Автор: Трушина Галина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 130 г.Пензы "Росток"
Населённый пункт: Пензенская область, г.Пенза
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная программа
Тема: "Разговорчивые ладошки"
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка.
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой
моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе
ДОУ. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как
внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики
важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать
и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.
Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук
ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала
одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М.
Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры
и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные
движения пальчиками и ладонями.
Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства.
Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки,
связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в
игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или
пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания:
застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т.д.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж,
пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельности (лепкой, рисованием, аппликацией).
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с действующими
нормативно-правовыми документами.:
-Устав МБДОУ детский сад №130 г.Пензы « Росток»
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
-Положение об оказании платных образовательных услуг
Данная программа «Разговорчивые ладошки», предназначена для работы с детьми раннего
возраста по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Цель:
развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и
разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук,
ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев
рук);
формирование практических умений и навыков;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
совершенствование движений рук;
развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление,
зрительное и слуховое восприятие, память;
развитие речи детей.
Воспитательные:
Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
Воспитывать внимательность к выполнению заданий;
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим;
Развитие чувства уверенности в себе;
Воспитывать и развивать художественный вкус.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Объем учебного времени: 64 часа.
Формы проведения занятий: игровое упражнение, совместная с воспитателем игра, дидактическая
игра, экспериментирование, занятия в форме НОД, выставка.
Обоснование структуры программы: программа построена из одного модуля с учетом одного
направления.
Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Организационно-педагогические условия реализации программы: занятия кружка проходят в
групповой комнате, к реализации программы привлечены родители, к данной программе
разработаны конспекты занятий.
Планируемые ожидания:
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
- манипулировать мелкими предметами;
- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание,
отщипывание), бумагой;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои
действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
Предметные:
Теория
Учащийся будет знать упражнения на развитие мелкой моторики и координации пальцев рук,
соответствующие данному возрасту.
Практика
Учащийся будет уметь владеть разными видами ручной умелости,
владеть приемами работы с разными инструментами.
Межпредметные:
Познавательные
Учащийся будет уметь
манипулировать мелкими предметами;
застегивать и расстегивать
пуговицы, застежки, молнии; справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на
тесьму; владеть приемами работы с тестом; согласовывать движения кистей рук со словами
пальчиковых игр, потешек.
Регулятивные
Учащийся будет уметь работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции.
Коммуникативные
Учащийся будет уметь устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных
группах.
Личностные
Будут сформированы
способности управлять своим поведением, соблюдать элементарные
общепринятые нормы и правила поведения,
Календарно-тематическое планирование
Наименование программы: «Разговорчивые ладошки»
Год обучения: 2023-2024
№
Наименование раздела и темы занятия
Количество
часов
Примечание
1.
Игровое упражнение «Золушка»
1
В групповой комнате
2.
Аппликация из салфеток «Рябина»
1
В групповой комнате
3.
Коллективная работа из мочалок.
1
В групповой комнате
4.
Аппликация из пуговиц.
1
В групповой комнате
5.
«Грузим камушки на грузовик»
1
В групповой комнате
6.
«Узоры из пуговиц»
1
В групповой комнате
7.
«Сухой бассейн»
1
В групповой комнате
8.
Д/и «Животные и их детеныши».
1
В групповой комнате
9.
Аппликация «Ёжик»
1
В групповой комнате
10.
Рисование фруктами «Компот»
1
В групповой комнате
11
Рисование «Дерево осенью» (морковкой)
1
В групповой комнате
12
Коллективная работа «Осеннее дерево из салфеток»
1
В групповой комнате
13
Упражнение «Ловкие ручки»
1
В групповой комнате
14
Аппликация «Цветок» (из ватных дисков)
1
В групповой комнате
15
Упражнение «Волшебная ложечка»
1
В групповой комнате
16
Упражнение «Сортировка макарон»
1
В групповой комнате
17
Аппликация «Снеговик» (манка)
1
В групповой комнате
18
Аппликация «Зимнее дерево» (дырокол»)
1
В групповой комнате
19
Аппликация «Снеговик» (ватные диски)
1
В групповой комнате
20
Упражнение «Прищепки на корзинке»
1
В групповой комнате
21
Рисование ладошкой «Дед Мороз»
1
В групповой комнате
22
Рисование ладошками «Ёлка»
1
В групповой комнате
23
Аппликация из соли «Зима»
1
В групповой комнате
24
Упражнение с прищепками «Сосульки»
1
В групповой комнате
25
Аппликация из риса «Заяц»
1
В групповой комнате
26
Аппликация «Заяц» (из полосок бумаги)
1
В групповой комнате
27
Упражнение «Разноцветные алмазы»
1
В групповой комнате
28
Аппликация изтыквенных семечек «Черепашка»
1
В групповой комнате
29
Дидактическая игры «Сухой бассейн» (из фасоли)
1
В групповой комнате
30
Дидактическая игра «Поиск клада» (манка)
1
В групповой комнате
31
Аппликация из ваты «Выпал снег»
1
В групповой комнате
32
Рисование ватными палочками «Снежок»
1
В групповой комнате
33
Аппликация с манкой «Снежинка»
1
В групповой комнате
34
Игровое упражнение с пуговицами
1
В групповой комнате
35
Игровое упражнение с помпонами
1
В групповой комнате
36
Игровое упражнение с палочками от мороженного
1
В групповой комнате
37
Аппликация «Самолет»
1
В групповой комнате
38
Рисование пальчиковыми красками «Салют»
1
В групповой комнате
39
Рисование на манке кисточкой
1
В групповой комнате
40
Салют из кусочков бумаги
1
В групповой комнате
41
Коллективная работа из ладошек «Тюльпаны
1
В групповой комнате
42
Игровое упражнение «Бусы для мамы»
1
В групповой комнате
43
Аппликация «Солнышко» (рваная бумага)
1
В групповой комнате
44
Упражнение «Животные хотят пить»
1
В групповой комнате
45
Аппликация из семечек тыквы
1
В групповой комнате
46
Упражнение «Помогаем маме»
1
В групповой комнате
47
Дидактическая игра «Цветные молнии»
1
В групповой комнате
48
Аппликация «Цыпленок» (пшено)
1
В групповой комнате
49
Аппликация «Дерево весной» (Дырокол)
1
В групповой комнате
50
Игровое упражнение с пуговицами
1
В групповой комнате
51
Игровое упражнение «Веселая пипетка»
1
В групповой комнате
52
Рисование мочалкой «Весеннее дерево»
1
В групповой комнате
53
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
1
В групповой комнате
54
Коллективная работа «Солнышко из ладошек»
1
В групповой комнате
55
Игровое упражнение «Павлин» (молнии)
1
В групповой комнате
56
Аппликация «Верба» (из ватных палочек)
1
В групповой комнате
57
Игровое упражнение «Накорми мишку»
1
В групповой комнате
58
Игровое упражнение «Крышечки»
1
В групповой комнате
59
Игровое упражнение «Посадка фасоли»
1
В групповой комнате
60
Дидактическая игра «Веселая гусеница»
1
В групповой комнате
61
Игровое упражнение «Цветная водичка»
1
В групповой комнате
62
Дидактическая игра «Божья коровка» (липучки)
1
В групповой комнате
63
Тестопластика «Гусеница»
1
В групповой комнате
64
Коллективная работа «Одуванчики»
1
В групповой комнате
Календарно-учебный график
Программа рассчитана на 64 часа (2 раза в неделю, с октября по май)
Количество занятий
Виды работ
Место проведения
34
Занятия в форме непрерывной
образовательной деятельности
Групповая комната
23
Занятия в форме игровых упражнений
Групповая комната
7
Занятия в форме дидактической игры
Групповая комната
Содержание изучаемого курса.
ОКТЯБРЬ.
Занятие 1.
Содержание:
1.Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».
2.Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль.
3.Аппликация из пластилина «Рябина».
Занятие 2.
Содержание:
1. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.
2. Упражнение с решеткой для раковины «Осенний зоопарк».
3. Аппликация из салфеток «Рябина».
Занятие 3.
Содержание:
1.Массаж «Губка»: губку для мытья посуды сжимаем и разжимаем поочередно правой и левой
рукой.
2.Коллективная работа «Осеннее дерево» (из мочалок).
Занятие 4.
Содержание:
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. Сортируем пуговицы.
3.Аппликация из пуговиц.
Занятие 5.
Содержание:
1. Упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в
комочки.
2. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.
3. «Проехала машина» рисуем на манке, следы от машины.
Занятие 6.
Содержание:
1. Узоры из пуговиц. Выложить дорожку из пуговиц, называя цвет.
2. Пальчиковая игра «Вагончики поехали».
3. Аппликация «Машина» (размазывание пластилином).
Занятие 7.
Содержание:
1. Самомассаж круглой щеткой.
2. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.
3. Аппликация «Ёжик» (гречка)
Занятие 8.
Содержание:
1. Д/и «Животные и их детеныши».
2. Самомассаж гранеными карандашами.
3 Аппликация «Ёжик» (иголки из пластилина).
НОЯБРЬ.
Занятие 9.
Содержание:
1. П/и «Игрушки».
2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой
в комочки.
3. Аппликация «Ёжик» (пряжа).
Занятие 10.
Содержание:
1. Самомассаж косточками фруктов
2. «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик).
3. Рисование фруктами «Компот».
Занятие 11.
Содержание:
1. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем
быстро.
2. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие
крошки.
3. Рисование «Дерево осенью» (штамп-морковка).
Занятие 12.
Содержание:
1.Упражнения с грецким орехом.
2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками
3. Коллективная работа «Осеннее дерево» (из салфеток).
Занятие 13. «День матери».
Содержание:
1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками).
2. Бусы для мамы из макарон.
3. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.
Занятие 14.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Помощники».
2.Аппликация «Цветок» (из ватных дисков).
3."Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги".
Занятие 15.
Содержание:
1. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.
2.Упражнение «Волшебная ложечка».
Занятие 16.
Содержание:
1.Массаж ладоней «Ласковое перышко».
2.Сортировка макарон.
ДЕКАБРЬ.
Занятие 17 «Зима».
Содержание:
1. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.
2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.
3. Аппликация «Снеговик» (манка).
Занятие 18.
Содержание:
1. Самомассаж мячиками (ежиками).
2.Аппликация «Зимнее дерево» (дырокол).
Занятие 19.
Содержание:
1.Массаж: «Покатай» (еловая шишка):
2.Игра с шишками на тему стишка про мишку.
Дать ребёнку корзинку или ведёрко и пусть собирает рассыпанные по полу шишки.
3.Аппликация «Снеговик» (ватные диски).
Занятие 20.
Содержание:
1.Массаж: «Орешек» (орехи фундук)
2. «Прищепки на корзинке».
3. Аппликация «Пингвин» (ватные шарики).
Занятие 21.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».
2. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяных ниток клубочки.
3. «Дед Мороз» (Рисование ладошкой).
Занятие 22.
Содержание:
1. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу.
2. Упражнение с круглой щеткой для волос.
"У сосны, у пихты, елки – колкие иголки».
3. «Ёлка» (рисование ладошками).
Занятие 23.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».
2. Аппликация из соли «Зима».
3. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками.
Занятие 24.
Содержание:
1. «Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».
2. Самомассаж гранеными карандашами.
3. «Дерево в снегу» (рисование штампом).
ЯНВАРЬ.
Занятие 25.
Содержание:
1. «Снежок» - самомассаж резиновым мячом.
2. Дидактическая игра «Новогодние подарки для зверят».
3. Аппликация из риса «Заяц».
Занятие 26.
Содержание:
1. Массаж маленькими сосновыми шишками: Положить шишку на середину ладони одной руки и
сжимать, и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично:
2. Игра «Белки шутят» - перебрасывание шишек друг другу
3.Аппликация «Заяц» (из полосок бумаги).
Занятие 27.
Содержание:
1.Массаж: «Не боюсь колючек» (массаж пальцев и ладоней зубной щеткой или массажной щеткой
для волос).
2.«Разноцветные алмазы» (сортируем камешки).
2.Рисование ладошками «Снегири».
Занятие 28.
Содержание:
1.Массаж «Дровишки» Раздать детям карандаши и предложить покатать их по столу ладошками.
2. Аппликация из тыквенных семечек «Черепашка».
Занятие 29.
Содержание:
1.Дидактическая игра «Сухой бассейн» из фасоли.
2. Аппликация «Рукавица» (из полосок бумаги).
Занятие 30.
Содержание:
1.Дидактическая игра «Поиск клада» (игры с манкой).
2.Рисование мочалкой «Дерево зимой».
Занятие 31.
Содержание:
1.Массаж «Орехи на подносе».
2. Аппликация из ваты «Выпал снег».
Занятие 32.
Содержание:
1.Пальчиковая игра «Белка».
2.Рисование ватными палочками «Снежок порхает, кружится».
ФЕВРАЛЬ.
Занятие 33.
Содержание:
1. «Снежинка» - игры с прищепками.
2. Аппликация с манкой «Снежинка».
Занятие 34.
Содержание:
1.Игры с пуговицами – сортировка по цвету.
2.Аппликация «Сердечко» (из салфеток).
Занятие 35.
Содержание:
1. Игры с помпонами –сортировка по цвету.
2. Аппликация «Салют» (пряжа).
3. Тактильные мешочки.
Занятие 36.
Содержание:
1. Игры с палочками от мороженного – сортировка.
2. Рисование «Салют» (рулон).
Занятие 37.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».
2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Самолет».
3. Аппликация «Самолет».
Занятие 38.
Содержание:
1. П\г «Месим тесто», «Строим дом».
2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне.
3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками
Занятие 39.
Содержание:
1. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в
другую - большие.
2. Самомассаж гранеными карандашами.
3.Рисование на манке кисточкой.
Занятие 40.
Содержание:
1. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.
2. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.
3. Салют из кусочков бумаги.
МАРТ.
Занятие 41.
Содержание:
1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.
2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого
круга.
3. Коллективная работа «Тюльпаны» (из ладошек).
Занятие 42.
Содержание:
1. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.
2. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.
3. Аппликация «Мимоза» (пшено).
Занятие 43.
Содержание:
1.Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.
2. Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.
3. Аппликация «Солнышко» (рваная бумага).
Занятие 44.
Содержание:
1. Упражнение «Животные хотят пить» - «мама» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой,
«детенышам» капаем пипеткой.
2. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.
3. Аппликация из круп «Жираф».
Занятие 45.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».
2. Самомассаж гранеными карандашами.
3. Аппликация из семечек тыквы «Корзинка с цветами».
Занятие 46.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».
2. Упражнение «Помогаем маме»-развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.
3. «Цветок» (из ватных палочек).
Занятие 47.
Содержание:
1. Игра «Что лишнее?» - «Чудесный мешочек».
2. Дидактическая игра «Цветные молнии».
3. «Мимоза» (салфетки).
Занятие 48.
Содержание:
1. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы.
2. Самомассаж мячиками (ежиками).
3.Аппликация «Цыпленок» (пшено).
АПРЕЛЬ.
Занятие 49.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик».
2. Самомассаж круглой щеткой.
3. Аппликация «Дерево весной» (дырокол).
Занятие 50.
Содержание:
1.Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.
2. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный,
синий, зеленый).
3.Рисование «Цыпленок» (открытка).
Занятие 51.
Содержание:
1. Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой.
2. Самомассаж с грецким орехом.
3.Рисование ватными палочками «Первые листочки».
Занятие 52.
Содержание:
1. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул).
2. Самомассаж косточками фруктов.
3.Рисование мочалкой «Дерево весной».
Занятие 53.
Содержание:
1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры).
2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.
3. «Весенние цветы - одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками.
Занятие 54.
Содержание:
1. Пальчиковая игра «Солнышко и тучка».
2. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.
3. Коллективная работа «Солнышко из ладошек».
Занятие 55.
Содержание:
1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.
2. «Павлин» (цветные молнии).
3. «Ромашка из ладошек» - рисование ладошками.
Занятие 56.
Содержание:
1. Пальчиковая игра «Букет цветов».
2. Самомассаж мячиками (ежиками)
3.Аппликация «Верба» (из ватных палочек).
МАЙ
Занятие 57.
Содержание:
1. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль из одной емкости в другую.
2. Д/игра «Мишки» (сортировка).
3. Рисование пальчиками «Одуванчик».
Занятие 58.
Содержание:
1. Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль.
2. Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.
3. Самомассаж гранеными карандашами.
Занятие 59.
Содержание:
1. П/игра «Червячки», «Паучок»
2. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена.
3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.
Занятие 60.
Содержание:
1. «Гусеница». (рисование воздушным шариком).
2. Дидактическая игра «Веселая гусеница».
3. Самомассаж косточками фруктов
Занятие 61.
Содержание:
1. Пальчиковая гимнастика «Лето».
2. Упражнение «Цветная водичка» - работа с пипеткой. Смешивание красок.
3. Самомассаж мячиками (ежиками).
Занятие 62.
Содержание:
1. «Божья коровка» (рисование шариком).
2. Дидактическая игра «Божья коровка» (предметы на липучках).
3.Самомассах грецким орехом.
Занятие 63.
Содержание:
1.Самомассаж мячиками.
2.Тестопластика «Гусеница» (с фрутокрышками).
Занятие 64.
Содержание:
1.Тактильные мешочки
2.Коллективная работа «Одуванчики» (из салфеток).
Система контроля и оценивая результатов.
Оценка результативности данной программы осуществляется воспитателем по планируемым
результатам методами наблюдения за детьми и педагогического включения в образовательную
деятельность.
Кроме того, воспитатель собирает портфолио на каждого ребенка с результатами его
продуктивной деятельности.
Список литературы
1.
Горюнова Т. М. Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного
образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера,
2007.
3.
Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М.:
Изд-во: Детство-пресс, 2013.
4.
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое
пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2009.
5.
Тышкевич И.В. Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет / И. В. Тышкевич. – Минск:
«Попурри», 2010.