Автор: Ишмухаметова Гульфия Рустамовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа имени А.Т.Гараева"
Населённый пункт: Республика Татарстан г.Елабуга
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Развитие внимания и памяти на уроках фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2 им.А.Т.Гараева»
Елабужского муниципального района
Методическое сообщение
Развитие внимания и муз
ы
ка
л
ьной па
м
яти
на уроках
ф
ортепиано
Преподаватель высшей кв.категории
Ишмухаметова Г.Р.
Большое
значение
для
развития
учащихся
пианистов
имеет
музыкальная
память.
Ученик,
развивающий
хорошую
память,
быстрее
разучивает
произведения
и
накапливает
музыкальные
впечатления
–
это
даёт
ему
возможность
продуктивнее
продвигаться
вперед.
Хорошая
память
помогает
ему
уверенно
чувствовать
себя
на
сцене
и
ярче
проявить
себя
во
время
публичного
исполнения
произведения.
Многие
учащиеся
учат
музыкальные
произведения
путём
многократных,
однообразных
повторений.
В
ходе
которых,
музыкальный
материал
постепенно
заучивается
наизусть,
работает
«память
пальцев».
Это
потому,
что
нагрузка
при
подобных
методах
работы
за
инструментом
ложится
на
двигательно-моторную
память
учащихся;
само
подобное
запоминание,
основой
которого
служат
механические
повторения
и
двигательно-
ассоциативные
связи,
принимает
во
многом
непрочный,
неосознанный
характер.
Часто
выученное
произведение
наизусть
лишено
осмысленности.
Многие
учащиеся
запоминают
музыку
и
играют
её
не
понимая
смысла.
Самое
главное
в
процессе
запоминания
–
это
способы
усвоения
изучаемого
материала.
Это
касается
и
запоминания
музыкального
материала.
Осмысленность
процесса
выучивания
наизусть
–
один
из
главных
факторов
его
успешности.
Поэтому
умение
быстро
и
правильно
осмыслить
материал
оказывает
огромное
положительное
влияние
на
эффективность
запоминания.
Успешное
усвоение
музыкального
произведения
возможно
лишь
с
помощью
его
разумного
эмоционального
и
логического
понимания.
Нейгауз
отличал
эмоциональную
основу
восприятия
и
воспроизведения
музыки,
в
то
же
время,
подчеркивая
важность
тщательного
анализа
музыкального
произведения
при
изучении
его
в
фортепианном
классе,
когда
преподаватель
«должен
довести
до
ученика
не
только
так
называемое
«содержание»
произведения,
но
дать
ему
подробнейший
анализ
формы,
структуры
в
целом
и
в
деталях,
гармонии,
мелодии,
полифонии,
фортепианной
фактуры».
Понимание
музыкального
произведения
подразумевает
познание
образно-
эмоционального
содержания
музыки
через
осмысление
структуры,
логики
тонального
плана,
гармонии,
голосоведения,
полифонических
особенностей,
фактуры
изучаемого
сочинения,
т.
е.
всего
комплекса
художественно-
выразительных
и
технических
средств,
используемых
композитором.
При
этом
понимание
строения
произведения
включает
в
себе
не
только
анализ
его
структуры,
но
и
выявление
роли
каждого
элемента
формы
для
раскрытия
идей,
образов
и
эмоций,
заложенных
композитором.
Поэтому
в
первую
очередь
у
обучающихся
музыке
необходимо
развивать
эмоциональность
и
интеллект.
Повторения
–
важный
и
необходимый
этап
успешного
усвоения
фортепианного
произведения,
но
продуктивными
они
могут
быть
тогда,
когда
учащийся
умеет
рационально
их
организовать.
Наиболее
эффективно
протекают
такие
повторения,
в
основе
которых
лежит
осмысленная
деятельность
ученика.
Каждое
повторение
музыкального
отрывка
обязательно
должно
быть
сознательным,
преследовать
определённую
цель,
сопровождаться
решением
какой-либо
новой
задачи,
поставленной
учащимся
самому
себе.
Нейгауз
говорил,
что
«повторять
пьесу
–
значит
вновь
работать
над
ней».
Неправильная
организация
процесса
повторений
при
выучивании
наизусть
приводит
к
тому,
что
учащиеся
зачастую
не
успевают
выучить
достаточно
произведений
и
имеют
довольно
ограниченный
репертуар,
что
мешает
их
продвижению.
По
мнению
некоторых
педагогов
такое
состояние
происходит
из-за
существующей
установки
на
непроизвольное
запоминание
изучаемых
пьес.
Часто
само
отсутствие
осознанной
установки
на
запоминание
приводит
к
тому,
что
процесс
выучивания
музыкального
произведения
на
память
протекает
совершенно
неуправляемо,
неоправданно
долго
и
неосмысленно.
Но
причина
не
только
в
непроизвольном
запоминании.
Осмысленное
непроизвольное
запоминание
играет
положительную
роль.
Всё
дело
в
том,
является
ли
оно
осмысленным
или
механическим.
При
обучении
игре
на
фортепиано
продуктивность
запоминания
во
многом
зависит
от
способов
работы
над
музыкальным
материалом,
а
не
только
от
того,
как
произвольно
или
непроизвольно
осуществляется
выучивание
наизусть.
Решающим
фактором
эффективности
запоминания
является
осмысленность
или
неосмысленность.
Поэтому
особое
внимание
должно
быть
уделено
становлению
и
развитию
логической
памяти,
которая
поможет
осмысленному
запоминанию
музыкального
материала
и
обеспечит
прочное
и
сознательное
его
усвоение
на
основе
полного
понимания.
При
работе
над
развитием
логической
памяти
у
учащихся
важно
использовать
следующие
приемы:
-
смысловая
группировка
изучаемой
пьесы,
т.
е.
разделение
её
на
части,
каждая
из
которых
представляет
собой
определённый
смысловой,
логически
завершённый
элемент
музыкального
материала;
-
смысловое
соотношение
частей,
эпизодов
музыкального
произведения:
сравнение,
сопоставление
элементов
фактуры,
голосоведения,
мелодии
и
аккомпанемента;
осмысление
характерных
особенностей
полифонии,
тонального
плана,
гармонического
языка.
Осмысленный
анализ
произведения
возможен,
если
используются
знания
гармонии,
полифонии,
музыкального
формообразования
и
т.
д.
Сознательное
освоение
логических
приёмов
не
только
благотворно
влияет
на
развитие
музыкальной
памяти
учащихся,
но
и
оказывает
существенное
воздействие
на
активное
формирование
их
музыкального
мышления.
Учащиеся
младших
классов
запоминают,
в
основном,
непроизвольно.
Это
потому,
что
детям
в
этом
возрасте
трудно
сочетать
познавательные
и
мнемические
(действия,
направленные
на
запоминание
музыки)
задачи,
т.
к.
познавательные
задачи,
стоящие
перед
начинающими
обучение
музыке
настолько
многообразны,
что
их
решение
полностью
занимает
всё
внимание,
все
творческие
силы
юных
пианистов.
В
младших
классах
непроизвольное
запоминание
наиболее
эффективно,
т.
к.
умы
учащихся
заняты
осмыслениями
новых
и
сложных
для
них
проблем.
Когда
же
основные
исполнительские
навыки
и
умения
будут
в
достаточной
мере
сформированы
и
автоматизированы,
непроизвольное
запоминание
начинает
уступать
по
продуктивности
произвольному.
У
обучающихся
игре
на
фортепиано
в
старших
классах,
обладающих
известным
музыкальным
опытом
и
знаниями,
произвольное
запоминание
происходит
более
успешно,
чем
непроизвольное.
При
этом
само
намерение
запомнить,
установка
на
запоминание
представляет
собой
один
из
важных
факторов,
благодаря
которому
происходит
произвольное
запоминание
музыкального
материала.
Использование
анализа
музыкального
материала
в
доступных
формах
должно
начинаться
уже
с
первого
года
обучения
игре
на
фортепиано.
Аналитическая
работа
помогает
глубже
раскрыть
содержание
изучаемой
пьесы
и
способствует
большей
осмысленности
и
выразительности
её
исполнения.
При
анализе
пьесы
надо
уметь
сравнивать,
сопоставлять,
выделять
подобное
и
различное
в
отдельных
частях
пьесы.
Уже
перед
учащимися
младших
классов
преподаватель
должен
поставить
задачу
установить,
сколько
раз
в
пределах
одной
части
или
пьесы
повторяется
определенное
предложение,
одинаково
ли
оно
во
всех
случаях
или
в
нём
есть
какие-то
отличия
по
сравнению
с
предыдущим.
С
самого
начала
обучения
учащихся
необходимо
прививать
умение
осмыслить
строение,
форму
изучаемого
произведения,
находить
и
сопоставлять
сходные
элементы
в
различных
его
эпизодах,
определять
характерные
особенности
голосоведения,
мелодии,
аккомпанемента.
Чем
старше
будут
становиться
учащиеся,
чем
больше
возрастает
их
музыкальный
опыт,
тем
более
высоким
будет
уровень
анализа,
который
должен
составлять
фундамент
для
дальнейшего
осмысленного
запоминания
и
усвоения
музыкального
произведения.
Аналитическая
работа
является
началом
практического
овладения
музыкального
материала.
Хорошая
музыкальная
память
подразумевает
быстрое
запоминание
музыкального
произведения,
его
прочное
сохранение
и
максимально
точное
воспроизведение
даже
спустя
длительный
срок
после
выучивания.
При
запоминании
музыкального
произведения
задействованы
различные
виды
памяти:
двигательная,
эмоциональная,
слуховая
и
логическая.
В
зависимости
от
индивидуальных
способностей
каждый
музыкант
будет
опираться
на
более
удобный
для
него
вид
памяти.
В
теории
музыкального
исполнительства
утвердилась
точка
зрения,
согласно
которой
наиболее
надёжной
формой
исполнительской
памяти
является
единство
слуховых
и
моторных
компонентов.
Большое
значение
при
развития
музыкальной
памяти
придаётся
предварительному
анализу
произведения,
при
помощи
которого
происходит
активное
запоминание
материала.
Процесс
ознакомления
и
первичное
заучивание
произведения
осуществляется
на
основе
внимательного
изучения
нотного
текста
и
представления
звучания
при
помощи
внутреннего
слуха.
Мысленное
музыкальное
восприятие
может
проводиться
по
направлениям
выявления
и
определения
в
произведении
следующих
параметров:
главного
настроения;
средств,
с
помощью
которых
оно
выражается;
особенностей
развития
художественного
образа;
основной
идеи;
понимания
позиции
автора
и
своего
собственного
личностного
замысла
в
анализируемом
сочинении.
Первые
проигрывания
произведения
после
мысленного
ознакомления
с
ним
должны
быть
нацелены
на
«схватывание»
общего
художественного
замысла.
Затем
начинается
детальная
работа
над
произведением:
вычленяются
опорные
пункты,
выделяются
трудные
места,
выставляется
удобная
аппликатура,
в
медленном
темпе
осваиваются
непривычные
исполнительские
движения.
Далее
продолжается
осознание
мелодических,
гармонических
и
фактурных
особенностей
произведения,
уясняется
его
тонально-гармонический
план,
в
рамках
которого
осуществляется
развитие
художественного
образа.
Для
того
чтобы
процесс
запоминания
протекал
наиболее
эффективно,
необходимо
включать
в
работу
деятельность
всех
анализаторов
музыканта,
а
именно:
1.
вглядываясь
и
всматриваясь
в
ноты,
можно
зрительно
запомнить
текст
и
потом
во
время
игры
наизусть
представлять
его
мысленно
перед
глазами;
2.
вслушиваясь
в
мелодию,
пропевая
её
отдельно
голосом
без
инструмента,
можно
запомнить
мелодию
на
слух;
3.
выигрываясь
пальцами
в
фактуру
произведения,
можно
запомнить
её
моторно-двигательно;
4.
включая
механизмы
синестезии,
можно
представлять
в
своём
воображении
вкус
и
запах
играемых
фрагментов;
5.
отмечая
во
время
игры
опорные
пункты
произведения,
можно
подключать
логическую
память,
основанную
на
запоминании
логики
гармонического
плана.
Заметим,
что
чем
выше
чувственная,
сенсорная
и
мыслительная
активность
в
процессе
разучивания
музыкального
произведения,
тем
быстрее
оно
выучивается
наизусть.
Заучивая
наизусть,
не
следует
пытаться
запомнить
всё
произведение
сразу
целиком.
Лучше
сначала
попытаться
запоминать
отдельные
небольшие
фрагменты.
Должны
делаться
перерывы
между
напряжённой
мнемонической
работой
и
другими
видами
деятельности,
требующими
большого
умственного
или
физического
напряжения.
После
того,
как
музыкальный
материал
выучен,
необходимо
дать
ему
возможность
просто
«отлежаться».
Когда
произведение
уже
выучено
наизусть,
оно
нуждается
в
регулярных
повторениях
для
закрепления
в
памяти.
Повторение
выученного
материала
оказывается
эффективным
тогда,
когда
оно
включает
в
себя
нечто
новое.
В
каждое
повторение
необходимо
вносить
хоть
какой-то
элемент
новизны
–
либо
в
ощущениях,
либо
в
ассоциациях,
либо
в
технических
приёмах.
Наилучшие
результаты
запоминания
оказываются
при
повторении
материала
через
день.
Хорошо
зарекомендовали
себя
приёмы
пассивного
и
активного
повторения,
при
которых
материал
сначала
играется
по
нотам,
а
потом
воспроизводится
по
памяти.
Работа
без
инструмента
и
без
нот
-
наиболее
трудный
способ
работы
над
произведением.
Чередуя
мысленные
проигрывания
произведения
без
инструмента
с
реальной
игрой,
можно
добиться
предельно
прочного
запоминания
произведения.
При
таком
способе
работы
в
сознании
формируется
то,
что
психологи
называют
симультанным
образом,
когда
временные
отношения
переводятся
в
пространственные.
Мысленные
повторения
произведения
развивают
концентрацию
внимания
на
слуховых
образах,
столь
необходимую
во
время
публичного
исполнения,
усиливают
выразительность
игры,
углубляют
понимание
музыкального
сочинения.
Существуют
правила
для
учеников,
способствующие
развитию
памяти
в
процессе
работы
над
выучиванием
произведения
наизусть.
1.
Нельзя
учить
пьесу
наизусть
в
состоянии
утомления,
сонливости,
без
сосредоточения
внимания.
2.
Заучивать
произведение
нужно
по
небольшим
фрагментам,
начинать
с
большего
фрагмента
и
повторять
его
дольше
времени,
чем
остальные
фрагменты.
3.
Распределять
разучивание
одного
произведения,
выучивая
наизусть
не
в
один
приём,
а
за
ряд
дней.
4.
После
разучивания
произведения
(фрагмента)
наизусть
следует
отдохнуть
и
не
перенапрягать
себя
другой
умственной
деятельностью.
5.
Непрестанная
умственная
работа,
осмысленная
игра
–
залог
успешного
запоминания
наизусть.
6.
Следует
зрительно
запоминать
нотный
текст,
а
во
время
игры
наизусть
мысленно
его
представлять
перед
глазами.
7.
Следует
запомнить
мелодию
на
слух,
пропевать
её
без
инструмента,
причём
в
любое
свободное
время.
8.
После
того
как
произведение
выучено,
нужно
дать
ему
возможность
«отлежаться»
(лучше
1-2
дня,
но
не
больше).
9.
«Пробное»
проигрывание
наизусть
активизирует
припоминание
–
один
из
процессов
памяти,
наиболее
сложный
и
требующий
упорства
и
находчивости.
Особое
внимание
при
припоминании
следует
обращать
на
места
стыковки
разделов,
которые
обычно
вызывают
затруднения.
10.
Перед
игрой
произведения
наизусть
желательно
просматривать
его
глазами
по
нотам.
11.
Чередование
пассивного
(по
нотам)
и
активного
(без
нот)
повторения
очень
полезно.
12.
Важно
исполнять
выученное
произведение
в
медленном
темпе
и
даже
очень
медленном.
13.
При
исполнении
произведения
наизусть
стараться
следить
за
выполнением
задач,
которые
постоянно
ставит
педагог.
14.
Стараться
мысленно
повторять
разученное
произведение,
слегка
подглядывая
в
ноты,
а
затем
без
использования
нотной
записи.
Из
всего
вышесказанного
можно
составить
схему
выучивания
произведения наизусть:
1.Предварительный обзор музыкального развития от начала до
конца произведения;
2. Детальное изучение отрывков, после которого можно время от
времени работать над пьесой целиком;
специальная работа над трудными местами
Для проверки и закрепления в памяти разучиваемого произведения
необходимо требовать от ученика:
а)умения начать играть пьесу с любой грани или не глядя в нотный
текст, повторить любое место, показанное на фортепиано педагогом;
б)умение проигрывать произведение на память в предельно
медленном темпе;
в)умение сыграть на память отдельно партию левой руки или
правой, аккомпанемента или мелодии.
Исполнение наизусть является истинной проверкой знания
произведения. И поэтому, чем больше стараться думать во время изучения,
тем меньше приходиться думать во время исполнения; чем больше
стараешься увидеть в нотах во время занятий, тем меньше впоследствии
нуждаешься в том, чтобы смотреть в них.
Список используемой литературы:
1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: 1978.
2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.:
Музыка, 1974.
3. Голубовская Н.И. Статья Работа пианиста из книги Диалоги, Избранные
статьи. – СПб, 1994.
4. Гофман И. Фортепианная игра
. Вопросы и ответы. – М.: Искусство,
1961.
5. Корто А. О фортепианном искусстве. – М.: 1965.
6. Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: Музыка, 1967.
7. Муцмахер В. И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе
обучения игре на фортепиано. – М.: 1984.
8. Немов Р. С. Общие основы психологии. – М.: 1995.
9. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М.: 1997.
10. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным
произведением. – М.: 1964.
11. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М.: 1974.