Напоминание

Наглядные формы сотрудничества с родителями


Автор: Гарипова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с №19 "Звездочка"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Наглядные формы сотрудничества с родителями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наглядные формы работы с родителями по профилактике дорожно – транспортных происшествий Актуальность темы Двадцать первый век - век скоростей. Стремительно растет число транспортных средств. Все острее становится проблема дорожно-транспортного травматизма, особенно детского. ДТП с участием детей происходят не всегда по вине водителей автотранспорта. Незнание детьми правил поведения на дорогах, неумение управлять своим поведением зачастую является основной причиной ДТП. Поэтому формирование дисциплинированности, организованности надо начинать в детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность взрослых. Если эти правила не поддерживаются родителями, то можно с уверенностью утверждать, что ребенок не будет их выполнять, находясь вне поля зрения воспитателя. Как построить работу с семьей, чтобы она ощутила важность проблемы? Обоснование Стремительность ритмов современного общества сопровождают большой поток информации и постоянная занятость родителей. Родителям просто некогда заняться проблемой обучения детей правилам дорожного движения. Они скорее заплатят за курс обучения, чем сами начнут ежедневно уделять этому внимание. Преодолению «препятствия» в виде «родительского нехотения» в ДОУ уделяется большое внимание. Направления сотрудничества ДОУ с семьей разнообразны- собрания, консультации.… Однако весомый вклад в формирование мировоззрения родителей оказывает наглядно - информационная деятельность. Ученые отмечают, что наибольший процент усвоения информации происходит в дневное время. Организация работы с семьей в детском саду, как правило, происходит в часы утреннего приема, и вечернего ухода детей домой. В это время родители спешат на работу или домой и получаемая ими звуковая (словесная) информация не достигает желаемого результата. Наглядная информация в ДОУ всегда находится в поле зрения родителей и позволяет возвращаться к ней (пока ждут ребенка) многократное количество раз, тем самым увеличивая вероятность ознакомления, осознания и принятия (или несогласия) с информационным материалом. Однако на современном этапе развития дошкольного образования необходим поиск более эффективных форм воздействия на семью, в том числе среди средств наглядно – информационной деятельности. Принципы Принцип наглядности: наглядно-информационная деятельность должна быть краткой, доступной, правдивой, отражала пути возможной реализации проблем; Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей родителей и проблем детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: Родители должны знать и представлять, какие последствия могут подстерегать их детей в дорожной среде; 1
Принцип социальной безопасности. Родители должны помнить, и передать понимание детям, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД. В и д ы наглядно - информационной деятельности по освещению проблем профилактики безопасности на дорогах и улицах города: С р е д с т в а м а с с о в о й информации Государственные и частные издания — газеты, журналы, TV, интернет. Наглядно - педагогическая информация общего характера; Наглядно - педагогическая пропаганда в холле учреждения, интернет Наглядно - педагогическая пропаганда дифференцированного характера; Наглядно - педагогическая в приемной учреждения, интернет Наглядная информация, как вид деятельности в работе с семьей существовала в ДОУ всегда. Однако ее разнообразие было небольшим: стенды в холле ДОУ, приемной групп. Сменяемость информации осуществлялась в соответствии с сезоном. Виды и назначение информационной деятельности в ДОУ Направление Виды Задачи Содержание Время изучения Наглядно - педагогическая информация общего характера; Наглядно - педагогическая пропаганда в холле учреждения.интерне т Освещение основных направлений деятельности по обучению детей ПДД Отражение подхода учреждения к проблеме обучения детей ПДД По мере прихода в д/ св период ожидания ребенка в холле ДОУ Наглядно - педагогическая пропаганда дифференцированного характера; Наглядно - педагогическая в приемной учреждения, интернет Освещение направлений деятельности по обучению детей конкретного возраста ПДД Отражение подхода ДОУ к обучению детей конкретного возраста ПДД; Общие рекомендации родителям по обучению детей ПДД в семье По мере прихода в детский сад в период ожидания ребенка в приемной ДОУ Модернизация дошкольного образования потребовала обеспечить индивидуализированный подход ко всем участникам образовательной деятельности: ребенку, педагогу, семье. Значительным изменениям подверглись почти все формы деятельности ДОУ, в том числе и наглядно - информационная деятельность. С введением ФГОС ДО требования к наглядно - информационной деятельности возросли. Планирование потребовало мобильности предметно - развивающей среды, в состав которой входит работа с семьей в рамках организации наглядно - информационной деятельности. Тем самым возникла необходимость в разработке новых форм наглядной информации для тематической работы с семьей.
Наглядная информация,

как фактор психологического воздействия на родителей при профилактике детского

дорожно - транспортного травматизма
( теоретическое обоснование) Л ю б а я н а гл я д н о - информационная деятельность содействует развитию у людей самостоятельного критического мышления, тем более по такой важной теме, как профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Каким же образом действует на сознание 2
человека наглядная информация? Будет ли она полезным и эффективным средством для наших родителей? Ответы на свои вопросы мы нашли в научно - теоретическом обосновании данного вида деятельности. Общая психология наглядно - информационной деятельности такова, что предлагает человеку предварительно обдумать информацию, а затем прийти к решению. Современные психологи утверждают, что эффективность восприятия на гля д но - информационной деятельности определяется силой воздействия используемых средств, правильным выбором ее содержания. В п р о ц е с с е с в о е го в о з д е й с т в и я с од е р ж а н и е н а г л я д н о - информационной деятельности оказывает влияние на восприятие сообщения и человек либо отвергает, либо п р и н и м а е т д а н н у ю и н ф о р м а ц и ю . Поэтому большое значение имеет то, насколько профессионален подход к созданию наглядной информации, что непосредственно отражается на его восприятии в среде родителей. Психологическое воздействие наглядно - информационной деятельности осуществляется по этапам: Этапы воздействия Методы воздействия привлечение внимания Размер, яркость, возбуждение интереса актуальная тема убеждения Профессиональная, к р а т к а я и соответствующая реальности информация принятие решения убедительность Каждый этап воздействия между собой взаимосвязан. Нарушение последовательности этапов, или исключение какого - либо из них, приводит к тому, что человек не воспринимает информацию. На восприятие наглядной информации по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма может повлиять множество факторов, причем как позитивно, так и негативно. Например: голос воспитателя может снизить общее впечатление об информации, хотя содержание наглядно - информационной деятельности будет представлять для родителей особый интерес; или наоборот, интонационное выделение особенных позиций, будет способствовать пристальному изучению наглядной информации; наглядная информация небольшого размера может остаться незамеченной среди прочих объявлений, или, оставаясь небольшой, будет удобна для изучения родителям как «карманный вариант»; В зависимости от психологии каждого человека и восприятие наглядной информации будет происходить по-разному. Насколько она будет воспринята, зависит от: круга интересов родителей; его потребностей; социального и материального положения; профессии; образования; возраста. Э т и факторы обязательно продумываются при разработке наглядно- информационного материала по профилактике дорожно- транспортных происшествий. 3
Состав родителей разнороден по возрасту, занятиям, предпочтениям. Однако общее преобладание людей среднего возраста, работающих. Значит у данной категории минимум времени для изучения наглядной информации. Поэтому р а з у м н е е б у д е т и с п о л ь з о в а т ь в а р и а н т ы « к а р м а н н ы х ф о р м » . Большое значение в процессе ПДДТТ имеет процесс запоминания тематической наглядной информации. Степень запоминания зависит от метода повторения наглядно- информационного материала. Часто можно услышать, как родитель говорит: «Об одном и том же 100 раз. Хочешь того ты или не хочешь, но непроизвольно запоминаешь!» Метод наглядной информации, - внушение, проявляется особенно эффективно, когда словесная информация сопровождается яркими, образными представлениями. Вадим Шефнер писал: «Словом можно убить. Словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Внушение - это своего рода гипноз. Уже давно доказано: мысленные или словесные внушения наиболее действенны тогда, когда они предельно просты, кратки, позитивны, жизнеутверждающие и оптимистичны. Именно такой подход способствует процессу убеждения в том, что это именно важно и подводит к принятию окончательного решения. Использование данных методов вошли в основу разработки инновационных «карманных форм» наглядно - информационной деятельности по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в работе с семьями в МБДОУ «Д/с №9 «Садко»
Разработка инновационных

форм наглядно - информационной деятельности
Изучив разнообразные виды наглядно - информационной деятельности карманного типа в других сферах мы решили применить их в работе с семьей. Инновационный подход к организации наглядно - информационной деятельности взаимодействия с семьей по дорожной тематике позволил разработать новые для ДОУ формы индивидуализированного характера. Так появились первые разработки буклетов, листовок - закладок, мини – газет. Направление информационной деятельности Виды информационной деятельности Задачи информационной деятельности Содержание информационной деятельности Время для изучения Наглядно - педагогическая пропаганда индивидуального характера; Наглядно - педагогическая пропаганда личного пользования (карманный тип) Освещение конкретного вопроса по имеющимся проблемам в воспитании и обучению детей ПДД Информация об использовании методов и приемов по обучению детей конкретному умению в рамках ПДД; Конкретные рекомендации родителям Изучение в свободное время в домашних условиях 4
Обобщение и тиражирование семейного опыта работы. Наглядно - педагогическая пропаганда личного пользования, тиражированная (газеты, буклеты, листовки) Освещение конкретного вопроса по обучению детей конкретного возраста ПДД Отражение индивидуальных достижений семьи в вопросах обучения ребенка правилам дорожного движения Изучение в свободное время в домашних условиях Новые виды наглядно - информационной деятельности имеют преимущества перед стандартными формами и позволяют одновременно решить задачи, как для взрослых, так и для детей: В и д н а г л я д н о й информации в ДОУ преимущество задачи буклет М о ж н о в з я т ь д о м о й , м а л а я ф о рма , м н о г о тематической информации -осознание вклада семьи в вопросах собственной безопасности на дороге, как передача опыта безопасности младшему поколению. - ф о р м и р о в а н и е у р о д и т е л е й стремления к регулированию своего поведения на дорогах и улицах города, как образца обеспечения с о б с т в е н н о й бе зо п а с н о с т и и безопасности близких; -формирование у детей навыков и у с т о й ч и в ы х п о л о ж и т е л ь н ы х привычек безопасного поведения на улице, как принятие опыта своих родителей. листовка М о ж н о в з я т ь д о м о й , м а л а я форма, краткая тематическая информация газета М о ж н о в з я т ь д о м о й , м а л а я ф о рма , м н о г о тематической информации, можно отражать с в о й о п ы т , -Формирование семейного неприятия нарушений ПДД; -Осознание гражданской позиции взрослого по отношению к своему ребенку, к другим детям, к обществу в целом. 5
задавать вопросы, организовывать конкурсы… Анализ эффективности использования стандартных и инновационных видов наглядно - информационной деятельности позволил отследить уровень мотивации родителей по отношению к проблеме профилактики детского дорожно - транспортного травматизма через анкетирование. Выявлено 2 основные группы родителей: 1группа – не соблюдают правила дорожного движения и пренебрегают вопросами профилактики; 2группа - соблюдают правила дорожного движения, однако допускают незначительные, по их мнению, нарушения. Процентное соотношение практически не изменилось при уточнении вопроса: «Нарушаете Вы правила дорожного движения, если идете с ребенком?» Родители д е т е й старшей группы 14 человек Родители д е т е й подготовительной группы 15 человек Всего 29 человек Нет 10 чел.71% 9 чел.60% 19 чел. 65,5% Иногда бывает 4 чел.29% 6 чел.40% 10 чел. 34,5% Для данных подгрупп использовались следующие формы наглядной информации: для родителей постоянно нарушающих ПДД: для родителей, иногда допускающих нарушение ПДД: В процессе тематических мероприятий родителям всех подгрупп раздавались газеты по теме ПДД; листовки – задания для работы с детьми дома. Для повышения активности родителей проводились выставки семейного рисунка «Я на улице»; «Мой любимый транспорт», родители участвовали в изготовлении макетов «Наша улица», атрибутов к сюжетным играм о транспорте. Постепенно в семьях накапливался тематический опыт, который нашел отражение в создании первых семейных газет «Копилка» В результате проведенной работы с семьями можно отметить, что: если ранее родители не обращали внимание на выполнение правил дорожного движения своими детьми, сами нарушали правила дорожного движения (64%), то после введения инноваций ситуация резко изменилась: Родители д е т е й старшей группы 19 человек Родители д е т е й подготовительной группы 18 человек Всего 37 человек нет 17 чел. 15 чел. 32 чел. 86% иногда бывает чел. 3 чел. 5чел. 14% Если в начале года родители не хотели делиться своим опытом воспитания детей по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в семье, то в конце года активность выросла.
Опосредованное формирование у детей

навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Тема профилактики ДДТТ в ДОУ проходит через разные формы организации воспитательно - образовательного процесса с детьми. Педагогическая диагностика данной проблемы 6
отслеживается по общепринятым методикам. Однако на опыте прошлых лет всегда отмечаю: зачастую в детском саду ребенок покажет одно, а в реальной жизни знания не применяет. С помощью инновационных форм по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма можно получить возможность: - с помощью родителей в семье расширить влияние н а формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах; - изучать ситуацию по применению детьми знаний по ПДД в реальной жизни; диагностировать знания детей путем анкетирования родителей (вопросы по теме: реагирование ребенка на нарушение родителями правил дорожного движения Статистика показывает что в конце года: Организованная наглядно - информационная деятельность с родителями способствовала достижению следующих результатов: если в начале года только 24% детей проявляли активную позицию к нарушению правил дорожного движения, то в конце года уже 75% детей требовали от родителей выполнения правил дорожного движения; если в начале года не реагировали на нарушения дорожного движения 38% детей, то к концу года процент снизился до одного. Вывод Таким образом, использование в системе воспитательно- образовательной работы по профилактике ДДТТ инновационных видов наглядно- информационной деятельности позволяет значительно повысить эффективность данной работы, а именно: Результат на уровне детей: вовлекаются в общий процесс ДОУ по профилактике ДДТТ, расширяют знания и представления, под контролем педагогов и семьи применяют на практике полученные знания по ДДТТ, используют семейный опыт; В поведении ребенка происходят изменения: В целом: Формируется непримиримость к неправильному поведению на дорогах и улицах. Результат на уровне семьи: вовлекается в общий процесс ДОУ по профилактике ДДТТ, получает новые знания, овладевает педагогическими технологиями, внедряет передовой семейный опыт; В мировоззрении семьи происходят изменения: В целом: происходит формирование семейного неприятия нарушений ПДД; осознание гражданской позиции взрослого по отношению к своему ребенку, к другим детям, к обществу в целом. В частном: происходит: - переосмысление вклада семьи в вопросы собственной безопасности на дороге, как передачи опыта безопасности младшему поколению; -формирование у родителей стремление к регулированию своего поведения на дорогах и улицах города, как образца обеспечения собственной безопасности и безопасности близких; - как принятие опыта своих родителей у детей формируются устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице. 7


В раздел образования