Напоминание

Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности ребенка - сироты


Автор: Попредкина Надежда Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МУ "Детский дом "Юнона"
Населённый пункт: ЯНАО г Надым
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности ребенка - сироты
Раздел: дополнительное образование





Назад





Игровые технологии как средство формирования

социальной компетентности ребёнка-сироты
Достижение успеха в жизни ребёнка-сироты, связано с социальной компетентностью выпускника, его умением взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные решения. Игровые технологии являются наиболее эффективным средством формирования социальной компетентности ребёнка, так как игровая деятельность способствует накоплению и осмыслению знаний о социальной действительности, формированию социально ориентированных мотивов и овладению многими социальными ролями, обогащающими опыт ребенка. Игровая деятельность рассматривается как наиболее до ступный и эффективный м е тод «самостроительства» ребенка при его собственной активной позиции, связанной с инициативой, фантазией, творчеством. Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. О б игре как ведущем виде деятельности и необходимости игрового взаимодействия ребенка и взрослого в процессе познания окружающего мира писали Л. С. Выгодский, В.В. Новиков, О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, С.Л. Новоселова Ж. Пиаже, А.С. Спиваковская, Д.Б. Эльконин.
В условиях детского дома

игровые технологии выполняют важные

функции:
1.
Социализации,
где игра сильнейшее средство мотивации и включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатства культуры. 2.
Межнациональной коммуникации
, здесь игра позволяет ребенку - сироте усваивать общечеловеческие ценности и культуру представителей разных национальностей. 3.
Самореализации,
в которой игра позволяет ребенку из опыта человеческой практики выбрать проекты, позволяющие снять ему жизненные затруднения и приобрести определенные навыки. 4.
Коммуникации,
где игра объединяет детей разного возраста. 5.
Диагностическая

функция
игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) Следуя традиционным технологиям, все игры выстраиваем в рамках основных этапов:  целепологания;  планирования;  реализации цели; анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Игровые технологии наиболее эффективные для нашего детского дома имеют следующие черты: Попредкина Надежда Георгиевна, воспитатель
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; - творческий, импровизированный, активный характер этой деятельности; -эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция; - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Хотелось бы остановиться на некоторых из них наиболее способствующих формированию социальной компетентности.
Имитационные игры.
На занятиях имитируется деятельность, какой – либо организации или предприятия, например, больницы, кафе, ресторана, магазина, производственной мастерской. В имитационной игре стараюсь раскрыть сферы жизнедеятельности человека через распределение различных социальных ролей. При этом воспитанник становится профессионалом, способным выполнять работу по законам экономической целесообразности. Так, формированию профессионально-трудовой роли способствовала имитационная игра Ресторан «Три мушкетера» проводимая в рамках финансово – экономической игры «Бизнес». Игра рассчитана на детей в возрасте 14 -17 лет. Рассмотрим ее этапы.
На

1

этапе
игры идет предварительная работа, где воспитанникам разъясняется значимость и результативность проводимой игры, ставится цель. Совместно с детьми, на совете группы, мы составили бизнес – план будущего предприятия (в данном случае ресторана) наметили цель предприятия, которая будет реализовываться в ходе игры.
На 2 этапе игры
составили сценарий действий, распределили роли. При этом было важно учитывать пожелания детей, их добровольность и заинтересованность. Роли, которые мы придумали, были очень разнообразными: юрист - консультант, менеджер, шеф – повар, помощник повара, кухонная рабочая, официанты, бармен, кассир, охранник, администратор,. Также мы оговорили обязанности и определили действия каждого участника игры. Дети подготовили афиши, приглашения, сделали атрибуты для оформления комнаты, создали костюмы в мастерских ручного труда, составили меню. Каждый ребёнок проявил творческий и нестандартный подход к игре. Часть ребят занимались приготовлением различных блюд указанных в меню, готовили выпечку, коктейли, морсы. При этом все дети были активными, действовали слаженно и целеустремленно, старались помогать друг другу. Действовал принцип «Один за всех и все за одного». Я выступала в роли доброго друга, советчика, старалась приободрить, внушить уверенность в своих силах поддерживала стремление преодолеть трудности.
На

3

этапе
состоялось открытие ресторана «Три мушкетера», дети с удовольствием выполняли намеченные действия, поддерживали и помогали друг другу. Мне воспитанниками была выбрана роль администратора, в которой я просто наблюдала за ходом действий игры и лишь изредка давала советы. Все дети самостоятельно и целеустремленно выполняли намеченные действия.
На 4 этапе
мы подвели итог работы ресторана
На 5 этапе
провели анализ результатов деятельности. Здесь было важно услышать мнение детей о деятельности ресторана, мы обговорили
положительные и отрицательные стороны действий каждого, какими мы были в действии, как справились с порученной ролью, кому она удалась лучше. Будем ли в дальнейшей жизни проводить подобные игры? Какие затруднения испытывали? Какие профессиональные роли понравились? В ходе игры воспитанники познакомились с механизмом действия ресторана, различными профессиями, бизнес – планом, и что самое главное, поняли значимость экономических и юридических знаний, а впоследствии и важность выбора будущей профессии.


Деловой театр
. В нем разыгрывается какая – либо ситуация поведения человека в определенной обстановке. Здесь воспитанник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача этого метода научить воспитанника ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей. Например: экологический театр «Путешествие в заповедный лес» предполагает участие воспитанников в возрасте 7 – 10 лет. В начале игры перед детьми была поставлена цель как нужно вести себя в природе. На подготовительном этапе дети разучивали стихи о природе, рассказы о животных, песни, правила поведения в лесу. Путешествуя по импровизированному лесу, дети оказывали помощь животным и растениям, учились о них заботиться и защищать от нарушителей. Дети активно участвовали в действии, вместе со стариком – лесовиком приходили на помощь зверям и птицам, старались спасти растения. С помощью сценических образов ребята рассказывали о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры. Проведение подобной игры, с одной стороны, способствует развитию творческой изобретательности, дает возможность проявить себя, самоутвердиться в социальной среде, а с другой - объединяет детей общими усилиями, общей целью, пониманием важности совместных усилий для достижения общего результата.
Сюжетно-ролевые игры способствуют
расширению социальных знаний о социальном мире, социальных ролях. Изучение культуры русского народа, старинных бытовых праздников и обрядов, является, с моей точке зрения, главной частью семейного воспитания. Эти знания помогают формировать у воспитанников чувство национального самосознания, воспитывать любовь к родине, положительное отношение к семье. Сейчас, когда современная цивилизация постоянно разрушает многие культурно – нравственные ценности, институт семьи, знание традиций дает возможность воспитаннику детского дома по новому взглянуть не только на историческое прошлое своих предков, но и очиститься от всего фальшивого в отношениях между юношами и девушками, понять и оценить святость семейных уз и ответственность перед обществом за создание и сохранение семьи. Мне хотелось бы остановиться на сюжетно – ролевой игре «Сватовство», рассчитанной на 14 -17 летний возраст воспитанников, в ней рассматривается семейная сфера жизнедеятельности и обыгрываются социальные роли: супружеская, отцовско-материнская, сыновне – дочерняя. Сюжетно - ролевая игра «Сватовство» состоит из следующих этапов:

Этап

подготовки
разрабатывается сценарий игры, в которой условно отображается ситуация и объект. Сюда же входят цель, описание проблемы, обоснование задачи, план игры, общее описание процедуры игры. Проводимая игра состояла из 6 сцен: – сватовство, - утро венчального дня, - приезд к невесте, - венчание, – свадьба, - свадебный обед. Для подготовки и проведения игры нами была создана творческая группа воспитанников и взрослых. Из воспитанников формируются шесть групп, каждую возглавляет модератор - руководитель: - актерская, в которую входят ребята, обладающие актерскими способностями; - фольклорная, состоящая из воспитанников умеющих петь и танцевать; -массовки, в состав которой входят ребята менее одаренные, но активные, способные произнести реплику из толпы, - оформительская, состоящая из воспитанников, умеющих рисовать и писать плакаты. - группа пошива костюмов, куда вошли девочки умеющие шить. На подготовительном этапе художниками – оформителями была проделана большая работа по оформлению зала. Девочки швеи в швейной мастерской «Волшебная игла» под руководством педагога шили сарафаны, рубахи, костюмы для жениха и невесты. Мальчики - оформители, в творческой мастерской «Очумелые ручки» изготавливали атрибуты. Затем участники игры распределяли роли жениха, невесты, дружки, подруг невесты, роли свах, родителей, гостей играли воспитатели. Определили режим работы, сформулировали цель, обосновали постановку проблемы и выбора ситуации.
Этап проведения –
процесс игры. Здесь никто не имеет права отказаться и изменить ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников и роли, если они уходят от цели игры. На этом этапе детьми и взрослыми были разыграны сцены сватовства в доме невесты, утро в доме жениха, приезд дружки к невесте в дом, самой свадьбы. Сцены, разыгрываемые воспитанниками и взрослыми сопровождались песнями, чтением стихов и танцами. Игра получилась интересной, познавательной и эмоционально насыщенной.
На

этапе

анализа
обсудили и оценили игру, обменялись мнениями о выполняемых ролях, мастеров по пошиву костюмов, художников - оформителей, модераторов и т.д. Сделали вывод о том, что свадебный обряд - это один из самых интересных обрядов наших предков, это целый ряд ритуальных действий, необходимых для формирования ценностей семейного воспитания. Основные критерии, определяющие эффективность протекания процесса социализации в ходе игровой деятельности соответствуют ее структурным компонентам: информационный (совокупность социальных знаний; способность к передаче социальной информации); мотивационный (интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; самооценка в системе статусно-ролевых связей общества); деятельностный (интенсивность участия в игровой деятельности; социально адекватная нормативность поведения; творческая актуализация собственного опыта). На основе критериальных показателей социализированности детей-сирот в процессе игры педагогом осуществляется диагностирование, прогнозирование, управление процессом социализации. Положительный эмоциональный настрой, сопровождающий игровую деятельность, побуждает участников проявлять активность в творческой
преобразующей деятельности. Ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познаёт, самостоятельно ставит цель, планирует свою деятельность, создаёт в меру своих сил и возможностей собственное «социальное про странство», что является показателем его самореализации и социализирующего характера игровых технологий. Эффективность использования игровых технологий в процессе формирования социальной компетентности детей-сирот подтверждается позитивной динамикой: - уровня знаний о социальном мире, нормах и правилах поведения, явлениях социума (рост в 1,7 раз) - уровня интереса к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме (высокого - с 10% до 21%, низкого с 59 до 14%); - уровня интенсивности участия в игровой деятельности (высокого – с 8% до 23%, среднего – с 25 % до 71%, низкого – с 67% до 7% ); - уровня социально адекватной нормативности поведения (высокого с 12% до 22%, среднего с 33% до 70%, низкого с 55% до 8%); - способности к передачи новой информации о социальных явлениях (высокого уровня с 8 % до 24 %, среднего уровня с29% до 63%, низкого уровня с 63 % до 13%); - уровня показателей творческой актуализации собственного опыта (низкого с 61% до 11 %, среднего с 30 % до 68 %, высокого с 9%до 21 %); - уровня социализированности (высокого - с 5% до 24%, среднего - с 33% до 67%, низкого - с 62% до 9%).


В раздел образования