Автор: Данилова Надежда Александовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 49
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: Организация образовательного события как инструмент тьюторского сопровождения обучающихся в начальной школе.
Тема: Тьюторство
Раздел: начальное образование
Организация образовательного события как инструмент тьюторского
сопровождения обучающихся в начальной школе.
В настоящее время в российском обществе стали происходить значительные изменения
во многих сферах, в том числе и в образовании.
Индивидуализация образования стала одним из ключевых моментов инновационной
деятельности в идеологии модернизации общеобразовательной школы. На современном этапе
развития школы актуальной задачей стало построение такого образовательного процесса,
который в полной мере учитывал бы индивидуальные образовательные запросы и
потребности обучающихся, предоставлял бы им оптимальные условия для получения
качественного образования, реализации творческих и исследовательских запросов.
В современной начальной школе
в условиях ФГОС
также ставится задача по
развитию детской учебной самостоятельности и инициативы. Одна из проблем учителя
современной общеобразовательной школы -это низкий уровень заинтересованности учащихся
и отсутствие мотиваций к получению знаний. Также для начальной школы характерно
наличие большого числа стихийных познавательных интересов. Данную задачу и призван
решить развиваемый в системе образования институт тьюторства.
Изучению тьюторского сопровождения в России посвящены исследования таких авторов, как
Пётр Георгиевич. Щедровицкий, Татьяна .Михайловна. Ковалева, Сергей Александрович
Щенников, Александр Михайлович Долгоруков, Н.А. Костина, И.И. Подгорная, В.С. Пьянин,
Тьютор – педагогическая профессия, целью которой является помощь человеку в
создании условий, в которых тот бы мог глубже раскрыть самого себя. Для обеспечения
эффективности образовательного процесса используются различные формы и методы работы.
Одной из таких форм может стать образовательное событие. Большую часть жизни ребёнок
проводит в школе, а потому в условиях реализации ФГОС НОО не случайно уделяется
особое внимание событийному подходу в образовательной деятельности обучающихся.
Были
расмотрены
правовые
и
научно-теоретические
аспекты
тьюторского
сопровождения обучающихся начальной школы Данное изучение позволило сделать ряд
выводов.
Во-первых, профессия «тьютор» в России появилась сравнительно недавно. В 2008года
она была документально оформлена.
Во-вторых, не существует однозначного определения к понятию «тьютор» и
«тьюторское сопровождение». Из авторских определений мы можем сделать вывод, что
«тьютор» - это педагог, обладающий знаниями и умениями сопровождать другого человека в
его развитии, согласно его интересам.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации
образования, направленная на выявление
и
развитие
образовательных
мотивов
и
интересов ребенка (воспитанника, учащегося, студента), поиск образовательных ресурсов
для создания индивидуальной образовательной программы. Тьюторское сопровождение
основано на следующих принципах принцип открытости принцип индивидуализации принцип
вариативности
В-третьих, как и любая педагогическая деятельность, тьюторство имеет свои цели,
задачи, методы и формы. Основной целью деятельность тьютора является создание
образовательной среды для развития потенциала тьюторанта.
Основными формами можно назвать :
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа)
Групповая тьюторская консультация.
Тьюториал
Тренинг
Образовательное событие
Форма
тьюторской
деятельности
Характеристика, особенности
Индивидуальна
я
тьюторская
консультация
(беседа) -
индивидуальная
организационная
форма
тьюторского
сопровождения,
представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных
с личным развитием и образованием каждого учащегося.
Групповая
тьюторская
консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ школьников с похожими познавательными
интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов
работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику
предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со
всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу
доброжелательности,
взаимопонимания
и
сотрудничества
во
время
проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность
консультации
Тьюториал
(учебный
Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие
мыслительных,
коммуникативных
и
рефлексивных
способностей
тьюторский
семинар)
школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов
интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей
целью
оживить
и
разнообразить
процесс
обучения,
активизировать
познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих
способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В
роли
ведущих
тьюториала
выступают
тьюторы
или
преподаватели,
осуществляющие
тьюторское
сопровождение
школьников.
Иногда
ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в
данной области знаний
Тренинг
В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями,
и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского
сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время
тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное
использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В
тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более
интенсивной форме широко используются различные методы и техники
активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с
электронными определителями и определителями на печатной основе,
моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
Образовательное
событие
В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского
сопровождения
учащихся
имеет
целью
развитие
образовательной
мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных
программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу,
экспедиции,
полевые
исследования,
эксперименты,
лабораторные
практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и
различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие
другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы»,
«эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность
фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя»
(«консультанта», «руководителя»).
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство
образовательного
процесса,
а
его
содержание
отражает
картину
всего
изученного,
приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной,
эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина
личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и
качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость,
сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и
совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и
познает новые возможности своих личностных качеств.
Анализируя различные подходы к определению образовательного события, мы пришли
к выводу, что образовательное событие – это значимое для каждого участника действие,
полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения
новой, уже более высокой, цели.
В соответствии с современной концепцией развития образования, педагогический
коллектив школы работает над созданием развивающей образовательной среды, построенной
на принципах интеграции потенциалов основного и дополнительного образования, а также
проводит специальную работу с детьми по их дальнейшему развитию, расширению базы
познавательных
интересов,
способствует
формированию
жизненных
установок
на
максимальную реализацию своих способностей.
Однако, практика тьюторского сопровождения в школе практически отсутствует
В первом классе у обучающихся высокая мотивация к учению. Они стремятся в школу,
им нравится все предметы, они хотят учиться. В 4 классе доля таких учеников снижается.
Дети задаются вопросом: « А для чего нам то или иной предмет, нужны ли они в школе?». С
целью мотивации к изучению учебных предметов младших школьников
проводятся
предметные недели.
Для повышения мотивации можно организовать в начальной школе образовательное
событие в условиях тьюторского сопровождения.
Предметную недели можно организовать в форме образовательного события в
условиях тьюторского сопровождения. В ходе данного мероприятия, заинтересованные
ребята, объединившись по интересам, по предметным направлениям, под руководством
тьютора готовят презентации своего учебного предмета для одноклассников.
В алгоритм тьюторского сопровождения школьников будет включать в себя несколько
этапов: диагностический, проектировочный, основной этап, заключительный.
1. Диагностический
Задача: выявление познавательного интереса учащегося, формулирование первичного
вопроса.
Методы:
наблюдения,
анкетирование,
«Цветные лепестки»,
«Составление расписания на неделю»
«Цепь моих интересов».
На основе проведенных исследований учащиеся объединяются в группы по схожим
интересам. Например – историки, математики, филологи, литераторы, художники, музыканты
и др.
2. проектировочный
Задача: составление карты ресурсов и плана работы.
На групповых тьюториалах
ребятам
можно предложить ответить на вопросы,
представленные в таблице , которые помогут с планом действия по работе над рекламой
Проблема проекта
Почему?
Цель проекта
Зачем мы это делаем?
Задачи
Зачем мы делаем?
Методы и спообы
Как мы делаем?
Оценка имеющихся и недостающих
ресурсов. План проекта
Что мы уже имеем для выполнения проекта,
а чего не хватает?
Сроки выполнения
Когда мы делаем?
На
основе
схемы
вместе
составляется
ресурсная
карта
каждой из группы
3. основной
На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск
информации и затем
представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Презентация
может быть организована разными способами.
Мы предлагаем на первом этапе презентации работы можно выступить перед другими
группами на классном часе, в ходе которого анализируются результаты работы, что было
трудно, что получилось, вносятся изменения.
На втором этапе в рамках «недели начальных классов» можно провести игру по
станциям для 1-2 классов, где каждая группа тьюторантов представит свою рекламы на одной
из станции. В какой форме, каждая группа выбирает сама.
Правила игры: каждый игрок получает маршрутный лист. Когда прозвенит звонок, мы
отправимся
в
путешествие.
Каким
именно
путем
пойдете,
выбирать
только
вам.
(предлагаются разнообразные маршрутный листы с разной последовательностью станций) На
листе написаны станции, вам необходимо и отправиться навстречу приключениям. Как только
прозвенит второй звонок, вы идете на новую станцию. После каждой станции вам необходимо
на маршрутном листе отметить, понравилось вам приключение или нет., также написать или
нарисовать что нового и интересного вы узнали.
4. аналитический
Задача
последнего
этапа,
аналитического:
анализ
итогов
образовательной
деятельности, корректировка образовательной цели, определение временных перспектив,
планирование следующего направления работы.
Можно провести групповую и индивидуальную рефлексию деятельности участников
образовательного события. Первая – в ходе проведения образовательного события, а вторая –
индивидуальная после окончания, используя следующие методики:
Анкетирование
«Чемодан, мясорубка, корзина»
"Плюс – минус – интересно".
«Метод пяти пальцев»
Таким образом, в начальной школе педагог-тьютор создает условия и предлагает способы
для выполнения и осознания учеником младших классов своего познавательного интереса,
образовательного запроса и действия.
Образовательное событие способствует развитию учебной мотивации, познавательных
интересов, культуры выбора, коммуникативных и творческих компетенций ученика
начальной школы