Напоминание

Игра, как фактор развития коммуникативных умений


Автор: Филиппова Кристина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Тесинская СОШ 10 им.Героя Советского Союза П.И.Колмакова
Населённый пункт: с.Тесь, Минусинского района, Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Игра, как фактор развития коммуникативных умений
Раздел: начальное образование





Назад




Игра, как фактор развития коммуникативных умений

В данной статье мы рассмотрим игру как метод формирования коммуникативных

умений.

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе

объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной

жизни. Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей

его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение,

переживает какие либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками

группы. Однако, всё это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и

переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас, так или иначе,

участвует в общении.

В современном обществе значительно расширяются возможности общения и

повышается значимость коммуникативных способностей личности. Это приводит к

необходимости использования таких форм деятельности, которые способствуют

формированию у детей умений работать совместно. Одной из таких форм является игра.

Л. С. Выготский видел в игре «неиссякаемый источник развития личности». С помощью

игры можно прослеживать атмосферу внутри любого коллектива, координировать его

(коллектива) деятельность, а так же эмоционально-психологическое состояние каждого. В

игре ролевые позиции динамичны, менее регламентированы, более доверчивы. Я могу

уверенно сказать, что игра является самым активным средством формирования

коммуникативной компетенции. Для того чтобы это доказать приведу конкретный

пример. Совсем недавно я проходила летнюю практику в детском оздоровительном лагере

«Солнечный – 1» в роли вожатого. В моём отряде были дети в возрасте от девяти до

двенадцати лет. Несмотря на достаточно сознательный возраст у моих ребят было много

трудностей в общении, так как они оказались в новом месте, среди незнакомых людей.

Как вожатому мне был выдан необходимый методический материал для организации

деятельности детей. Он представлял собой книгу, в которой были собраны игры на

развитие различных умений. Первые три дня дети хаотично заезжали. Они были

замкнуты, каждый находился в своем маленьком мире. После того когда заехали все дети,

я провела с ними несколько игр на знакомство. Почему игры? Потому что именно в игре

ребенок может раскрепоститься и легче войти в контакт с товарищами. Вначале мне было

очень сложно собрать детей вместе, они отказывались играть под разными предлогами,

одни из которых «я уже не ребёнок, чтобы играть в такие игры». Но, проявив упорство, я

всё-таки сумела собрать всех ребят вместе и усадила их перед собой. После двух, трех игр

на знакомство «лед тронулся» и дети сделали первые шаги на встречу друг другу.

Положительные результаты были видны в игре «Снежный ком», которая позволила детям

быстро запомнить имена друг друга. Игра «Молекулы» позволила детям

беспрепятственно объединяться в тройки, шестерки, по принципу «кто ближе ко мне

стоит». Несмотря на довольно хорошие результаты, я проводила игры каждый день в

отрядное время. Конечно, игры уже были направлены не на знакомство, а на сплочение

коллектива, но результат они тоже давали. Спустя две недели (половина сезон), я увидела,

что ребята очень изменились. Они стали более дружным и самое главное,

самостоятельным коллективом. Теперь мне уже не нужно было уговаривать их принять

участие в том или ином конкурсе, они самостоятельно проявляли инициативу. Таким

образом, мне удалось создать из группы отдельных детей коллектив. Именно коллектив,

потому что теперь ребята стали заботиться друг о друге без напоминания и бесед.

Из ранее сказанного можно сделать вывод: игра – это самая оптимальная и

эффективная форма развития коммуникативных умений у людей. Независимо от возраста

игровая форма поможет сплотить любой коллектив. Конечно, у взрослых и детских игр

будет разное содержание, но форма останется одинаковой.



В раздел образования