Напоминание

"Разговорчивые ладошки"


Автор: Трушина Галина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 130 г.Пензы "Росток"
Населённый пункт: Пензенская область, г.Пенза
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная программа
Тема: "Разговорчивые ладошки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пояснительная записка.

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой

моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе

ДОУ. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как

внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение,

наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики

важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных,

координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать

и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.

Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук

ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала

одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М.

Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры

и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные

движения пальчиками и ладонями.

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства.

Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки,

связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в

игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или

пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания:

застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т.д.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж,

пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельности (лепкой, рисованием, аппликацией).

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с действующими

нормативно-правовыми документами.:

-Устав МБДОУ детский сад №130 г.Пензы « Росток»

-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

-Положение об оказании платных образовательных услуг

Данная программа «Разговорчивые ладошки», предназначена для работы с детьми раннего

возраста по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Цель:

развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и

разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук,

ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев

рук);

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление,

зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

Воспитывать внимательность к выполнению заданий;

Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим;

Развитие чувства уверенности в себе;

Воспитывать и развивать художественный вкус.

Срок реализации программы: 1 год обучения.

Объем учебного времени: 64 часа.

Формы проведения занятий: игровое упражнение, совместная с воспитателем игра, дидактическая

игра, экспериментирование, занятия в форме НОД, выставка.

Обоснование структуры программы: программа построена из одного модуля с учетом одного

направления.

Методы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Организационно-педагогические условия реализации программы: занятия кружка проходят в

групповой комнате, к реализации программы привлечены родители, к данной программе

разработаны конспекты занятий.

Планируемые ожидания:

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

- манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание,

отщипывание), бумагой;

- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои

действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;

- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.

Предметные:

Теория

Учащийся будет знать упражнения на развитие мелкой моторики и координации пальцев рук,

соответствующие данному возрасту.

Практика

Учащийся будет уметь владеть разными видами ручной умелости,

владеть приемами работы с разными инструментами.

Межпредметные:

Познавательные

Учащийся будет уметь

манипулировать мелкими предметами;

застегивать и расстегивать

пуговицы, застежки, молнии; справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на

тесьму; владеть приемами работы с тестом; согласовывать движения кистей рук со словами

пальчиковых игр, потешек.

Регулятивные

Учащийся будет уметь работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его

инструкции.

Коммуникативные

Учащийся будет уметь устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных

группах.

Личностные

Будут сформированы

способности управлять своим поведением, соблюдать элементарные

общепринятые нормы и правила поведения,

Календарно-тематическое планирование

Наименование программы: «Разговорчивые ладошки»

Год обучения: 2023-2024

Наименование раздела и темы занятия

Количество

часов

Примечание

1.

Игровое упражнение «Золушка»

1

В групповой комнате

2.

Аппликация из салфеток «Рябина»

1

В групповой комнате

3.

Коллективная работа из мочалок.

1

В групповой комнате

4.

Аппликация из пуговиц.

1

В групповой комнате

5.

«Грузим камушки на грузовик»

1

В групповой комнате

6.

«Узоры из пуговиц»

1

В групповой комнате

7.

«Сухой бассейн»

1

В групповой комнате

8.

Д/и «Животные и их детеныши».

1

В групповой комнате

9.

Аппликация «Ёжик»

1

В групповой комнате

10.

Рисование фруктами «Компот»

1

В групповой комнате

11

Рисование «Дерево осенью» (морковкой)

1

В групповой комнате

12

Коллективная работа «Осеннее дерево из салфеток»

1

В групповой комнате

13

Упражнение «Ловкие ручки»

1

В групповой комнате

14

Аппликация «Цветок» (из ватных дисков)

1

В групповой комнате

15

Упражнение «Волшебная ложечка»

1

В групповой комнате

16

Упражнение «Сортировка макарон»

1

В групповой комнате

17

Аппликация «Снеговик» (манка)

1

В групповой комнате

18

Аппликация «Зимнее дерево» (дырокол»)

1

В групповой комнате

19

Аппликация «Снеговик» (ватные диски)

1

В групповой комнате

20

Упражнение «Прищепки на корзинке»

1

В групповой комнате

21

Рисование ладошкой «Дед Мороз»

1

В групповой комнате

22

Рисование ладошками «Ёлка»

1

В групповой комнате

23

Аппликация из соли «Зима»

1

В групповой комнате

24

Упражнение с прищепками «Сосульки»

1

В групповой комнате

25

Аппликация из риса «Заяц»

1

В групповой комнате

26

Аппликация «Заяц» (из полосок бумаги)

1

В групповой комнате

27

Упражнение «Разноцветные алмазы»

1

В групповой комнате

28

Аппликация изтыквенных семечек «Черепашка»

1

В групповой комнате

29

Дидактическая игры «Сухой бассейн» (из фасоли)

1

В групповой комнате

30

Дидактическая игра «Поиск клада» (манка)

1

В групповой комнате

31

Аппликация из ваты «Выпал снег»

1

В групповой комнате

32

Рисование ватными палочками «Снежок»

1

В групповой комнате

33

Аппликация с манкой «Снежинка»

1

В групповой комнате

34

Игровое упражнение с пуговицами

1

В групповой комнате

35

Игровое упражнение с помпонами

1

В групповой комнате

36

Игровое упражнение с палочками от мороженного

1

В групповой комнате

37

Аппликация «Самолет»

1

В групповой комнате

38

Рисование пальчиковыми красками «Салют»

1

В групповой комнате

39

Рисование на манке кисточкой

1

В групповой комнате

40

Салют из кусочков бумаги

1

В групповой комнате

41

Коллективная работа из ладошек «Тюльпаны

1

В групповой комнате

42

Игровое упражнение «Бусы для мамы»

1

В групповой комнате

43

Аппликация «Солнышко» (рваная бумага)

1

В групповой комнате

44

Упражнение «Животные хотят пить»

1

В групповой комнате

45

Аппликация из семечек тыквы

1

В групповой комнате

46

Упражнение «Помогаем маме»

1

В групповой комнате

47

Дидактическая игра «Цветные молнии»

1

В групповой комнате

48

Аппликация «Цыпленок» (пшено)

1

В групповой комнате

49

Аппликация «Дерево весной» (Дырокол)

1

В групповой комнате

50

Игровое упражнение с пуговицами

1

В групповой комнате

51

Игровое упражнение «Веселая пипетка»

1

В групповой комнате

52

Рисование мочалкой «Весеннее дерево»

1

В групповой комнате

53

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1

В групповой комнате

54

Коллективная работа «Солнышко из ладошек»

1

В групповой комнате

55

Игровое упражнение «Павлин» (молнии)

1

В групповой комнате

56

Аппликация «Верба» (из ватных палочек)

1

В групповой комнате

57

Игровое упражнение «Накорми мишку»

1

В групповой комнате

58

Игровое упражнение «Крышечки»

1

В групповой комнате

59

Игровое упражнение «Посадка фасоли»

1

В групповой комнате

60

Дидактическая игра «Веселая гусеница»

1

В групповой комнате

61

Игровое упражнение «Цветная водичка»

1

В групповой комнате

62

Дидактическая игра «Божья коровка» (липучки)

1

В групповой комнате

63

Тестопластика «Гусеница»

1

В групповой комнате

64

Коллективная работа «Одуванчики»

1

В групповой комнате

Календарно-учебный график

Программа рассчитана на 64 часа (2 раза в неделю, с октября по май)

Количество занятий

Виды работ

Место проведения

34

Занятия в форме непрерывной

образовательной деятельности

Групповая комната

23

Занятия в форме игровых упражнений

Групповая комната

7

Занятия в форме дидактической игры

Групповая комната

Содержание изучаемого курса.

ОКТЯБРЬ.

Занятие 1.

Содержание:

1.Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».

2.Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль.

3.Аппликация из пластилина «Рябина».

Занятие 2.

Содержание:

1. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

2. Упражнение с решеткой для раковины «Осенний зоопарк».

3. Аппликация из салфеток «Рябина».

Занятие 3.

Содержание:

1.Массаж «Губка»: губку для мытья посуды сжимаем и разжимаем поочередно правой и левой

рукой.

2.Коллективная работа «Осеннее дерево» (из мочалок).

Занятие 4.

Содержание:

1. Самомассаж гранеными карандашами.

2. Сортируем пуговицы.

3.Аппликация из пуговиц.

Занятие 5.

Содержание:

1. Упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в

комочки.

2. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.

3. «Проехала машина» рисуем на манке, следы от машины.

Занятие 6.

Содержание:

1. Узоры из пуговиц. Выложить дорожку из пуговиц, называя цвет.

2. Пальчиковая игра «Вагончики поехали».

3. Аппликация «Машина» (размазывание пластилином).

Занятие 7.

Содержание:

1. Самомассаж круглой щеткой.

2. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

3. Аппликация «Ёжик» (гречка)

Занятие 8.

Содержание:

1. Д/и «Животные и их детеныши».

2. Самомассаж гранеными карандашами.

3 Аппликация «Ёжик» (иголки из пластилина).

НОЯБРЬ.

Занятие 9.

Содержание:

1. П/и «Игрушки».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой

в комочки.

3. Аппликация «Ёжик» (пряжа).

Занятие 10.

Содержание:

1. Самомассаж косточками фруктов

2. «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик).

3. Рисование фруктами «Компот».

Занятие 11.

Содержание:

1. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем

быстро.

2. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие

крошки.

3. Рисование «Дерево осенью» (штамп-морковка).

Занятие 12.

Содержание:

1.Упражнения с грецким орехом.

2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками

3. Коллективная работа «Осеннее дерево» (из салфеток).

Занятие 13. «День матери».

Содержание:

1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками).

2. Бусы для мамы из макарон.

3. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.

Занятие 14.

Содержание:

1. Пальчиковая гимнастика «Помощники».

2.Аппликация «Цветок» (из ватных дисков).

3."Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги".

Занятие 15.

Содержание:

1. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.

2.Упражнение «Волшебная ложечка».

Занятие 16.

Содержание:

1.Массаж ладоней «Ласковое перышко».

2.Сортировка макарон.

ДЕКАБРЬ.

Занятие 17 «Зима».

Содержание:

1. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

3. Аппликация «Снеговик» (манка).

Занятие 18.

Содержание:

1. Самомассаж мячиками (ежиками).

2.Аппликация «Зимнее дерево» (дырокол).

Занятие 19.

Содержание:

1.Массаж: «Покатай» (еловая шишка):

2.Игра с шишками на тему стишка про мишку.

Дать ребёнку корзинку или ведёрко и пусть собирает рассыпанные по полу шишки.

3.Аппликация «Снеговик» (ватные диски).

Занятие 20.

Содержание:

1.Массаж: «Орешек» (орехи фундук)

2. «Прищепки на корзинке».

3. Аппликация «Пингвин» (ватные шарики).

Занятие 21.

Содержание:

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяных ниток клубочки.

3. «Дед Мороз» (Рисование ладошкой).

Занятие 22.

Содержание:

1. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу.

2. Упражнение с круглой щеткой для волос.

"У сосны, у пихты, елки – колкие иголки».

3. «Ёлка» (рисование ладошками).

Занятие 23.

Содержание:

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2. Аппликация из соли «Зима».

3. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками.

Занятие 24.

Содержание:

1. «Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

2. Самомассаж гранеными карандашами.

3. «Дерево в снегу» (рисование штампом).

ЯНВАРЬ.

Занятие 25.

Содержание:

1. «Снежок» - самомассаж резиновым мячом.

2. Дидактическая игра «Новогодние подарки для зверят».

3. Аппликация из риса «Заяц».

Занятие 26.

Содержание:

1. Массаж маленькими сосновыми шишками: Положить шишку на середину ладони одной руки и

сжимать, и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично:

2. Игра «Белки шутят» - перебрасывание шишек друг другу

3.Аппликация «Заяц» (из полосок бумаги).

Занятие 27.

Содержание:

1.Массаж: «Не боюсь колючек» (массаж пальцев и ладоней зубной щеткой или массажной щеткой

для волос).

2.«Разноцветные алмазы» (сортируем камешки).

2.Рисование ладошками «Снегири».

Занятие 28.

Содержание:

1.Массаж «Дровишки» Раздать детям карандаши и предложить покатать их по столу ладошками.

2. Аппликация из тыквенных семечек «Черепашка».

Занятие 29.

Содержание:

1.Дидактическая игра «Сухой бассейн» из фасоли.

2. Аппликация «Рукавица» (из полосок бумаги).

Занятие 30.

Содержание:

1.Дидактическая игра «Поиск клада» (игры с манкой).

2.Рисование мочалкой «Дерево зимой».

Занятие 31.

Содержание:

1.Массаж «Орехи на подносе».

2. Аппликация из ваты «Выпал снег».

Занятие 32.

Содержание:

1.Пальчиковая игра «Белка».

2.Рисование ватными палочками «Снежок порхает, кружится».

ФЕВРАЛЬ.

Занятие 33.

Содержание:

1. «Снежинка» - игры с прищепками.

2. Аппликация с манкой «Снежинка».

Занятие 34.

Содержание:

1.Игры с пуговицами – сортировка по цвету.

2.Аппликация «Сердечко» (из салфеток).

Занятие 35.

Содержание:

1. Игры с помпонами –сортировка по цвету.

2. Аппликация «Салют» (пряжа).

3. Тактильные мешочки.

Занятие 36.

Содержание:

1. Игры с палочками от мороженного – сортировка.

2. Рисование «Салют» (рулон).

Занятие 37.

Содержание:

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Самолет».

3. Аппликация «Самолет».

Занятие 38.

Содержание:

1. П\г «Месим тесто», «Строим дом».

2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне.

3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками

Занятие 39.

Содержание:

1. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в

другую - большие.

2. Самомассаж гранеными карандашами.

3.Рисование на манке кисточкой.

Занятие 40.

Содержание:

1. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.

2. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

3. Салют из кусочков бумаги.

МАРТ.

Занятие 41.

Содержание:

1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого

круга.

3. Коллективная работа «Тюльпаны» (из ладошек).

Занятие 42.

Содержание:

1. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.

2. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.

3. Аппликация «Мимоза» (пшено).

Занятие 43.

Содержание:

1.Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.

2. Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.

3. Аппликация «Солнышко» (рваная бумага).

Занятие 44.

Содержание:

1. Упражнение «Животные хотят пить» - «мама» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой,

«детенышам» капаем пипеткой.

2. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.

3. Аппликация из круп «Жираф».

Занятие 45.

Содержание:

1. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».

2. Самомассаж гранеными карандашами.

3. Аппликация из семечек тыквы «Корзинка с цветами».

Занятие 46.

Содержание:

1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».

2. Упражнение «Помогаем маме»-развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

3. «Цветок» (из ватных палочек).

Занятие 47.

Содержание:

1. Игра «Что лишнее?» - «Чудесный мешочек».

2. Дидактическая игра «Цветные молнии».

3. «Мимоза» (салфетки).

Занятие 48.

Содержание:

1. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы.

2. Самомассаж мячиками (ежиками).

3.Аппликация «Цыпленок» (пшено).

АПРЕЛЬ.

Занятие 49.

Содержание:

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик».

2. Самомассаж круглой щеткой.

3. Аппликация «Дерево весной» (дырокол).

Занятие 50.

Содержание:

1.Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

2. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный,

синий, зеленый).

3.Рисование «Цыпленок» (открытка).

Занятие 51.

Содержание:

1. Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой.

2. Самомассаж с грецким орехом.

3.Рисование ватными палочками «Первые листочки».

Занятие 52.

Содержание:

1. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул).

2. Самомассаж косточками фруктов.

3.Рисование мочалкой «Дерево весной».

Занятие 53.

Содержание:

1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры).

2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.

3. «Весенние цветы - одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками.

Занятие 54.

Содержание:

1. Пальчиковая игра «Солнышко и тучка».

2. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

3. Коллективная работа «Солнышко из ладошек».

Занятие 55.

Содержание:

1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.

2. «Павлин» (цветные молнии).

3. «Ромашка из ладошек» - рисование ладошками.

Занятие 56.

Содержание:

1. Пальчиковая игра «Букет цветов».

2. Самомассаж мячиками (ежиками)

3.Аппликация «Верба» (из ватных палочек).

МАЙ

Занятие 57.

Содержание:

1. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль из одной емкости в другую.

2. Д/игра «Мишки» (сортировка).

3. Рисование пальчиками «Одуванчик».

Занятие 58.

Содержание:

1. Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль.

2. Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.

3. Самомассаж гранеными карандашами.

Занятие 59.

Содержание:

1. П/игра «Червячки», «Паучок»

2. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена.

3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.

Занятие 60.

Содержание:

1. «Гусеница». (рисование воздушным шариком).

2. Дидактическая игра «Веселая гусеница».

3. Самомассаж косточками фруктов

Занятие 61.

Содержание:

1. Пальчиковая гимнастика «Лето».

2. Упражнение «Цветная водичка» - работа с пипеткой. Смешивание красок.

3. Самомассаж мячиками (ежиками).

Занятие 62.

Содержание:

1. «Божья коровка» (рисование шариком).

2. Дидактическая игра «Божья коровка» (предметы на липучках).

3.Самомассах грецким орехом.

Занятие 63.

Содержание:

1.Самомассаж мячиками.

2.Тестопластика «Гусеница» (с фрутокрышками).

Занятие 64.

Содержание:

1.Тактильные мешочки

2.Коллективная работа «Одуванчики» (из салфеток).

Система контроля и оценивая результатов.

Оценка результативности данной программы осуществляется воспитателем по планируемым

результатам методами наблюдения за детьми и педагогического включения в образовательную

деятельность.

Кроме того, воспитатель собирает портфолио на каждого ребенка с результатами его

продуктивной деятельности.

Список литературы

1.

Горюнова Т. М. Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного

образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера,

2007.

3.

Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М.:

Изд-во: Детство-пресс, 2013.

4.

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое

пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2009.

5.

Тышкевич И.В. Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет / И. В. Тышкевич. – Минск:

«Попурри», 2010.



В раздел образования