проникновенно, образно, красиво.

Следующий прием работы – использование опорных слов, словосочетаний,

которые заранее написаны на доске или выведены на экран. Например, при анализе

картины А.Пластова «Первый снег» использую такие опорные слова-заготовки:

Снег- мягкий, пушистый, рыхлый, чистый

Снежинки – легкие, пушистые, крупные; падают, летят, ложатся на землю, укрывают

крыши домов

Небо – низкое, хмурое, серое…

В результате учащиеся имеют возможность при работе над сочинением выбирать самые

точные и яркие слова для выражения своих мыслей. В беседе дети не просто отвечают на

вопросы, поставленные учителем, а рассуждают вместе с ним, доказывают свои мысли и

утверждения.

Далее идет коллективная работа по составлению плана сочинения. Сначала

спрашиваю, с чего можно начать описание. Например, при работе по картине «Март»

И.Левитана учащиеся отвечали, что вначале можно несколько слов сказать о самом

художнике, что изобразил он на этой картине. Далее выясняем, какие признаки ранней

весны увидели на картине. Прежде всего обращаем внимание на передний план картины,

на снег. О чем и предлагается записать в плане. Затем перечисляются и другие приметы

весны. В результате обсуждения формируется примерно такой план:

1.И.Левитан – художник-пейзажист.

2.Первый месяц весны.

3.Снег в марте.

4. Солнце, небо, воздух.

5.Деревья.

6.Настроение, вызванное картиной.

В ходе устного описания картины учащиеся вновь обращаются к опорным словам,

записям в тетрадях по литературе, выбирая слова и словосочетания, необходимые для

точного описания картины, соотносят их с планом. Здесь же проводим работу над

предложением (распространить предложения, дописать конец или начало предложения,

устранить речевые ошибки и т.п.). итогом этой работы может служить зачитывание

сочинений-миниатюр, которые были заранее подготовлены обучающимися по итогам

экскурсии или наиболее удачных сочинений прошлых лет.

Далее начинается самостоятельная работа учащихся на черновиках, поверка,

редактирование записей, потом текст переписывается в тетрадь для творческих работ.

Каждое сочинение после проверки обязательно анализируется в классе при

активном участии детей. Ребята учатся отмечать положительные стороны своей работы и

работы одноклассников, отмечают недостатки, помогают друг другу исправлять ошибки.

Главное, к чему нужно стремиться, разрабатывая занятия по работе над

сочинением - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию

эталонов, образцов литературной речи. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в

повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в

занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Это залог успешного

результата деятельности всех её участников.



В раздел образования