Автор: Гайбуллаева Шадие Усмановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ" Крымская республиканская гимназия-школа-сад Консоль"
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: Виды аргументации в итоговом сочинении
Раздел: полное образование
Виды аргументации в итоговом сочинении.
Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого
используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение
строится по схеме, в которой выделяются три части:
• тезис (положение, которое надо доказать);
• аргументация (доказательства, доводы);
• вывод (общий итог).
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому
что...», то есть между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами
должна быть установлена логическая и грамматическая связь . Различают аргументы «за»
(свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса.
Аргументы «за» должны быть:
• правдивыми, опираться на авторитетные источники;
• доступными, простыми, понятными;
• отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументация автора ошибочна.
В целом слово «аргумент» означает доказательство, то есть подтверждение того или иного факта.
В итоговом сочинении аргумент — это доказательство позиции относительно заданной
темы.
Я всегда говорю своим ученикам: представьте, что вы спорите с кем-то и пытаетесь доказать
свою правоту. Как это сделать лучше всего? Правильно, с помощью примеров, скажем, из
вашего личного опыта или историй знакомых. Так и в сочинении — только в качестве
доказательств будут выступать ситуации из различных произведений литературы.
Аргументы могут быть не только из огромных романов, которые изучаются на уроках
литературы в школе. Выбор произведений велик:
дневники,
мемуары,
публицистика,
произведения устного народного творчества,
философские, культурологические, психологические исследования,
научные труды.
Какие существуют виды аргументации в итогом сочинении?
1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ (только с учетом нижеизложенных требований)
-Использовать
частичный
пересказ
содержания
литературного
произведения.
(использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для
раскрытия
темы);
-Помимо опоры на сюжет важно включать важные для раскрытия темы описания –
портреты,
пейзажи
и
другие
важные
смысловые
детали;
-Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая
обозначена в теме сочинения.
2) ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.
- нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а
также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи,
связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу,
видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);
3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(литературный материал можно привлечь в форме размышлений о проблемах
художественного произведения, связанных с формулировкой темы)
- важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы,
созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить
главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более
частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);
4) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя
которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в
контексте темы сочинения;
-пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться
оценками и комментариями в русле темы);
5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но при желании
можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений
- не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству
или различию в ракурсе темы;
- нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не
аргументируя выдвинутых тезисов;
- размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно,
нужно обязательно найти основания для их сопоставления)
Как правильно аргументировать?
1) Избегайте общих формулировок. Если в произведении говорится об измене, это не
значит, что данный пример подойдет к любой теме направления.
2) Аргумент должен подтверждать тезис, а тезис будет ответом на вопрос (Пр.Что такое
верность? – тезис: Верность – это преданность близким.) или расшифровкой понятия
(«Равнодушие – паралич души» -тезис: равнодушие превращает человека в духовного
калеку, не способного на сильные эмоции).
3) Количество аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае
необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует
перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для
получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям.
) Качество аргумента.
1)1Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали,
чтобы не допустить фактических ошибок.
2) Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый
аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать
микровыводы в соответствии с темой.