Напоминание

Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы с применением сплошных и несплошных текстов.


Автор: Гайбуллаева Шадие Усмановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ" Крымская республиканская гимназия-школа-сад Консоль"
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы с применением сплошных и несплошных текстов.
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы с

применением сплошных и несплошных текстов.

Задача учителя не только преподносить знания школьникам, а создать условия для

самостоятельного добывания знаний. Сегодня учитель выступает на уроке в роли

координатора, направляющего деятельность обучаемого, а ученик - в роли субъекта,

самостоятельно добывающего знания, которые он может применять в повседневной

жизни, знания, при помощи которых формируется функциональная грамотность. Одна из

важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Наш мир стал гораздо сложнее, чем был 20-30 лет назад ,и эти сложности требуют

особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых

профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого

человека. На смену аналого-текстологическому миру пришел визуально-цифровой ,

требующий расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Функциональная грамотность ученика – это цель и результат современного

образования. Обязательное условие работы учителя -формирование функциональной

грамотности . Ребёнок должен быть готов успешно взаимодействовать с изменяющимся

окружающим миром, решать различные (в том числе нестандартные) учебные и

жизненные задачи, строить социальные отношения, стремиться к дальнейшему

образованию.

Какие же читательские умения мы должны развивать у современных школьников?

1.

Выделять главную мысль всего текста или его частей. Это нужно для пересказа

текстов на любом предмете. Дети не умеют выделять ключевые слова, отбирать

главную информацию.

2.

Понимать информацию, содержащуюся в тексте, и интерпретировать её.

3.

Уметь преобразовывать текстовую информацию и применять её в нужной

ситуации.

4.

Уметь пересказать и полученные знания применить практически (пересказ

подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием)

Какие же формы и методы работы может применять учитель русского языка ?

1 Прием «Лингвистическая сказка

2.Прием «Письмо с пробелами»

3 Прием «Шаг за шагом» (Ученик, шагая к доске, на каждый шаг называет термин,

понятие, явление из изученного ранее материала)

4.Прием визуализации или непроизвольного запоминания слов.

(Учащиеся плохо запоминают словарные слова, поэтому они должны быть

постоянно перед глазами. )

5.Прием «Кластер» (систематизация материала в виде схемы,рисунка)

6. Прием «Верите ли вы, что…»

7 Прием «Ассоциация» (К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в

столбик слова-ассоциации.

8. Приѐм «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

9 "Чтение про себя с вопросами"

10 "Чтение с остановками"

Любой учитель должен помнить и пользоваться следующими золотыми правилами

в работе с детьми:

1.Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих

действиях, а будут самостоятельными.

2.Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были

внимательными, не переспрашивали несколько раз.

3. Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их

развития!

4.Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться

может любой.

5.Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас

6.Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

7. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.



В раздел образования