Автор: Кобышева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА 1159
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Разговоры о правильном питании в дошкольном учреждении
Раздел: дошкольное образование
Разговор о правильном питании в дошкольном учреждении
Исследованиями зарубежных и отечественных учёных уже давно
установлено, что здоровье человека лишь на 17—20% зависит от внешней
среды, 8—10% от генетической предрасположенности и успехов
здравоохранения, на 45—55% — от образа жизни.
Потому главнейшая задача дошкольного образования на современном
этапе — «Охрана и укрепление здоровья ребёнка, формирование основ
здорового образа жизни».
Культура питания — составляющая часть культуры поведения.
Фундаментом её являются знания основ правильного питания, свойств
продуктов и их воздействия на организм, правил подачи блюд и приёма пищи.
В основе культуры питания у дошкольников вкладываются представления
о рациональном питании, пользе продуктов, сервировке стола, соблюдении
правил приёма пищи и поведения за столом. При этом питание рассматривается
не просто как важный источник здоровья, но и как аспект социального общения.
Основные задачи культуры питания решаются в разнообразных видах
нерегламентированной деятельности (игра, общение, познавательная
практическая и трудовая деятельность).
В соответствии с выявленными проблемами, с учётом возрастных
особенностей детей дошкольного возраста существуют этапы образовательного
процесса. Каждый имеет свои задачи.
Первый этап (вторая младшая группа).
Задачи:
●
развивать у детей умение соблюдать правила гигиены и культуры
поведения за столом;
●
сознательно вырабатывать полезные привычки через специально
подобранные формы разнообразных видов деятельности детей.
Второй этап (средняя группа).
Задачи:
●
создать благоприятные условия для формирования у детей умений и
желания сервировать стол;
●
выполнять обязанности дежурного по столовой; формировать
представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного
тракта, пользе продуктов;
●
умения готовить несложные блюда через специально подобранные
формы разнообразных видов деятельности.
Третий этап (старшая группа).
Задачи:
●
закреплять у детей полученные умения и навыки сервировки стола,
пользования столовыми приборами, поведения за столом, приёма
пищи;
●
выполнения обязанностей дежурного по столовой;
●
формировать представления о значении рационального питания для
здоровья человека;
●
необходимости уважительного отношения к труду повара;
●
умения выбирать полезные для здоровья продукты.
При подборе форм, методов и приёмов разнообразных видов деятельности
учитываются возрастные особенности детей каждой группы, используются
материалы передового педагогического опыта. Составлены перспективные
планы работы по формированию основ культуры питания во второй младшей,
средней и старшей группах (см. приложение).
Два раза в месяц в группе организуется деятельность детей в соответствии
с тематикой дня, посвящённого культуре питания. Темы дня подбираются в
соответствии с темой недели.
В своей практике мы используем дидактические, сенсорные, словесные,
развивающие, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные, игры-
драматизации и игры-забавы, сюжетно-ролевые и компьютерные игры.
Например, дидактические игры:
●
«Собери фрукт»;
●
«Угадай по вкусу»;
●
«Угадай по запаху»;
●
«Чудесный мешочек»;
●
«Расскажи про овощи и фрукты»;
●
«Золушка».
Знакомят детей среднего и старшего возраста с процессом
приготовления блюд, такие игры как:
●
«Поварята»;
●
«Готовим обед»;
●
«Меню для сказочных героев»;
●
«Сварим борщ»;
●
«Приготовим компот».
Помогают оценить пользу продуктов питания и их влияние на
здоровье игры:
●
«Пищевой светофор»;
●
«Полезно—вредно».
●
Лото:
●
«Здоровое питание»;
●
«Витаминкин дом» и др.
●
Закрепляют знания детей настольно-печатные игры:
●
«Аскорбинка и её друзья»;
●
«Овощное лото»;
●
«Вкусная мазаика»;
●
«Приятного аппетита».
Помогают воспитанникам средней и старшей групп выразить
словами основные правила питания словесные игры:
●
«Добрый совет»;
●
«Культурно—не культурно»;
●
«Каша наша хороша»;
●
«Продолжи ряд слов» и др.
Развивают мыслительные операции и раскрывают смысл основных
понятий культуры питания развивающие игры:
●
«Аналогии»;
●
«Что? Где? Когда?»;
●
«Лишнее слово»;
●
«Поезд времени»;
●
«Хорошо—плохо».
Для того, чтобы углубить знания и представления детей дошкольного
возраста о продуктах питания, их влиянии на организм человека, культуре
поведения за столом, для развития познавательной активности, используем
компьютерные игры:
●
«Правила поведения за столом»;
●
«Кушайте на здоровье»;
●
«Загадки на грядке» и др.
Приоритетными методами в общении педагога и детей являются:
приучение, разъяснение, поощрение, решение проблемных ситуаций и речевых
логических задач, моделирование ситуаций общения.
В процессе поиска ответов на проблемные вопросы дети закрепляют
этику и эстетику питания, учатся составлять свой несложный дневной рацион.
Моделирование ситуаций общения возникают тогда, когда создаются
условия, в которых ребёнок стоит перед выбором, скажем: использовать за
столом вилку и нож или одну вилку, брать то или иное блюдо с помощью
приборов или руками, поднять салфетку, если она упала на пол и т.п. Такие
ситуации наиболее эффективно отрабатываются в ходе принятия пищи.
В общении с детьми широко используются воспитательные ситуации,
разъяснение, поощрение, сказочные герои. Так, перед едой детей младшей
группы приветствует цветок Аппетитик. Он занимает достойное место за тем
столом, где ели культурно и с аппетитом.
В средней группе к ребятам приходит королева Ложка и принцесса Вилка,
с их помощью ребята изучают правила пользования столовыми приборами.
Познавательная практическая деятельность развивает у детей инициативу,
творчество, создаёт условия для успешного применения сенсорных эталонов в
разных видах деятельности.
Опыты с водой, сахаром, картофелем, мукой, растительным маслом
помогли ребятам усвоить качества основных продуктов. Подобрана картотека
опытов с водой, яйцом, лимоном.
Ежегодно мы с ребятами садим «огород» на подоконнике. Дети не только
высаживают лук и поливают его, но в последующем готовят из него
замечательный витаминный салат.
Широкий спектр влияния на формирование основ культуры питания
детей-дошкольников имеют совместные с родителями детские
исследовательские проекты. Они помогают изучить пользе тех или иных
продуктов питания, историю их появления и приготовления. Дети не только
закрепляют свои знания, но и получают возможность распространить их среди
сверстников.
Так, дети старшей группы стали активными участниками
исследовательского проекта «Откуда хлеб пришёл», пополнили своими
наработками мини-музей хлеба.
У детей любого возраста вызывают живой интерес экскурсии на кухню и
в магазин.
Прекрасно активизирует формирование основ культуры питания детей
дошкольного возраста художественная деятельность. Чтение и последующее
обсуждение тематической художественной литературы раскрывают важность
соблюдения этикета за столом, правил употребления пищи и её выбора.
Маленькие стишки, выученные перед завтраком, обедом, полдником или
ужином, вызывают яркую эмоциональную реакцию детей и прекрасный
аппетит.
Рисование, лепка, конструирование и аппликация в условиях
моделирования художественного образа помогают поддержать субъектную
позицию ребёнка к культуре питания. Формирование основ культуры питания
предполагает знакомство детей дошкольного возраста с традициями и обычаями
народной кухни. С этой целью используем видеоклипы, народные праздники и
развлечения.
Трудовая деятельность так же в полной мере присутствует в
формировании основ культуры детей дошкольного возраста.
По своему содержанию труд детей можно разделить на виды:
●
самообслуживание;
●
хозяйственно-бытовой труд;
●
труд в природе, ручной труд.
Выполняя обязанности дежурного по столовой, дети учатся сервировать и
убирать стол, выставлять меню в уголке питания.
В коллективной трудовой деятельности дети приобретают умения
готовить простейшие блюда: овощные и фруктовые салаты, фруктовые
шашлыки, бутерброды. В нашей группе стало традицией приглашать мам на
чаепитие ко Дню матери, к которому готовим чай и торты из пряников.
Труд в природе знакомит с правилами посадки семян растений и ухода за
ними.
Для успешного формирования основ культуры питания детей
дошкольного возраста требуется соблюдение принципа комплексного и
интегративного подхода, когда формирование осуществляется через различные
виды деятельности детей в системе образовательного процесса, предполагается
использование различных видов и форм работы, завершённость каждого вида
работы и мониторинг результатов.