Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности ребенка - сироты
Автор: Попредкина Надежда Георгиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МУ "Детский дом "Юнона" Населённый пункт: ЯНАО г Надым Наименование материала: статья Тема: Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности ребенка - сироты Раздел: дополнительное образование
социальной компетентности ребёнка-сироты
Достижение
успеха
в
жизни
ребёнка-сироты,
связано
с
социальной
компетентностью выпускника, его умением взаимодействовать с окружающими
людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные
решения.
Игровые
технологии
являются
наиболее
эффективным
средством
формирования социальной компетентности ребёнка, так как игровая деятельность
способствует накоплению и осмыслению знаний о социальной действительности,
формированию
социально
ориентированных
мотивов
и
овладению
многими
социальными
ролями,
обогащающими
опыт
ребенка.
Игровая
деятельность
рассматривается
как
наиболее
до ступный
и
эффективный
м е тод
«самостроительства» ребенка при его собственной активной позиции, связанной с
инициативой,
фантазией,
творчеством. Игра
издавна
славится
своими
воспитательными особенностями.
О б игре как ведущем виде деятельности и
необходимости игрового
взаимодействия
ребенка
и
взрослого
в
процессе
познания окружающего мира писали Л. С. Выгодский, В.В. Новиков, О.С. Газман,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Новоселова Ж. Пиаже, А.С. Спиваковская, Д.Б. Эльконин.
В условиях детского дома
игровые технологии выполняют важные
функции:
1.
Социализации, где игра сильнейшее средство мотивации и
включения
ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатства культуры.
2.
Межнациональной коммуникации , здесь игра позволяет ребенку - сироте
усваивать
общечеловеческие
ценности
и
культуру
представителей
разных
национальностей.
3.
Самореализации,
в
которой
игра
позволяет
ребенку
из
опыта
человеческой практики выбрать проекты, позволяющие снять ему жизненные
затруднения и приобрести определенные навыки.
4.
Коммуникации, где игра объединяет детей разного возраста.
5.
Диагностическая
функция игры
предоставляет возможность педагогу
диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие,
эмоциональные и др.)
Следуя традиционным
технологиям,
все игры
выстраиваем в рамках
основных этапов:
целепологания;
планирования;
реализации цели;
анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Игровые технологии наиболее эффективные для нашего детского дома имеют
следующие черты:
Попредкина Надежда Георгиевна,
воспитатель
-
свободная
развивающая
деятельность,
предпринимаемая
лишь
по
желанию
ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от
результата;
- творческий, импровизированный, активный характер этой деятельности;
-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность,
конкуренция;
-
наличие
прямых
или
косвенных
правил,
отражающих
содержание
игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
Хотелось бы остановиться на некоторых из них наиболее способствующих
формированию социальной компетентности.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность, какой –
либо
организации
или
предприятия,
например,
больницы,
кафе,
ресторана,
магазина, производственной мастерской. В имитационной игре стараюсь раскрыть
сферы жизнедеятельности человека через распределение различных социальных
ролей. При этом воспитанник становится профессионалом, способным выполнять
работу по законам экономической целесообразности.
Так,
формированию
профессионально-трудовой
роли
способствовала
имитационная игра Ресторан «Три мушкетера» проводимая в рамках финансово –
экономической игры «Бизнес». Игра рассчитана на детей в возрасте 14 -17 лет.
Рассмотрим ее этапы.
На
1
этапе
игры
идет
предварительная
работа,
где
воспитанникам
разъясняется значимость и результативность проводимой игры, ставится цель.
Совместно с детьми, на совете группы, мы составили бизнес – план будущего
предприятия (в данном случае ресторана) наметили цель предприятия, которая
будет реализовываться в ходе игры.
На 2 этапе игры составили сценарий действий, распределили роли. При
этом
было
важно
учитывать
пожелания
детей,
их
добровольность
и
заинтересованность. Роли, которые мы придумали, были очень разнообразными:
юрист - консультант, менеджер, шеф – повар, помощник повара, кухонная рабочая,
официанты,
бармен,
кассир,
охранник,
администратор,.
Также
мы
оговорили
обязанности и определили действия каждого участника игры. Дети подготовили
афиши,
приглашения,
сделали
атрибуты
для
оформления
комнаты,
создали
костюмы в мастерских ручного труда, составили меню. Каждый ребёнок проявил
творческий
и
нестандартный
подход
к
игре.
Часть
ребят
занимались
приготовлением различных блюд указанных в меню, готовили выпечку, коктейли,
морсы.
При
этом
все
дети
были
активными,
действовали
слаженно
и
целеустремленно, старались помогать друг другу. Действовал принцип «Один за
всех и все за одного». Я выступала в роли доброго друга, советчика, старалась
приободрить,
внушить
уверенность
в
своих
силах
поддерживала
стремление
преодолеть трудности.
На
3
этапе
состоялось
открытие
ресторана
«Три
мушкетера»,
дети
с
удовольствием выполняли намеченные действия, поддерживали и помогали друг
другу. Мне воспитанниками была выбрана роль администратора, в которой я
просто наблюдала за ходом действий игры и лишь изредка давала советы. Все
дети самостоятельно и целеустремленно выполняли намеченные действия.
На 4 этапе мы подвели итог работы ресторана
На 5 этапе провели анализ результатов деятельности. Здесь было важно
услышать
мнение
детей
о
деятельности
ресторана,
мы
обговорили
положительные и отрицательные стороны действий каждого, какими мы были в
действии, как справились с порученной ролью, кому она удалась лучше. Будем ли
в дальнейшей жизни проводить подобные игры? Какие затруднения испытывали?
Какие профессиональные роли понравились?
В ходе игры воспитанники познакомились с механизмом действия ресторана,
различными
профессиями,
бизнес
–
планом,
и
что
самое
главное,
поняли
значимость экономических и юридических знаний, а впоследствии и важность
выбора будущей профессии.
Деловой театр . В нем разыгрывается какая – либо ситуация поведения
человека в определенной обстановке. Здесь воспитанник должен мобилизовать
весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица,
понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.
Основная
задача
этого
метода
научить
воспитанника
ориентироваться
в
различных
обстоятельствах,
давать
объективную
оценку
своему
поведению,
учитывать возможности других людей.
Например: экологический театр «Путешествие в заповедный лес»
предполагает участие воспитанников в возрасте 7 – 10 лет. В начале игры перед
детьми
была
поставлена
цель
как
нужно
вести
себя
в
природе.
На
подготовительном этапе дети разучивали стихи о природе, рассказы о животных,
песни, правила поведения в лесу. Путешествуя по импровизированному лесу, дети
оказывали помощь животным и растениям, учились о них заботиться и защищать
от нарушителей. Дети активно участвовали в действии, вместе со стариком –
лесовиком приходили на помощь зверям и птицам, старались спасти растения. С
помощью
сценических
образов
ребята
рассказывали
о
правилах
поведения
в
природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения
общего уровня экологической культуры.
Проведение
подобной
игры,
с
одной
стороны,
способствует
развитию
творческой изобретательности, дает возможность проявить себя, самоутвердиться
в социальной среде, а с другой - объединяет детей общими усилиями, общей
целью,
пониманием
важности
совместных
усилий
для
достижения
общего
результата.
Сюжетно-ролевые игры способствуют расширению социальных знаний о
социальном
мире,
социальных
ролях.
Изучение
культуры
русского
народа,
старинных бытовых праздников и обрядов, является, с моей точке зрения, главной
частью
семейного
воспитания.
Эти
знания
помогают
формировать
у
воспитанников
чувство
национального
самосознания,
воспитывать
любовь
к
родине,
положительное
отношение
к
семье.
Сейчас,
когда
современная
цивилизация постоянно разрушает многие культурно – нравственные ценности,
институт семьи, знание традиций дает возможность воспитаннику детского дома
по новому взглянуть не только на историческое прошлое своих предков, но и
очиститься от всего фальшивого в отношениях между юношами и девушками,
понять и оценить святость семейных уз и ответственность перед обществом за
создание и сохранение семьи.
Мне хотелось бы остановиться на сюжетно – ролевой игре «Сватовство»,
рассчитанной на 14 -17 летний возраст воспитанников, в ней рассматривается
семейная
сфера
жизнедеятельности
и
обыгрываются
социальные
роли:
супружеская, отцовско-материнская, сыновне – дочерняя.
Сюжетно
-
ролевая
игра «Сватовство» состоит из следующих этапов:
Этап
подготовки
разрабатывается
сценарий
игры,
в
которой
условно
отображается ситуация и объект. Сюда же входят цель, описание проблемы,
обоснование задачи, план игры, общее описание процедуры игры.
Проводимая игра состояла из 6 сцен: – сватовство, - утро венчального дня, -
приезд к невесте, - венчание, – свадьба, - свадебный обед. Для подготовки и
проведения
игры
нами
была
создана
творческая
группа
воспитанников
и
взрослых. Из воспитанников формируются шесть групп, каждую
возглавляет
модератор - руководитель:
- актерская, в которую входят ребята, обладающие актерскими способностями;
- фольклорная, состоящая из воспитанников умеющих петь и танцевать;
-массовки,
в
состав
которой
входят
ребята
менее
одаренные,
но
активные,
способные произнести реплику из толпы,
- оформительская, состоящая из воспитанников, умеющих рисовать и писать
плакаты.
- группа пошива костюмов, куда вошли девочки умеющие шить.
На подготовительном этапе художниками – оформителями была проделана
большая
работа
по
оформлению
зала.
Девочки
швеи
в
швейной
мастерской
«Волшебная игла» под руководством педагога шили сарафаны, рубахи, костюмы
для
жениха
и
невесты.
Мальчики
-
оформители,
в
творческой
мастерской
«Очумелые ручки» изготавливали атрибуты. Затем участники игры распределяли
роли жениха, невесты, дружки, подруг невесты, роли свах, родителей, гостей
играли
воспитатели.
Определили
режим
работы,
сформулировали
цель,
обосновали постановку проблемы и выбора ситуации.
Этап проведения – процесс игры. Здесь никто не имеет права отказаться и
изменить ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников и
роли, если они уходят от цели игры. На этом этапе детьми и взрослыми были
разыграны сцены сватовства в доме невесты, утро в доме жениха, приезд дружки
к
невесте
в
дом,
самой
свадьбы.
Сцены,
разыгрываемые
воспитанниками
и
взрослыми сопровождались песнями, чтением стихов и танцами. Игра получилась
интересной, познавательной и эмоционально насыщенной.
На
этапе
анализа обсудили и оценили игру, обменялись мнениями о
выполняемых ролях, мастеров по пошиву костюмов, художников - оформителей,
модераторов и т.д. Сделали вывод о том, что свадебный обряд - это один из
самых интересных обрядов наших предков, это целый ряд ритуальных действий,
необходимых для формирования ценностей семейного воспитания.
Основные
критерии,
определяющие
эффективность
протекания
процесса
социализации
в
ходе
игровой
деятельности
соответствуют
ее
структурным
компонентам: информационный (совокупность социальных знаний; способность к
передаче
социальной
информации);
мотивационный
(интерес
к
познанию
социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; самооценка в системе
статусно-ролевых связей общества); деятельностный (интенсивность участия в
игровой
деятельности;
социально
адекватная
нормативность
поведения;
творческая
актуализация
собственного
опыта).
На
основе
критериальных
показателей
социализированности
детей-сирот
в
процессе
игры
педагогом
осуществляется
диагностирование,
прогнозирование,
управление
процессом
социализации.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сопровождающий
игровую
деятельность,
побуждает
участников
проявлять
активность
в
творческой
преобразующей
деятельности.
Ребенок
оперирует
знаниями
об
окружающем
мире,
глубже
его
познаёт,
самостоятельно
ставит
цель,
планирует
свою
деятельность, создаёт в меру своих сил и возможностей собственное «социальное
про странство»,
что
является
показателем
его
самореализации
и
социализирующего характера игровых технологий.
Эффективность
использования
игровых
технологий
в
процессе
формирования
социальной
компетентности
детей-сирот
подтверждается
позитивной динамикой:
-
уровня
знаний
о
социальном
мире,
нормах
и
правилах
поведения,
явлениях социума (рост в 1,7 раз)
- уровня интереса к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей
в социуме (высокого - с 10% до 21%, низкого с 59 до 14%);
- уровня интенсивности участия в игровой деятельности (высокого – с 8%
до 23%, среднего – с 25 % до 71%, низкого – с 67% до 7% );
- уровня социально адекватной нормативности поведения (высокого с 12%
до 22%, среднего с 33% до 70%, низкого с 55% до 8%);
-
способности
к
передачи
новой
информации
о
социальных
явлениях
(высокого уровня с 8 % до 24 %, среднего уровня с29% до 63%, низкого уровня с
63 % до 13%);
-
уровня
показателей
творческой
актуализации
собственного
опыта
(низкого с 61% до 11 %, среднего с 30 % до 68 %, высокого с 9%до 21 %);
- уровня социализированности (высокого - с 5% до 24%, среднего - с 33%
до 67%, низкого - с 62% до 9%).