Напоминание

Разговоры о правильном питании в дошкольном учреждении


Автор: Кобышева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА 1159
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Разговоры о правильном питании в дошкольном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разговор о правильном питании в дошкольном учреждении

Исследованиями зарубежных и отечественных учёных уже давно

установлено, что здоровье человека лишь на 17—20% зависит от внешней

среды, 8—10% от генетической предрасположенности и успехов

здравоохранения, на 45—55% — от образа жизни.

Потому главнейшая задача дошкольного образования на современном

этапе — «Охрана и укрепление здоровья ребёнка, формирование основ

здорового образа жизни».

Культура питания — составляющая часть культуры поведения.

Фундаментом её являются знания основ правильного питания, свойств

продуктов и их воздействия на организм, правил подачи блюд и приёма пищи.

В основе культуры питания у дошкольников вкладываются представления

о рациональном питании, пользе продуктов, сервировке стола, соблюдении

правил приёма пищи и поведения за столом. При этом питание рассматривается

не просто как важный источник здоровья, но и как аспект социального общения.

Основные задачи культуры питания решаются в разнообразных видах

нерегламентированной деятельности (игра, общение, познавательная

практическая и трудовая деятельность).

В соответствии с выявленными проблемами, с учётом возрастных

особенностей детей дошкольного возраста существуют этапы образовательного

процесса. Каждый имеет свои задачи.

Первый этап (вторая младшая группа).

Задачи:

развивать у детей умение соблюдать правила гигиены и культуры

поведения за столом;

сознательно вырабатывать полезные привычки через специально

подобранные формы разнообразных видов деятельности детей.

Второй этап (средняя группа).

Задачи:

создать благоприятные условия для формирования у детей умений и

желания сервировать стол;

выполнять обязанности дежурного по столовой; формировать

представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного

тракта, пользе продуктов;

умения готовить несложные блюда через специально подобранные

формы разнообразных видов деятельности.

Третий этап (старшая группа).

Задачи:

закреплять у детей полученные умения и навыки сервировки стола,

пользования столовыми приборами, поведения за столом, приёма

пищи;

выполнения обязанностей дежурного по столовой;

формировать представления о значении рационального питания для

здоровья человека;

необходимости уважительного отношения к труду повара;

умения выбирать полезные для здоровья продукты.

При подборе форм, методов и приёмов разнообразных видов деятельности

учитываются возрастные особенности детей каждой группы, используются

материалы передового педагогического опыта. Составлены перспективные

планы работы по формированию основ культуры питания во второй младшей,

средней и старшей группах (см. приложение).

Два раза в месяц в группе организуется деятельность детей в соответствии

с тематикой дня, посвящённого культуре питания. Темы дня подбираются в

соответствии с темой недели.

В своей практике мы используем дидактические, сенсорные, словесные,

развивающие, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные, игры-

драматизации и игры-забавы, сюжетно-ролевые и компьютерные игры.

Например, дидактические игры:

«Собери фрукт»;

«Угадай по вкусу»;

«Угадай по запаху»;

«Чудесный мешочек»;

«Расскажи про овощи и фрукты»;

«Золушка».

Знакомят детей среднего и старшего возраста с процессом

приготовления блюд, такие игры как:

«Поварята»;

«Готовим обед»;

«Меню для сказочных героев»;

«Сварим борщ»;

«Приготовим компот».

Помогают оценить пользу продуктов питания и их влияние на

здоровье игры:

«Пищевой светофор»;

«Полезно—вредно».

Лото:

«Здоровое питание»;

«Витаминкин дом» и др.

Закрепляют знания детей настольно-печатные игры:

«Аскорбинка и её друзья»;

«Овощное лото»;

«Вкусная мазаика»;

«Приятного аппетита».

Помогают воспитанникам средней и старшей групп выразить

словами основные правила питания словесные игры:

«Добрый совет»;

«Культурно—не культурно»;

«Каша наша хороша»;

«Продолжи ряд слов» и др.

Развивают мыслительные операции и раскрывают смысл основных

понятий культуры питания развивающие игры:

«Аналогии»;

«Что? Где? Когда?»;

«Лишнее слово»;

«Поезд времени»;

«Хорошо—плохо».

Для того, чтобы углубить знания и представления детей дошкольного

возраста о продуктах питания, их влиянии на организм человека, культуре

поведения за столом, для развития познавательной активности, используем

компьютерные игры:

«Правила поведения за столом»;

«Кушайте на здоровье»;

«Загадки на грядке» и др.

Приоритетными методами в общении педагога и детей являются:

приучение, разъяснение, поощрение, решение проблемных ситуаций и речевых

логических задач, моделирование ситуаций общения.

В процессе поиска ответов на проблемные вопросы дети закрепляют

этику и эстетику питания, учатся составлять свой несложный дневной рацион.

Моделирование ситуаций общения возникают тогда, когда создаются

условия, в которых ребёнок стоит перед выбором, скажем: использовать за

столом вилку и нож или одну вилку, брать то или иное блюдо с помощью

приборов или руками, поднять салфетку, если она упала на пол и т.п. Такие

ситуации наиболее эффективно отрабатываются в ходе принятия пищи.

В общении с детьми широко используются воспитательные ситуации,

разъяснение, поощрение, сказочные герои. Так, перед едой детей младшей

группы приветствует цветок Аппетитик. Он занимает достойное место за тем

столом, где ели культурно и с аппетитом.

В средней группе к ребятам приходит королева Ложка и принцесса Вилка,

с их помощью ребята изучают правила пользования столовыми приборами.

Познавательная практическая деятельность развивает у детей инициативу,

творчество, создаёт условия для успешного применения сенсорных эталонов в

разных видах деятельности.

Опыты с водой, сахаром, картофелем, мукой, растительным маслом

помогли ребятам усвоить качества основных продуктов. Подобрана картотека

опытов с водой, яйцом, лимоном.

Ежегодно мы с ребятами садим «огород» на подоконнике. Дети не только

высаживают лук и поливают его, но в последующем готовят из него

замечательный витаминный салат.

Широкий спектр влияния на формирование основ культуры питания

детей-дошкольников имеют совместные с родителями детские

исследовательские проекты. Они помогают изучить пользе тех или иных

продуктов питания, историю их появления и приготовления. Дети не только

закрепляют свои знания, но и получают возможность распространить их среди

сверстников.

Так, дети старшей группы стали активными участниками

исследовательского проекта «Откуда хлеб пришёл», пополнили своими

наработками мини-музей хлеба.

У детей любого возраста вызывают живой интерес экскурсии на кухню и

в магазин.

Прекрасно активизирует формирование основ культуры питания детей

дошкольного возраста художественная деятельность. Чтение и последующее

обсуждение тематической художественной литературы раскрывают важность

соблюдения этикета за столом, правил употребления пищи и её выбора.

Маленькие стишки, выученные перед завтраком, обедом, полдником или

ужином, вызывают яркую эмоциональную реакцию детей и прекрасный

аппетит.

Рисование, лепка, конструирование и аппликация в условиях

моделирования художественного образа помогают поддержать субъектную

позицию ребёнка к культуре питания. Формирование основ культуры питания

предполагает знакомство детей дошкольного возраста с традициями и обычаями

народной кухни. С этой целью используем видеоклипы, народные праздники и

развлечения.

Трудовая деятельность так же в полной мере присутствует в

формировании основ культуры детей дошкольного возраста.

По своему содержанию труд детей можно разделить на виды:

самообслуживание;

хозяйственно-бытовой труд;

труд в природе, ручной труд.

Выполняя обязанности дежурного по столовой, дети учатся сервировать и

убирать стол, выставлять меню в уголке питания.

В коллективной трудовой деятельности дети приобретают умения

готовить простейшие блюда: овощные и фруктовые салаты, фруктовые

шашлыки, бутерброды. В нашей группе стало традицией приглашать мам на

чаепитие ко Дню матери, к которому готовим чай и торты из пряников.

Труд в природе знакомит с правилами посадки семян растений и ухода за

ними.

Для успешного формирования основ культуры питания детей

дошкольного возраста требуется соблюдение принципа комплексного и

интегративного подхода, когда формирование осуществляется через различные

виды деятельности детей в системе образовательного процесса, предполагается

использование различных видов и форм работы, завершённость каждого вида

работы и мониторинг результатов.



В раздел образования