Автор: Никифорова Мария Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №26 "Буратино"
Населённый пункт: г.Белебей Республика Башкортостан
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Эффективные формы работы с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида детский сад
№ 26 «Буратино» г. Белебея Белебеевский район
Республики Башкортостан
Тема: «Развивающее пространство
в помощь родителям.
Эффективные формы работы с родителями»
учитель-логопед
Никифорова М.А.
г. Белебей
2024г.
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного
специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть
направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали
активными участниками воспитания и обучения своих детей.
А.Р. Маллер.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее
влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению,
современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят
значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя
мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть
современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют
методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети
испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и
защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам
воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь
к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных
сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности
в установлении контакта с родителями воспитанников. А в современных
образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС родители являются
непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И
задача педагогов создать такие условия, использовать такие формы работы, чтобы
включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в
достижении общих целей.
В настоящее время в методической литературе описано множество
разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями.
Согласно классификации Т.В. Кротовой, Зверевой О.Л существуют
традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и
наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские
собрания, конференции, «Круглые столы» и др.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с
родителями, это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. К ним
относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации
различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии,
выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
Авторами также выделяются следующие нетрадиционные формы:
Современные нетрадиционные формы работы
учителя- логопеда с родителями.
Наименование
С какой целью используется эта
форма
Формы проведения
общения
Информационно-
аналитические
Выявление интересов, потребностей,
запросов
родителей,
уровня
их
педагогической грамотности
Проведение
социологических
срезов,
опросов,
«Почтовый
ящик».
Индивидуальные
блокноты.
Ознакомление
родителей
с
возрастными
и
психологическими
особенностями детей дошкольного
возраста.
Семинары-практикумы,
тренинги,
проведение
собраний,
консультаций
в
нетрадиционной форме
Досуговые
Установление
эмоционального
контакта
между
педагогами,
родителями, детьми
Совместные досуги, праздники,
участие родителей и детей в
выставках. Кружки, клубы.
Познавательные
Формирование
у
родителей
практических
навыков
воспитания
детей.
Мини-собрания,
педагогический
брифинг,
педагогическая
гостиная,
устные
педагогические
журналы,
игры
с
педагогическим содержанием,
педагогическая библиотека для
родителей,
исследовательско-
проектные,
ролевые,
имитационные и деловые игры.
Наглядно-
информационные
Ознакомление родителей с работой
дошкольного
учреждения,
особенностями
воспитания
детей.
Формирование у родителей знаний о
воспитании и развитии детей
Информационные
проспекты
для
родителей,
организация
дней
(недель)
открытых
дверей, открытых просмотров
занятий
и
других
видов
деятельности
детей.
Выпуск
газет,
организация
мини-
библиотек
Я в своей работе применяю наиболее эффективные формы и приемы
организации работы с семьями воспитанников:
1.
Индивидуальные беседы, консультации
В начале учебного года передо мной встает задача поближе познакомиться
с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в
детском саду всех волнуют их проблемы, здесь готовы в тесном сотрудничестве
преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы
воспитания и развития их детей. В середине сентября, после логопедического
обследования каждого ребенка, приглашаются их родители на индивидуальные
беседы. Целью этих бесед является:
- первичное знакомство;
- выяснение анкетных данных (Ф.И.О. родителей, возраст, образование, состав
семьи и т.п.);
- сообщение результатов диагностики речи их ребенка.
Также при первой встрече родителям предлагаю заполнить
индивидуальные карточки ребенка для выяснения анамнестических данных и
анкеты.
Кроме того, каждый родитель заполняет Соглашение, в котором он дает
свое согласие на индивидуальные логопедические занятия со своим ребенком в
любое время пребывания его в ДОУ и обязуется тесно сотрудничать с логопедом,
выполнять все его советы и рекомендации.
Полученные данные записываю и учитываю в планировании работы с
семьёй. В последующем знание о семье воспитанника помогает в общении с
родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей
реальным потребностям семьи.
Индивидуальные консультации позволяют знакомить с инновационными
методами и приёмами обучения ребёнка. Такая форма позволяет учитывать
уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной
сферы и моторики воспитанника.
В практике работы часто случаются ситуации, когда у родителей
возникают какие-либо вопросы, но у них нет возможности задать их специалисту
лично. В этом случае мы используем и «Родительскую почту» — коробку для
записок с вопросами, и более современное общение в группе в социальной сети.
2.Родительские собрания
Родительское собрание — хорошо зарекомендовавшая себя форма
работы,
осуществляется
разными
путями:
педагогическая
мастерская,
организационно-деятельностная,
деловая
или
ролевая
игра,
конференция,
консилиум,
диспут,
размышление,
дискуссия,
практикум,
тренинг,
опыт, «круглый стол», вечер - встреча, конкурс, праздник вместе с детьми, в
форме презентации.
Приглашаем родителей, не только стандартным объявлением но и sms-
информированием, размещением информации в группе, созданной в Сферум
индивидуальные приглашения (обязательно с обращением к родителям по имени-
отчеству, указанием точной даты и времени проведения мероприятия).
Первое родительское собрание проводим в конце сентября. На этом
собрании освещаю вопросы о необходимости специального обучения детей с
нарушениями речи, анализирует результаты логопедического обследования
детей (с указанием на общие трудности, а в ходе индивидуальных бесед
информирует родителей о результатах обследования их ребенка); сообщает об
организации и содержании работы в течение года; информирует о принятии
дополнительных
мер
при
наличии
сопутствующих
основному
дефекту
нарушений (наблюдение
и
лечение
при
нарушениях
мышечного
тонуса,
заболеваниях органов зрения, слуха и т.д.). Даем послушать родителям записи
речевых
высказываний
детей,
полученных
при
первичном
обследовании.
Рассказываю о системе логопедических занятий (график работы, формы
проведения занятий), о возможности личной консультации, где родители могут
получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентирую на
важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи.
Второе родительское собрание проводим в январе, когда родителей
знакомим с итогами обучения детей за истекший срок. Это собрание может иметь
форму деловой игры, круглого стола, родительской гостиной и т. п. Обязательно
проводится
и
открытое
занятие
по
звукопроизношению
или
занятие-
развлечение (например, «Праздник звука ш», если этот звук к этому времени
введен в речь всех детей). Предлагаем родителям ответить на вопросы анкет,
обсудить опыт работы отдельных семей по обучению и воспитанию детей.
Третье собрание проводится по итогам коррекционного обучения (в мае),
на нем даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной
речи в летний период.
3.Семинары-практикумы
После диагностики проведенной в сентябре, провожу семинар-практикум для
родителей и детей, который называется «Подготовка органов артикуляции к
постановке звуков», где я знакомлю родителей с органами артикуляции,
рассказываю о необходимости ежедневного выполнения артикуляционной
гимнастики, даю рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в
домашних условиях. В данном семинаре участвуют дети, они демонстрируют
родителям упражнения артикуляционной гимнастики, которые научились
выполнять. Родители перед индивидуальными зеркалами пытаются выполнить
несколько основных упражнений для языка и убеждаются, что и взрослым это
нелегко. В заключении каждый родитель получает комплексы артикуляционной
гимнастики, необходимые для постановки конкретных звуков, нарушенных у его
ребенка.
Следующий семинар-практикум под названием «Как выполнять домашние
задания логопеда», я провожу в октябре месяце. На котором знакомлю родителей
с тетрадями для домашних заданий логопеда (демонстрируются выполнения
домашнего задания по обучению грамоте и лексическим темам ; а также
печатные тетради-прописи). Предлагаю к просмотру фрагмента индивидуального
занятия, где демонстрируются артикуляционная и пальчиковая гимнастики, игры
и упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков, которые родители
могут проводить дома.
К данному семинару организовываю выставку методической литературы и
пособий «Занимаемся логопедией дома», на которой родители могут
ознакомиться с наиболее интересными пособиями по коррекции и развитию речи.
4. Домашние задания
Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает
необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные
нарушения речи.
Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в
выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех
умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и
индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи,
обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития
речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.
Используя предложенный для исправления речевой патологии материал
дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком
полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом
общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в
библиотеку, т.е. в повседневной жизни.
Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того,
насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних
заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и
родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном
возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.
5. Мастер-класс.
В феврале организовала мастер-класс для родителей: «Игры на
межполушарное
развитие»
Познакомила
родителей
с
приемами
нейропсихологических игр и упражнений, также повысила уровень знаний
родителей о развитии ребенка с применением нейроигр. Предлагаю игры и
упражнения по данной теме (сделать самостоятельно). Мастер-класс позволяет
родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и
самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.
В итоге активность родителей значительно возросла и уже появились результаты.
6. Праздники, развлечения. Для участия привлекаются родители. В конце
года или в течении года родители приглашаются на разные праздники, где дети
демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что
важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.
7. Использование театральной деятельности
Также в своей работе мы используем театральную деятельность: готовим с
детьми спектакли, которые потом показываем не только ребятам нашего детского
сада, но и родителям. В процессе такого взаимодействия происходит закрепление
правильного произношения звуков речи у детей, выработка интонационной
выразительности
речи
и
подачи
голоса,
а
родители
видят
результаты
коррекционной работы. Кроме того, родители и сами участвуют в постановке
спектаклей, что вызывает бурю положительных эмоций у их детей во время
просмотра.
8. Дни открытых дверей.
Ещё одна из эффективных форм работы с
родителями – это открытые занятия.
Родители посещают индивидуальные и
подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо
закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто я сама приглашаю
родителей на такие занятия. В апреле провожу открытое фронтальное занятие, где
родители видят итоги за год обучения. В связи в санитарно-эпидемиологической
обстановкой и занятостью родителей эту форму работы ограничила и заменила на
видео занятий.
Наглядные формы работы
Важной составляющей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
является
просвещение
родителей.
Одна
из
функций
просвещения
-
информативная. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать
сочетание различных видов наглядности. Это позволит не только познакомить
родителей с вопросами логопедии через материалы стендов, тематических
выставок и др., но и доступно и убедительно дать родителям нужную
информацию логопедического характера.
9
. Стенды
Стенды – это одна из наглядных форм представления информации. На
логопедических стендах размещаем несколько видов информации: многолетнюю,
годичную и оперативную. Многолетняя информация — это необходимые
родителям сведения о реализуемой образовательной программе, ее авторе.
Годичная информация – это сведения о задачах и содержании логопедической
работы в группе на год. Оперативная информация, как правило, касается
проведения тематических недель. Если позволяет размер стенда, то на нем можно
поместить письменную консультацию или памятку для родителей. Для всех
родителей в «Уголке логопеда» представлена информация:
о нормах речевого развития;
о возможных причинах нарушений речи;
о профилактике речевых нарушений;
о видах и проявлениях нарушений речи.
В старших и подготовительных группах оформлены информационные ширмы, на
которых периодически меняется материал по темам:
«Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики»;
«Тренируем пальчики – развиваем речь»;
«Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия»;
«Значение сформированности устной речи в подготовке к школе»;
«Игры на кухне»; «Как учить звуко-буквенному анализу» и др.
10. Папки-ширмы
Размер стендов не всегда удовлетворяет запросам специалистов, особенно
работающих в коррекционных группах. Тематические папки-ширмы помогают
решить данную проблему. Формат одного окна ширмы соответствует, как
правило,
размерам
альбомного
листа.
Количество
страниц
папки-ширмы
регулирует сам специалист. Обычно оно не превышает 3-4 листов. Как правило, в
папках-ширмах размещаются письменные консультации, памятки, различный
выставочный материал.
11. Выставки
Выставка — это собрание различных материалов логопедической
направленности, расположенных для обозрения взрослых. Тематические выставки
могут быть организованы как для родителей детей, посещающих коррекционную
группу, так и для родителей воспитанников массовых групп.
Выставки проходят, как правило, одновременно с родительскими собраниями или
групповыми консультациями. В качестве материала для тематических выставок
можно
предложить
различные
медиапособия,
к
использованию
которых
проявляет интерес все большее и большее количество родителей.
12.Письменные консультации
Как показывают проведенные опросы родителей, они часто не
ориентируются в проблемах речевого развития своих детей. Универсальность
наглядной информации в виде письменных консультаций состоит в том, что она
имеет огромные возможности по освещению педагогического и образовательного
процессов, проводимых в коррекционной группе. Такие консультации могут быть
плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из
сторон. Тематика письменных консультаций может быть разнообразна, но в
любом
случае,
должна
быть
актуальной
для
родителей.
Письменные
консультации логопедической направленности помещаются на информационном
стенде, папке-ширме или в папке-передвижке, как правило, после проведения
родительского собрания, устной консультации.
Буклеты. Буклет — это письменная консультация, отпечатанная на одном
листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы ее
можно было читать и рассматривать, не разрезая, а раскрывая ширмообразно. Их
отличие от письменных консультаций, размещаемых на информационных
стендах, состоит в том, что буклеты предназначены для индивидуального
информирования.
13.Проектная деятельность
Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного
учреждения в современном образовательном процессе я считаю организацию
проектной деятельности. Особенность данной формы работы заключается в том,
что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию
с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы
деятельности.
Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного
процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для
реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и
насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах
активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты.
Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании
книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и
т. д.
14.Интерактивная взаимосвязь
Я использую и новые формы взаимодействия с родителями, к примеру,
интерактивная
взаимосвязь:
консультации
в
социальных
сетях,
оказание
индивидуальной консультативной помощи родителям через интернет-общение.
Знакомим с авторскими презентациями, а также делаю обзор сайтов в сети
Интернет
Создание групп активных родителей в различных интернет-
сообществах. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и
популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам
позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников,
пусть и на расстоянии, а родителя в свою очередь, быть в курсе новостей,
делится друг с другом информацией об образовательном процессе даже при
ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни
ребёнка в ДОУ.
Использование коммуникационных сервисов социальных сетей и
мессенджеров для общения с родителями.
Позволяет логопеду осуществлять эффективную обратную связь с родителями.
Родитель имеет возможность в любой момент задать интересующий вопрос
специалисту и получить быстрый ответ без личной встречи с ним. Данный вид
взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют
возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в
силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.
Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считаю
словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно
взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес,
эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду. Наглядные
формы работы будут эффективны лишь в том случае, когда первоначально
внимание родителей будет нацелено на изучение предлагаемой наглядной
информации (на родительских собраниях, семинарах).
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему
приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это
достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от
общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы
стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям
преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и
сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию
в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и
родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями
своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель
этого взаимодействия.
Спасибо за внимание!