Автор: Филиппова Кристина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Тесинская СОШ 10 им.Героя Советского Союза П.И.Колмакова
Населённый пункт: с.Тесь, Минусинского района, Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Игра, как фактор развития коммуникативных умений
Раздел: начальное образование
Игра, как фактор развития коммуникативных умений
В данной статье мы рассмотрим игру как метод формирования коммуникативных
умений.
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе
объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной
жизни. Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей
его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение,
переживает какие либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками
группы. Однако, всё это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и
переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас, так или иначе,
участвует в общении.
В современном обществе значительно расширяются возможности общения и
повышается значимость коммуникативных способностей личности. Это приводит к
необходимости использования таких форм деятельности, которые способствуют
формированию у детей умений работать совместно. Одной из таких форм является игра.
Л. С. Выготский видел в игре «неиссякаемый источник развития личности». С помощью
игры можно прослеживать атмосферу внутри любого коллектива, координировать его
(коллектива) деятельность, а так же эмоционально-психологическое состояние каждого. В
игре ролевые позиции динамичны, менее регламентированы, более доверчивы. Я могу
уверенно сказать, что игра является самым активным средством формирования
коммуникативной компетенции. Для того чтобы это доказать приведу конкретный
пример. Совсем недавно я проходила летнюю практику в детском оздоровительном лагере
«Солнечный – 1» в роли вожатого. В моём отряде были дети в возрасте от девяти до
двенадцати лет. Несмотря на достаточно сознательный возраст у моих ребят было много
трудностей в общении, так как они оказались в новом месте, среди незнакомых людей.
Как вожатому мне был выдан необходимый методический материал для организации
деятельности детей. Он представлял собой книгу, в которой были собраны игры на
развитие различных умений. Первые три дня дети хаотично заезжали. Они были
замкнуты, каждый находился в своем маленьком мире. После того когда заехали все дети,
я провела с ними несколько игр на знакомство. Почему игры? Потому что именно в игре
ребенок может раскрепоститься и легче войти в контакт с товарищами. Вначале мне было
очень сложно собрать детей вместе, они отказывались играть под разными предлогами,
одни из которых «я уже не ребёнок, чтобы играть в такие игры». Но, проявив упорство, я
всё-таки сумела собрать всех ребят вместе и усадила их перед собой. После двух, трех игр
на знакомство «лед тронулся» и дети сделали первые шаги на встречу друг другу.
Положительные результаты были видны в игре «Снежный ком», которая позволила детям
быстро запомнить имена друг друга. Игра «Молекулы» позволила детям
беспрепятственно объединяться в тройки, шестерки, по принципу «кто ближе ко мне
стоит». Несмотря на довольно хорошие результаты, я проводила игры каждый день в
отрядное время. Конечно, игры уже были направлены не на знакомство, а на сплочение
коллектива, но результат они тоже давали. Спустя две недели (половина сезон), я увидела,
что ребята очень изменились. Они стали более дружным и самое главное,
самостоятельным коллективом. Теперь мне уже не нужно было уговаривать их принять
участие в том или ином конкурсе, они самостоятельно проявляли инициативу. Таким
образом, мне удалось создать из группы отдельных детей коллектив. Именно коллектив,
потому что теперь ребята стали заботиться друг о друге без напоминания и бесед.
Из ранее сказанного можно сделать вывод: игра – это самая оптимальная и
эффективная форма развития коммуникативных умений у людей. Независимо от возраста
игровая форма поможет сплотить любой коллектив. Конечно, у взрослых и детских игр
будет разное содержание, но форма останется одинаковой.