Автор: Ширяева Елизавета Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Улукулево муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан МОБУ СОШ д.Улукулево
Населённый пункт: деревня Улукулево
Наименование материала: статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ, НАПРАВЛЕННОЕ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
Раздел: начальное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ, НАПРАВЛЕННОЕ НА
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
В
статье
рассматривается
значимость
взаимодействия
между
педагогами и родителями в процессе нравственного воспитания детей.
Подчеркивается
необходимость
комплексного
подхода,
который
способствует
созданию
единого
воспитательного
пространства
и
обеспечению непрерывного процесса формирования моральных ориентиров
у ребенка.
Ключевые слова: взаимодействие, педагоги, родители, нравственное
воспитание, семья.
Актуальность
проблемы
духовно-нравственного
воспитания
обусловлена
тем,
что
в
современном
обществе
дети
воспринимают
множество
разнообразных
влияний,
как
положительных,
так
и
отрицательных, что может негативно сказаться на их моральных установках.
Важно обеспечить детей нравственными знаниями, так как они помогают
осознать, какие последствия могут возникнуть вследствие нарушения норм
поведения и как поступки влияют на окружающих. Практика показывает, что
результативность педагогического воздействия на нравственное воспитание
во многом зависит от степени вовлеченности родителей в образовательный
процесс и их заинтересованности в конечном результате. Основной подход к
взаимодействию между педагогами и родителями в контексте духовно-
нравственного воспитания заключается в сотрудничестве. Принцип «Не
рядом и не над, а вместе!» стал основным ориентиром для всех участников
образовательного процесса, что способствует достижению поставленных
целей.
Взаимодействие педагогов и родителей, нацеленное на нравственное
воспитание ребенка, является одной из ключевых составляющих успешного
формирование
духовных
и
моральных
ценностей
у
подрастающего
поколения. Этот процесс включает в себя совместные усилия, направленные
на создание единого воспитательного пространства, где гарантируется
согласованность подходов и методов в обучении и воспитании детей.
Чтобы эффективно обучать детей нравственным нормам, педагогам
необходимо не только развивать свои профессиональные навыки, но и
стремиться к пониманию родительского видения, ожиданий и ценностей.
Взаимодействие должно строиться на основе открытого и доверительного
общения,
благодаря
которому
родители
смогут
делиться
своими
переживаниями, вопросами и проблемами, что, в свою очередь, позволяет
педагогам адаптировать свои методы к потребностям конкретного ребенка.
Одним из важных аспектов такого взаимодействия является регулярное
информирование родителей о достижениях и трудностях их детей. Педагоги
могут
организовывать
встречи,
на
которых
обсуждаются
вопросы
нравственного воспитания, а также проводить семинары и мастер-классы по
темам, которые волнуют родителей. В свою очередь, родители должны
активно участвовать в образовательных событиях и мероприятиях, которые
помогают не только укрепить связи между семьей и учреждением, но и
сложить целостное представление о процессе воспитания.
Важнейшей задачей нравственного воспитания является формирование
нравственной культуры личности. «Нравственная культура личности — это
совокупность общественно признанных моральных норм, принципов и
идеалов, а также способов их воплощения в нравственных аспектах
деятельности людей. Для адекватной оценки уровня нравственной культуры
общества и личности важна характеристика не только системы нравственных
ценностей — объективных и субъективных, но и сознательных мотивов,
побуждений, стимулов, способов деятельности личности, соответствующих
или противоречащих общественным моральным идеалам, нормам и правилам
[4]
Сотрудничество педагогов и родителей может проявляться через
совместные проекты, акции и мероприятия, направленные на развитие у
детей
чувства
ответственности,
эмпатии
и
моральной
самосознания.
Создание совместных программ, направленных на обсуждение вопросов
нравственности и поведения, помогает укрепить общие ценности и прививает
ребенку понимание важности своего места в обществе.
Выводя взаимодействие на новый уровень, важно внедрять методики,
которые будут учитывать мнения как педагогов, так и родителей, ведь только
совместными
усилиями
можно
достичь
эффекта,
способствующего
гармоничному
нравственному
развитию
ребенка.
Таким
образом,
взаимопонимание, поддержка и сотрудничество между педагогами и
родителями
являются
основой
успешного
нравственного
воспитания,
способствуя формированию целостного и гармоничного развития личности.
Нравственное
воспитание
является
одной
из
ключевых
задач
образовательной системы, и его успех во многом зависит от эффективного
взаимодействия педагогов и родителей. В младшем школьном возрасте дети
нуждаются в поддержке и руководстве, поэтому важно, чтобы эти два
элемента воспитательного процесса работали в тесной связке. Единство
подходов и целей, имеющих как родители, так и педагоги, является основой
для успешного нравственного формирования ребенка.
Во-первых, необходимо создать платформу для общения между
родителями
и
педагогами,
где
можно
обсуждать
важные
вопросы
воспитания, делиться опытом и совместно разрабатывать стратегии по
нравственному обучению. Открытые заседания, родительские собрания,
мастер-классы и тематические семинары могут значительно углубить
понимание как родителей, так и педагогов о воспитательных задачах и
методах их реализации.
Во-вторых, крайне важно, чтобы как родители, так и педагоги
последовательно демонстрировали нравственные нормы и ценности. Дети,
наблюдая за поведением взрослых, формируют свои представления о
правильном и неправильном. Таким образом, взаимодействие между домом и
школой может стать мощным инструментом для формирования у детей таких
качеств,
как
честность,
ответственность,
сострадание
и
уважение
к
окружающим.
В-третьих,
полезно
организовывать
совместные
мероприятия,
направленные
на
укрепление
связей
между
детьми,
родителями
и
педагогами. Это могут быть спортивные праздники, театрализованные
представления или волонтерские акции, которые позволят детям не только
учиться нравственным принципам, но и проживать их, участвуя в реальных
социальных взаимодействиях.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в рамках
нравственного воспитания ребенка — это не просто формальный процесс, а
важный аспект жизни семьи и школы, который требует постоянного
внимания, новаторства и взаимной поддержки. Синергия усилий родителей и
образовательного
сообщества
создает
условия
для
всестороннего
и
полноценного
нравственного
развития
детей,
что
в
конечном
итоге
способствует созданию гармоничной личности, готовой к жизни в обществе.
Библиографический список
1.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Москва: Просвещение, 2009. 24 с. Текст: непосредственный.
2.
Ендовицкий Д. А., Бубнов Ю. А., Гайдар К. М. Актуальные проблемы
воспитания молодежи в современной России // Вестник Воронежского
государственного
университета.
Серия
Проблемы
высшего
образования. 2017. No 2. С. 5‒11. Текст: непосредственный.
3.
Капто А. С. Профессиональная этика. Москва; Ростов-на-Дону: Изд-во
СКАГС,2006. 800 с. Текст: непосредственный.
4.
Малышев И. В. Эстетика. Курс лекций. Москва: Изд-во РАМ, 1994. 185
с.10. Леонтьев, Д. А. Личностное изменение человеческого развития //
Вопросы психологии. 2013. No 3. С. 67–80. Текст: непосредственный.
Цвык В. А., Цвык И. В. Нравственное воспитание молодежи в условиях
информационного общества // Вопросы философии. 2020. No 4. С. 51‒57.
Текст: непосредственный.