Напоминание

Виды аргументации в итоговом сочинении


Автор: Гайбуллаева Шадие Усмановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ" Крымская республиканская гимназия-школа-сад Консоль"
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: Виды аргументации в итоговом сочинении
Раздел: полное образование





Назад




Виды аргументации в итоговом сочинении.

Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого

используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение

строится по схеме, в которой выделяются три части:

• тезис (положение, которое надо доказать);

• аргументация (доказательства, доводы);

• вывод (общий итог).

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому

что...», то есть между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами

должна быть установлена логическая и грамматическая связь . Различают аргументы «за»

(свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса.

Аргументы «за» должны быть:

• правдивыми, опираться на авторитетные источники;

• доступными, простыми, понятными;

• отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументация автора ошибочна.

В целом слово «аргумент» означает доказательство, то есть подтверждение того или иного факта.

В итоговом сочинении аргумент — это доказательство позиции относительно заданной

темы.

Я всегда говорю своим ученикам: представьте, что вы спорите с кем-то и пытаетесь доказать

свою правоту. Как это сделать лучше всего? Правильно, с помощью примеров, скажем, из

вашего личного опыта или историй знакомых. Так и в сочинении — только в качестве

доказательств будут выступать ситуации из различных произведений литературы.

Аргументы могут быть не только из огромных романов, которые изучаются на уроках

литературы в школе. Выбор произведений велик:

дневники,

мемуары,

публицистика,

произведения устного народного творчества,

философские, культурологические, психологические исследования,

научные труды.

Какие существуют виды аргументации в итогом сочинении?

1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ (только с учетом нижеизложенных требований)

-Использовать

частичный

пересказ

содержания

литературного

произведения.

(использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для

раскрытия

темы);

-Помимо опоры на сюжет важно включать важные для раскрытия темы описания –

портреты,

пейзажи

и

другие

важные

смысловые

детали;

-Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая

обозначена в теме сочинения.

2) ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.

- нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а

также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи,

связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу,

видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);

3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(литературный материал можно привлечь в форме размышлений о проблемах

художественного произведения, связанных с формулировкой темы)

- важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы,

созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить

главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более

частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

4) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

- из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя

которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в

контексте темы сочинения;

-пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться

оценками и комментариями в русле темы);

5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

- в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но при желании

можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений

- не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству

или различию в ракурсе темы;

- нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не

аргументируя выдвинутых тезисов;

- размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно,

нужно обязательно найти основания для их сопоставления)

Как правильно аргументировать?

1) Избегайте общих формулировок. Если в произведении говорится об измене, это не

значит, что данный пример подойдет к любой теме направления.

2) Аргумент должен подтверждать тезис, а тезис будет ответом на вопрос (Пр.Что такое

верность? – тезис: Верность – это преданность близким.) или расшифровкой понятия

(«Равнодушие – паралич души» -тезис: равнодушие превращает человека в духовного

калеку, не способного на сильные эмоции).

3) Количество аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае

необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует

перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для

получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям.

) Качество аргумента.

1)1Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали,

чтобы не допустить фактических ошибок.

2) Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый

аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать

микровыводы в соответствии с темой.



В раздел образования