Напоминание

"Физические упражнения на уроках физической культуры для обучающихся с ОВЗ"


Автор: Кудряшова Надежда Леонидовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ОГБОУ "Архангельская школа-интернат№
Населённый пункт: р.п. Пронск
Наименование материала: статья
Тема: "Физические упражнения на уроках физической культуры для обучающихся с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




Кудряшова Н.Л., учитель физической культуры

ФИЗИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ

НА

УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Овладение детьми с нарушениями интеллекта указанными в программе

упражнениями

обогащает

их

двигательный

опыт,

способствует

успешному

применению

этих

движений

в

быту.

Обучение основным видам движений строится с учетом ведущих

дидактических и специальных коррекционных принципов и методов.

При

подборе

упражнений

следует

учитывать

уровень

уже

сформированных двигательных умений и навыков. Например, у

учащихся 2 класса уже сформирован навык выполнения прыжка в

длину с места. Поэтому можно приступать к обучению прыжку согнув

ноги с разбега.

Основные умения, формируемые на уроках физической культуры:

умение правильно выполнять двигательное действие;

умение распознавать и называть двигательное действие;

понимание необходимости выполнения упражнений для предупреждения

плоскостопия;

умение организовать собственную деятельность;

умение распознавать и называть двигательное действие;

умение взаимодействовать со сверстниками;

запомнить упражнения;

умение видеть и чувствовать красоту движения.

Обучение нужно проводить в замедленном темпе, так как дети

очень слабо овладевают движениями, сходными по своей структуре

(прыжок в длину с места и опорный прыжок; метание в цель и на

дальность). Добиваясь овладения правильной техникой упражнений,

Кудряшова Н.Л., учитель физической культуры

учитель должен уделять внимание принятию исходных положений,

применять различные ориентиры. Следует взять под строгий контроль

детей, которые под любым предлогом пытаются отказаться от игры. Их

необходимо

заинтересовать,

предложить

им

быть

водящими,

помощниками.

Особое

внимание

необходимо

уделить

обучению

ходьбе,

бегу,

прыжкам. Это циклические движения умеренной и максимальной

интенсивности. При ходьбе руки двигаются поочередно в направлении

вперед-назад синхронно движениям ног. Эта синхронность у детей с

нарушениями интеллекта часто нарушена. Если нормальные дети сами

пытаются

найти

способ

правильного

передвижения,

то

дети

с

нарушениями развития просто не производят взмаха руками. В

дальнейшем

это

влияет

на

обучение

бегу

и

прыжкам.

В начальных классах необходимо сформировать следующие виды

ходьбы: обычную в умеренном темпе; на носках, пятках; высоко

поднимая колени; широким шагом (с 4 класса); приставным шагом; в

полуприседе и приседе (с 3 класса); с закрытыми глазами; спиной

вперед.

При обучении бегу можно предлагать задания игрового характера.

Например: «Надо пробежать по этой полоске, как лисичка, легко и

быстро», «К вам в гости пришла мышка. Под столом сидит кошка.

бегайте вместе с мышкой тихо, на носочках, быстро, чтобы кошка

не услышала вас».

В начальной школе изучается обычный бег, бег на носках, бег с

высоким

подниманием

колен,

бег

с

препятствиями.

Методика обучения всем видам прыжков подробно описана выше.

Кудряшова Н.Л., учитель физической культуры

Необходимо заметить, что при обучении прыжку в длину с места

требовать максимального результата не следует, лучше добиваться

правильного исходного положения, отталкивания и приземления.

Действия с мячом — это достаточно трудное задание для детей с

нарушениями интеллекта. Именно с мячом учащиеся манипулируют

неуверенно. Вот почему мяч, как наиболее удобный для бросания,

ловли и метания предмет, должен постоянно находиться у детей.

Учителю начиная с 1 класса необходимо воспитывать у детей чувство

мяча. В каждом классе мячи должны быть разных размеров — от

больших

(надувных,

волейбольных)

до

маленьких

(резиновых,

теннисных).

Труднее всего выполняются действия с малыми мячами в виде

бросания и ловли. Полезно учить подбрасыванию вверх мяча средней

величины,

а

начиная

с

4

класса

теннисного

мяча.

Мяч, брошенный вверх, ловят руками одновременным хватом с двух

сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы

немного согнуть и образовать как бы ковш, чашу.

Учащиеся начальных классов должны овладеть бросанием снизу,

от груди, сверху и из-за головы, что облегчает освоение игры в

баскетбол

Из упражнений в ползании и лазанье самым трудным будет

обучение

лазанью

по

гимнастической

стенке

разноименным

и

одноименным способами в смешанном висе с опорой на ноги и хватом

руками.

На начальных этапах обучения необходимо научить детей лазать

приставными шагами. Они берутся последовательно обеими руками за

Кудряшова Н.Л., учитель физической культуры

рейку стенки, встают на рейку одной ногой и подтягивают к ней

другую.

Следовательно, на одной рейке стенки одновременно оказываются две

руки, ниже на другой — обе ноги. Приставными шагами поднимаются

вверх и точно так же опускаются вниз.

Темп движений медленный, способ выполнения поочередный,

страховка и помощь обязательны. Без разрешения учителя дети лазанье

не выполняют.

После овладения лазаньем приставными шагами следует обучать

детей

одноименному

способу,

затем

разноименному.

Одноименный способ — действуют левая нога, левая рука, затем —

правая нога, правая рука. Разноименный способ — действуют правая

нога, левая рука, затем — левая нога, правая рука.

Игровая деятельность, обучение играм раскрыты в содержании

программного материала.

На уроке физкультуры могут быть дети с легкой и с умеренной

степенью умственной отсталости. По уровню физического развития и

двигательной подготовленности эти учащиеся в основном относятся к

пяти группам:

хорошее

физическое

развитие

и

двигательная

подготовленность;

физическое развитие и двигательная подготовленность выше

среднего; среднее физическое развитие и двигательная

подготовленность;

Кудряшова Н.Л., учитель физической культуры

физическое развитие и двигательная подготовленность ниже

среднего; негармоничное физическое развитие и низкая

двигательная подготовленность.

Карточка

здоровья

ученика

одобрена

объединением

учителей

физического воспитания специальных (коррекционных) учреждений

Москвы и рекомендована к использованию.



В раздел образования