Автор: Руднева Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №32 города Белово
Населённый пункт: г. Белово
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей
дошкольного возраста»
Цель: повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность
помогает развитию речи детей.
ЗАДАЧИ:
1.Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством
театрализованной деятельности.
2. Систематизировать знания педагогов в особенностях и условиях развития речи
детей.
3.Активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития ребёнка
через театрализованную деятельность.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что театрализованная деятельность
позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Одним из важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь –
это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества. Овладение связной
монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников,
а ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит
синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия
актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.).
Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и
познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый
ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре,
так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают организация
театрализованной деятельности. В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается,
передает
свои
творческие
замыслы,
получает
удовлетворение
от
деятельности.
Театрализованная
деятельность
способствует
раскрытию
личности
ребенка,
его
индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои
чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Поэтому, я считаю,
что
данная
работа
позволяет
сделать
жизнь
наших
воспитанников
интересной
и
содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью
творчества.
Работу по развитию речи детей необходимо начать со следующих направлений:
изучение литературы, работа над созданием развивающей среды. С разработки и
составлению перспективного плана работы с детьми и с родителями на учебный год.
Необходимо разнообразить и дополнить развивающую среду группы новыми играми и
игрушками – персонажами для театрализованной деятельности. Для работы необходимо
использовать
следующие
виды
театра:
настольный,
теневой,
пальчиковый,
костюмированный
БИ-БА-БО,
сюжетно-ролевый
(с
применением
шапочек,
масок),
кукольный. Все виды театров необходимо использовать как в процессе совместной
деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Дети
должны
принимать
активное
участие
в
играх
–
драматизациях,
театрализованных постановках.
Можно использовать театрализованные игры: Мое настроение»; «Составь сказку»;
«Кто за кем?»; «Из какой сказки?», пальчиковые игры на развитие речевой активности и
умение передавать характер животных.
Обыгрывать с детьми знакомые сказки по ролям и с помощью настольного театра.
Учить детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую
речь.
Также необходимо детям рассказывать их любимые сказки: «Заюшкина избушка»,
«Колобок», «Теремок» и др. Проводить работу по составлению рассказов по сюжетным
картинкам
«Лиса
и
журавль»
(чтение,
пересказ).
Работать
над
выразительностью
интонационного голоса героев сказки, на фланеллеграфе, показывать любимые сказки
«Теремок», «Репка», теневой театр «Курочка Ряба», БИ-БА-БО «Заюшкина избушка»,
«Теремок», «Маша и Медведь» и др. Показывать настольный и кукольный театры, детям
давать возможность проявить себя наедине с куклой и друзьями, развивая фантазию,
воображение.
Для развития дикции, необходимо выполнять упражнения, с использованием
скороговорок,
чистоговорок,
дразнилок,
поговорок.
Принимать
участие
в
игре
с
музыкальным сопровождением, побуждать повторять за педагогом отдельные реплики.
В течение года обязательно проводить занятия по изучению стихов наизусть, пересказ
сказок, рассказываю по картинке, применять технологию ТРИЗ.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством
театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с
родителями. Необходимо привлекать родителей к активному участию в жизни группы и
детского сада. Они оказывают помощь в разучивании ролей к спектаклям, созданию
атрибутов и развивающей среды в групповом помещении.
Что бы поддержать интерес к театру, проводить агитацию родителей на совместное с
детьми посещение театров. Подготавливать для родителей консультации, папки передвижки.
Приглашать актеров с театральными представлениями.
В результате работы по развитию творческой личности средствами театрализованной
деятельности у детей появится возможность проявить свои таланты, выдумывать,
фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы, что способствует развитию
связной
речи.
Обогащение
словаря,
способствует
формированию
и
развитию
коммуникативных навыков.
Театрализованная деятельность позволяет решать вопросы развития личности, умение
внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние
собеседника.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества.
Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение
стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают
развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию.
Используемая литература:
1.Акулова
О.
Театрализованные
игры
//
Дошкольное
воспитание,
2005.-N4.
2.Антипина
Е.А.
Театрализованная
деятельность
в
детском
саду.-
М.,
2003.
3.Буренина
А.И.
Театр
всевозможного.
Санкт-Петербург.
2002.
4.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.