Напоминание

"Эффективные формы работы с родителями"


Автор: Никифорова Мария Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №26 "Буратино"
Населённый пункт: г.Белебей Республика Башкортостан
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Эффективные формы работы с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение комбинированного вида детский сад

№ 26 «Буратино» г. Белебея Белебеевский район

Республики Башкортостан

Тема: «Развивающее пространство

в помощь родителям.

Эффективные формы работы с родителями»

учитель-логопед

Никифорова М.А.

г. Белебей

2024г.

Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного

специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть

направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали

активными участниками воспитания и обучения своих детей.

А.Р. Маллер.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее

влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению,

современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят

значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя

мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть

современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют

методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети

испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и

защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам

воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь

к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных

сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности

в установлении контакта с родителями воспитанников. А в современных

образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС родители являются

непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И

задача педагогов создать такие условия, использовать такие формы работы, чтобы

включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в

достижении общих целей.

В настоящее время в методической литературе описано множество

разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями.

Согласно классификации Т.В. Кротовой, Зверевой О.Л существуют

традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и

наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские

собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с

родителями, это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. К ним

относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации

различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии,

выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Авторами также выделяются следующие нетрадиционные формы:

Современные нетрадиционные формы работы

учителя- логопеда с родителями.

Наименование

С какой целью используется эта

форма

Формы проведения

общения

Информационно-

аналитические

Выявление интересов, потребностей,

запросов

родителей,

уровня

их

педагогической грамотности

Проведение

социологических

срезов,

опросов,

«Почтовый

ящик».

Индивидуальные

блокноты.

Ознакомление

родителей

с

возрастными

и

психологическими

особенностями детей дошкольного

возраста.

Семинары-практикумы,

тренинги,

проведение

собраний,

консультаций

в

нетрадиционной форме

Досуговые

Установление

эмоционального

контакта

между

педагогами,

родителями, детьми

Совместные досуги, праздники,

участие родителей и детей в

выставках. Кружки, клубы.

Познавательные

Формирование

у

родителей

практических

навыков

воспитания

детей.

Мини-собрания,

педагогический

брифинг,

педагогическая

гостиная,

устные

педагогические

журналы,

игры

с

педагогическим содержанием,

педагогическая библиотека для

родителей,

исследовательско-

проектные,

ролевые,

имитационные и деловые игры.

Наглядно-

информационные

Ознакомление родителей с работой

дошкольного

учреждения,

особенностями

воспитания

детей.

Формирование у родителей знаний о

воспитании и развитии детей

Информационные

проспекты

для

родителей,

организация

дней

(недель)

открытых

дверей, открытых просмотров

занятий

и

других

видов

деятельности

детей.

Выпуск

газет,

организация

мини-

библиотек

Я в своей работе применяю наиболее эффективные формы и приемы

организации работы с семьями воспитанников:

1.

Индивидуальные беседы, консультации

В начале учебного года передо мной встает задача поближе познакомиться

с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в

детском саду всех волнуют их проблемы, здесь готовы в тесном сотрудничестве

преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы

воспитания и развития их детей. В середине сентября, после логопедического

обследования каждого ребенка, приглашаются их родители на индивидуальные

беседы. Целью этих бесед является:

- первичное знакомство;

- выяснение анкетных данных (Ф.И.О. родителей, возраст, образование, состав

семьи и т.п.);

- сообщение результатов диагностики речи их ребенка.

Также при первой встрече родителям предлагаю заполнить

индивидуальные карточки ребенка для выяснения анамнестических данных и

анкеты.

Кроме того, каждый родитель заполняет Соглашение, в котором он дает

свое согласие на индивидуальные логопедические занятия со своим ребенком в

любое время пребывания его в ДОУ и обязуется тесно сотрудничать с логопедом,

выполнять все его советы и рекомендации.

Полученные данные записываю и учитываю в планировании работы с

семьёй. В последующем знание о семье воспитанника помогает в общении с

родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей

реальным потребностям семьи.

Индивидуальные консультации позволяют знакомить с инновационными

методами и приёмами обучения ребёнка. Такая форма позволяет учитывать

уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной

сферы и моторики воспитанника.

В практике работы часто случаются ситуации, когда у родителей

возникают какие-либо вопросы, но у них нет возможности задать их специалисту

лично. В этом случае мы используем и «Родительскую почту» — коробку для

записок с вопросами, и более современное общение в группе в социальной сети.

2.Родительские собрания

Родительское собрание — хорошо зарекомендовавшая себя форма

работы,

осуществляется

разными

путями:

педагогическая

мастерская,

организационно-деятельностная,

деловая

или

ролевая

игра,

конференция,

консилиум,

диспут,

размышление,

дискуссия,

практикум,

тренинг,

опыт, «круглый стол», вечер - встреча, конкурс, праздник вместе с детьми, в

форме презентации.

Приглашаем родителей, не только стандартным объявлением но и sms-

информированием, размещением информации в группе, созданной в Сферум

индивидуальные приглашения (обязательно с обращением к родителям по имени-

отчеству, указанием точной даты и времени проведения мероприятия).

Первое родительское собрание проводим в конце сентября. На этом

собрании освещаю вопросы о необходимости специального обучения детей с

нарушениями речи, анализирует результаты логопедического обследования

детей (с указанием на общие трудности, а в ходе индивидуальных бесед

информирует родителей о результатах обследования их ребенка); сообщает об

организации и содержании работы в течение года; информирует о принятии

дополнительных

мер

при

наличии

сопутствующих

основному

дефекту

нарушений (наблюдение

и

лечение

при

нарушениях

мышечного

тонуса,

заболеваниях органов зрения, слуха и т.д.). Даем послушать родителям записи

речевых

высказываний

детей,

полученных

при

первичном

обследовании.

Рассказываю о системе логопедических занятий (график работы, формы

проведения занятий), о возможности личной консультации, где родители могут

получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентирую на

важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи.

Второе родительское собрание проводим в январе, когда родителей

знакомим с итогами обучения детей за истекший срок. Это собрание может иметь

форму деловой игры, круглого стола, родительской гостиной и т. п. Обязательно

проводится

и

открытое

занятие

по

звукопроизношению

или

занятие-

развлечение (например, «Праздник звука ш», если этот звук к этому времени

введен в речь всех детей). Предлагаем родителям ответить на вопросы анкет,

обсудить опыт работы отдельных семей по обучению и воспитанию детей.

Третье собрание проводится по итогам коррекционного обучения (в мае),

на нем даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной

речи в летний период.

3.Семинары-практикумы

После диагностики проведенной в сентябре, провожу семинар-практикум для

родителей и детей, который называется «Подготовка органов артикуляции к

постановке звуков», где я знакомлю родителей с органами артикуляции,

рассказываю о необходимости ежедневного выполнения артикуляционной

гимнастики, даю рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в

домашних условиях. В данном семинаре участвуют дети, они демонстрируют

родителям упражнения артикуляционной гимнастики, которые научились

выполнять. Родители перед индивидуальными зеркалами пытаются выполнить

несколько основных упражнений для языка и убеждаются, что и взрослым это

нелегко. В заключении каждый родитель получает комплексы артикуляционной

гимнастики, необходимые для постановки конкретных звуков, нарушенных у его

ребенка.

Следующий семинар-практикум под названием «Как выполнять домашние

задания логопеда», я провожу в октябре месяце. На котором знакомлю родителей

с тетрадями для домашних заданий логопеда (демонстрируются выполнения

домашнего задания по обучению грамоте и лексическим темам ; а также

печатные тетради-прописи). Предлагаю к просмотру фрагмента индивидуального

занятия, где демонстрируются артикуляционная и пальчиковая гимнастики, игры

и упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков, которые родители

могут проводить дома.

К данному семинару организовываю выставку методической литературы и

пособий «Занимаемся логопедией дома», на которой родители могут

ознакомиться с наиболее интересными пособиями по коррекции и развитию речи.

4. Домашние задания

Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает

необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные

нарушения речи.

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в

выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех

умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и

индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи,

обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития

речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.

Используя предложенный для исправления речевой патологии материал

дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком

полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом

общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в

библиотеку, т.е. в повседневной жизни.

Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того,

насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних

заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и

родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном

возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.

5. Мастер-класс.

В феврале организовала мастер-класс для родителей: «Игры на

межполушарное

развитие»

Познакомила

родителей

с

приемами

нейропсихологических игр и упражнений, также повысила уровень знаний

родителей о развитии ребенка с применением нейроигр. Предлагаю игры и

упражнения по данной теме (сделать самостоятельно). Мастер-класс позволяет

родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и

самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

В итоге активность родителей значительно возросла и уже появились результаты.

6. Праздники, развлечения. Для участия привлекаются родители. В конце

года или в течении года родители приглашаются на разные праздники, где дети

демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что

важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

7. Использование театральной деятельности

Также в своей работе мы используем театральную деятельность: готовим с

детьми спектакли, которые потом показываем не только ребятам нашего детского

сада, но и родителям. В процессе такого взаимодействия происходит закрепление

правильного произношения звуков речи у детей, выработка интонационной

выразительности

речи

и

подачи

голоса,

а

родители

видят

результаты

коррекционной работы. Кроме того, родители и сами участвуют в постановке

спектаклей, что вызывает бурю положительных эмоций у их детей во время

просмотра.

8. Дни открытых дверей.

Ещё одна из эффективных форм работы с

родителями – это открытые занятия.

Родители посещают индивидуальные и

подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо

закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто я сама приглашаю

родителей на такие занятия. В апреле провожу открытое фронтальное занятие, где

родители видят итоги за год обучения. В связи в санитарно-эпидемиологической

обстановкой и занятостью родителей эту форму работы ограничила и заменила на

видео занятий.

Наглядные формы работы

Важной составляющей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

является

просвещение

родителей.

Одна

из

функций

просвещения

-

информативная. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать

сочетание различных видов наглядности. Это позволит не только познакомить

родителей с вопросами логопедии через материалы стендов, тематических

выставок и др., но и доступно и убедительно дать родителям нужную

информацию логопедического характера.

9

. Стенды

Стенды – это одна из наглядных форм представления информации. На

логопедических стендах размещаем несколько видов информации: многолетнюю,

годичную и оперативную. Многолетняя информация — это необходимые

родителям сведения о реализуемой образовательной программе, ее авторе.

Годичная информация – это сведения о задачах и содержании логопедической

работы в группе на год. Оперативная информация, как правило, касается

проведения тематических недель. Если позволяет размер стенда, то на нем можно

поместить письменную консультацию или памятку для родителей. Для всех

родителей в «Уголке логопеда» представлена информация:

о нормах речевого развития;

о возможных причинах нарушений речи;

о профилактике речевых нарушений;

о видах и проявлениях нарушений речи.

В старших и подготовительных группах оформлены информационные ширмы, на

которых периодически меняется материал по темам:

«Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики»;

«Тренируем пальчики – развиваем речь»;

«Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия»;

«Значение сформированности устной речи в подготовке к школе»;

«Игры на кухне»; «Как учить звуко-буквенному анализу» и др.

10. Папки-ширмы

Размер стендов не всегда удовлетворяет запросам специалистов, особенно

работающих в коррекционных группах. Тематические папки-ширмы помогают

решить данную проблему. Формат одного окна ширмы соответствует, как

правило,

размерам

альбомного

листа.

Количество

страниц

папки-ширмы

регулирует сам специалист. Обычно оно не превышает 3-4 листов. Как правило, в

папках-ширмах размещаются письменные консультации, памятки, различный

выставочный материал.

11. Выставки

Выставка — это собрание различных материалов логопедической

направленности, расположенных для обозрения взрослых. Тематические выставки

могут быть организованы как для родителей детей, посещающих коррекционную

группу, так и для родителей воспитанников массовых групп.

Выставки проходят, как правило, одновременно с родительскими собраниями или

групповыми консультациями. В качестве материала для тематических выставок

можно

предложить

различные

медиапособия,

к

использованию

которых

проявляет интерес все большее и большее количество родителей.

12.Письменные консультации

Как показывают проведенные опросы родителей, они часто не

ориентируются в проблемах речевого развития своих детей. Универсальность

наглядной информации в виде письменных консультаций состоит в том, что она

имеет огромные возможности по освещению педагогического и образовательного

процессов, проводимых в коррекционной группе. Такие консультации могут быть

плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из

сторон. Тематика письменных консультаций может быть разнообразна, но в

любом

случае,

должна

быть

актуальной

для

родителей.

Письменные

консультации логопедической направленности помещаются на информационном

стенде, папке-ширме или в папке-передвижке, как правило, после проведения

родительского собрания, устной консультации.

Буклеты. Буклет — это письменная консультация, отпечатанная на одном

листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы ее

можно было читать и рассматривать, не разрезая, а раскрывая ширмообразно. Их

отличие от письменных консультаций, размещаемых на информационных

стендах, состоит в том, что буклеты предназначены для индивидуального

информирования.

13.Проектная деятельность

Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного

учреждения в современном образовательном процессе я считаю организацию

проектной деятельности. Особенность данной формы работы заключается в том,

что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию

с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы

деятельности.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного

процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для

реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и

насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах

активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты.

Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании

книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и

т. д.

14.Интерактивная взаимосвязь

Я использую и новые формы взаимодействия с родителями, к примеру,

интерактивная

взаимосвязь:

консультации

в

социальных

сетях,

оказание

индивидуальной консультативной помощи родителям через интернет-общение.

Знакомим с авторскими презентациями, а также делаю обзор сайтов в сети

Интернет

Создание групп активных родителей в различных интернет-

сообществах. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и

популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам

позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников,

пусть и на расстоянии, а родителя в свою очередь, быть в курсе новостей,

делится друг с другом информацией об образовательном процессе даже при

ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни

ребёнка в ДОУ.

Использование коммуникационных сервисов социальных сетей и

мессенджеров для общения с родителями.

Позволяет логопеду осуществлять эффективную обратную связь с родителями.

Родитель имеет возможность в любой момент задать интересующий вопрос

специалисту и получить быстрый ответ без личной встречи с ним. Данный вид

взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют

возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в

силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считаю

словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно

взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес,

эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду. Наглядные

формы работы будут эффективны лишь в том случае, когда первоначально

внимание родителей будет нацелено на изучение предлагаемой наглядной

информации (на родительских собраниях, семинарах).

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему

приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это

достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от

общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы

стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям

преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и

сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию

в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и

родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями

своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель

этого взаимодействия.

Спасибо за внимание!



В раздел образования