Автор: Новикова Мария Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №8 "Аленушка"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Верхневилюйский район, с. Верхневилюйск
Наименование материала: Статья
Тема: "Интеллект - карты: как способ активизации познавательной активности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития
ребенка - детский сад № 8 «Аленушка» МР Верхневилюйский улус (район)
Новикова Мария Викторовна, воспитатель
«Интеллект - карты: как способ активизации познавательной
активности детей дошкольного возраста»
Центр «Интеллект» разработан предполагая, что применение данного метода в
коррекционной работе будет способствовать положительной динамике речевого развития
детей моей группы. Потому что, особенности в развитии детей с нарушениями речи
требуют от педагога специально организованной работы по коррекции и развитию всех
компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности. И остановилась
на одном из эффективных методов как интеллектуальные карты. Интеллект-карта,
ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mindmap) — метод
может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации,
отражающее системные связи между целым и его частями. Автором методики в её
современном виде и самого термина mindmap считается британский психолог Тони
Бьюзен, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако
корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры:
греческий философ-неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную
схему в комментарии к «Категориям» Аристотеля.
Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от
которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно
структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана,
т.е. может облегчить, систематизировать, направить процессы усвоения детьми знаний. И
в конечном итоге развивать как творческие, так и речевые способности.
Актуальность проекта.
Сейчас время информационных технологий, заставляет все больше задумываться о том и
как помочь детям охватить поток информации, который обрушивается на них, увидеть
взаимосвязь
событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и
следствие. Но мы не стоим на месте, а движемся вперед в поисках новых средств, для
развития ребенка. Я представляю вам тему моего проекта «Интеллект карта».
– это уникальный и простой метод запоминания информации.
Цель которого, развитие познавательных процессов путем внедрения метода интеллект –
карты в образовательный процесс с детьми.
Задачи:
1.
Изучить
теоретические
основы
по
составлению
и
использованию
интеллектуальных карт.
2.
Разработать интеллект карту для вариативного применения на практике в
совместной деятельности с детьми и родителями.
3.
Анализ эффективности использования метода интеллект-карт в речевом развитии
детей.
Ожидаемый результат проекта:
- развитие познавательных способностей детей, коммуникативных свойств;
- развитие интеллектуальных способностей;
- формирование логических действий: умение анализировать, синтезировать, обобщать;
- устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить
логические
цепочки
рассуждений,
доказывать,
выдвигать
гипотезы
и
прогнозировать;
Полученные результаты:
1.
Для успешной интеграции детей со взрослыми и сверстниками созданы следующие
условия:
1.1.
Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение;
1.2.
Создание развивающей среды;
1.3.
Взаимодействие
специалистов
различных
ведомств
(с
социальными
партнерами);
1.4.
Публикация статей и методических пособий по работе.
На сегодняшний день можно выделить следующие положительные моменты:
-
улучшение
психоэмоционального
фона
и
успешная
адаптация,
развитие
коммуникативных, творческих и лидерских навыков.
- полученные результаты работы показывают, что технология интеллект карт является
эффективным, так как в ходе работы предусматривается опора на наглядность, творческих
способностей, грамматического строя формирует предпосылки учебной деятельности. В
результате использования интеллект карт ребенок учится не только усваивать информацию,
но и оперативно с ней работать.
Практический опыт
Известно, что примерно до десяти лет у детей доминирует преимущественно правое
полушарие, поэтому большинство дошкольников относится не к мыслительному, а к
художественному типу. Именно поэтому применение метода интеллектуальных карт
особенно эффективно в процессе обучения дошкольников. В условиях реализации ФОП ДО
методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных
областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:
1.
развивать психические функции (внимание, память, мышление);
2.
стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать
связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в
речевом развитии ребенка;
3.
развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
4.
развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
5.
формировать
элементы
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных действий;
6.
развивать воображение и творческую активность;
7.
формировать преемственность между детским садом и школой;
8.
развивать мелкую моторику рук;
9.
формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни; -
развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
10. способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Свойства интеллект-карты:
наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов,
объектов, рисунков и порядка действий с ними);
привлекательность
(хорошая
интеллектуальная
карта
имеет
свою
эстетику,
еѐ
рассматривать не только интересно, но и приятно («Настраивайтесь на создание красивых
карт» - Т. Бьюзен);
запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета
интеллект-карта легко запоминается) своевременность (интеллект-карта помогает выявить
недостаток информации);
творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути
решения задачи);
возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить
картину в целом, запомнить еще лучше информацию, дополнить еѐ новыми идеями).
Как мы составляем интеллект-карту, используя различные графические средства
(рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Методика составления карты:
1)
Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение
наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места
под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2)
В центре иллюстрируется (пишется) и обводится главная идея (цель, предмет, название
новой темы).
3)
Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая
из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
4)
Каждое ответвление обозначается картинкой либо ключевым словом или фразой.
5)
Ветви
детализируются,
добавляются
символы,
иллюстрации.
Карта
может
детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
6)
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в
соответствии с важностью данного ключевого слова.
7)
Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями,
которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок,
вырезанных из журналов, газет, собственными символами.
8)
Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Создали интеллектуальные карты для вариативного применения на практике в совместной
деятельности
с
детьми
на
индивидуальных
и
групповых
занятиях,
разработали
интеллектуальные
карты.
Вариативность
использования
интеллектуальных
карт
определялась в зависимости от:
поставленных задач;
индивидуальных способностей детей;
типа занятия;
формы организации детей.
В составлении интеллектуальной карты могут участвовать и педагог, и родитель (он может
составить интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-
беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ) в совместном
взаимодействии с детьми (как иллюстрирование рассматриваемой в занятии темы, как
закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности). Во всех
случаях ребенок является активным участником процесса осмысления и создания
интеллект-карт. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше
готового материала.
В своей педагогической практике я использую метод интеллект-карт:
при формировании фонематических умений (понятие «звук», характеристика звука,
позиция в слове, автоматизация).
Например: Интеллект-карта по изученной теме «Фрукты»
1.
Лист расположен в горизонтальном направлении.
2.
В центре выделена тема « Фрукты».
3.
От центра расходятся цветные ветви.
4.
Подбираются картинки, которые относятся к фруктам.
5.
От каждого фрукта также отводятся ветви такого же цвета, что и первая ветвь.
6.
Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки
к каждому фрукту.
7.
Дети составляют предложения.
по предложенным картинкам дети составляют рассказ.
при работе по развитию лексики (расширение объема и активизация словаря, уточнение
значений слов, организация семантических полей) (Приложение);
при
формировании
грамматических
категорий
(составление
карт
по
изученному
грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания)
(Приложение).
при работе по развитию связной речи (мыслительная карта может выступать в качестве
вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста);
как представление результатов проектной деятельности.
Большое внимание уделяю мотивации ребенка, т.е. желании высказаться, поделиться
своими мыслями, так как это способствует развитию связной речи у детей с речевыми
нарушениями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у
ребенка словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора
должны выступать в единстве, и задача педагога – чувствовать речевую готовность к
устному высказыванию у каждого ребенка. Если у ребенка есть словарь, но нет образа в
голове, мыслей, о чем и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать,
стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию.
Если у ребенка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть
руку, желая высказаться, но сделать это самостоятельно так и не сможет и будет ждать
помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт
у детей объединяет эти три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы,
помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженный в каждой ветви
дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно.
В результате обозначился следующий порядок работы по развитию связной речи с
применением интеллектуальных карт:
1.
Выделение основных ключевых понятий по теме.
2.
Называние картинок, изображенных на карте.
3.
Составление предложений по каждой ветке.
4.
Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
Наглядность при данном виде работы представлена максимально: в виде предметов,
объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте. План
рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выстроенных на
каждой ветке. Таким образом, наглядность и план высказывания, а также образец рассказа,
данный педагогом, обеспечивают составление рассказа детьми.
Для развития связной речи метод интеллект-карт можно использовать в разных вариантах,
в зависимости от сложности работы с интеллект-картами и уровня развития детей.
1 вариант – дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, составленной
педагогом. Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы
по
тексту,
дети
с
помощью
интеллект-карты
отвечают
на
вопросы
полными
предложениями. Повторное чтение рассказа. Пересказ (Приложение.).
2
вариант - дети с помощью педагога составляют интеллект-карту по заданному рассказу и
пересказывают его. Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берем
большой чистый лист, расположенный горизонтально и в центре обозначается заголовок
текста в виде напечатанного слова или картинки. Затем рассказ разбирается по частям и
моделируется
с
помощью
графических
изображений,
схем,
рисунков,
картинок
(подготовленных заранее). Рассказ моделируется полностью, и дети самостоятельно
воспроизводят рассказ по интеллектуальной карте.
3
вариант - дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с
элементами сочинения, а затем пересказывают его. Интеллектуальная карта может стать
продуктом проектной деятельности. Совместно мы проводим познавательно-творческие
проекты на разные темы (Приложение). Алгоритм еѐ создания: 1) Обозначение темы. 2)
«Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций, картинок по данной теме. 3) Детализация
каждой ветви. Созданная карта может отразить не только полученные детьми знания по
данной теме, но и выявить недостаток информации. Данное свойство карты (выявление
недостатка
информации)
помогает
скорректировать
дальнейшую
работу
в
этом
направлении. Интеллектуальная карта может стать не только продуктом проекта, но и его
планом. Таким образом, определяются целевые направления создания интеллектуальных
карт: сбор информации о предмете или объекте (Приложение), закрепление и обобщение
информации (Приложение). Развитие связной речи (интеллект-карту можно использовать
как наглядную опору для пересказа и составления рассказа).
Определение эффективности использования метода интеллект-карт детей старшего
дошкольного возраста. С целью оценки эффективности применения интеллектуальных
карт была разработана экспресс-диагностика, для проведения которой я использовала метод
эксперимента. Сравнительная диагностика уровня развития речи детей проводилась по
отдельным параметрам без использования и с использованием интеллект-карт.
По результатам экспресс-диагностики выявили показатели в баллах: (участвовали 12 детей
старшей группы)
Без применения интеллект-карт
С применением интеллект-карт
усвоение
и
обобщение
материала по
теме
(составление
предложений
и
установление
причинно-
следственных
связей
составление
описательного
рассказа
пересказ
текста
усвоение
и
обобщение
материала по
теме
(составление
предложений
и
установление
причинно-
следственных
связей
составление
описательного
рассказа
пересказ
текста
25% высокие
25%
25%
66%
75%
66%
58% средние
58%
75%%
33%
25%
33%
17% низкие
17%
1%
0
1%
Результаты экспресс-диагностики показали, что применение интеллект-карт помогают
детям
активизировать
их
речевые
возможности,
способствуют
структурировании
информации, более быстрому ее усвоению, а затем и воспроизведению. Данная работа
подтвердила мое предположение, что использование интеллектуальных карт способствует
положительной динамике речевого развития детей. Применение метода интеллект-карт
позволяет развивать не только речевые способности детей, но и различные процессы
мышления.
В заключение можно сделать вывод: применение интеллектуальных карт в процессе
обучения на занятиях в целом способствует не только речевому развитию, но и
интеллектуальному развитию ребенка. Методика действительно оказывается очень
эффективной
для
детей
с
нарушениями
речи,
так
как
на
всех
этапах
работы
предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию
словаря, грамматического строя речи и планирующей функции речи. В результате
применения интеллектуальных карт ребенок развивается: он не только учится усваивать
информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики
позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.
Продолжая
работу
по
этой
теме,
планирую
расширить
диапазон
применения
интеллектуальных карт, уделить больше внимания использованию интеллект-карт в
исследовательской деятельности детей.