Автор: Гарипова Юлия Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Д/с №19 "Звездочка" Населённый пункт: г.Альметьевск Наименование материала: Статья Тема: Наглядные формы сотрудничества с родителями Раздел: дошкольное образование
Наглядные формы работы с родителями по профилактике дорожно – транспортных
происшествий
Актуальность темы
Двадцать первый век - век скоростей. Стремительно растет число транспортных средств. Все
острее становится проблема дорожно-транспортного травматизма, особенно детского.
ДТП с участием детей происходят не всегда по вине водителей автотранспорта.
Незнание
детьми
правил поведения
на
дорогах,
неумение управлять своим поведением
зачастую является основной причиной ДТП.
Поэтому формирование дисциплинированности,
организованности надо начинать в детстве, когда усвоенные правила
становятся в дальнейшем нормой поведения.
Дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их
от возможной беды — обязанность взрослых.
Если эти правила не поддерживаются родителями, то можно с уверенностью утверждать, что
ребенок не будет их выполнять, находясь вне поля зрения воспитателя.
Как построить работу с семьей, чтобы она ощутила важность проблемы?
Обоснование
Стремительность ритмов современного общества сопровождают большой поток информации
и постоянная занятость родителей. Родителям просто некогда заняться проблемой обучения
детей правилам дорожного движения. Они скорее заплатят за курс обучения, чем сами начнут
ежедневно
уделять
этому
внимание.
Преодолению
«препятствия»
в
виде
«родительского
нехотения» в ДОУ уделяется большое внимание.
Направления сотрудничества ДОУ с семьей разнообразны- собрания, консультации.… Однако
весомый
вклад
в
формирование
мировоззрения
родителей
оказывает
наглядно
-
информационная деятельность.
Ученые
отмечают,
что
наибольший
процент
усвоения информации происходит в дневное
время.
Организация работы с семьей в детском саду, как правило, происходит в часы утреннего
приема, и вечернего ухода детей домой.
В это время родители спешат на работу или домой и получаемая ими звуковая (словесная)
информация не достигает желаемого результата.
Наглядная информация в
ДОУ
всегда
находится
в
поле
зрения
родителей
и позволяет
возвращаться к ней (пока ждут ребенка) многократное количество раз, тем самым увеличивая
вероятность
ознакомления,
осознания и
принятия (или
несогласия)
с
информационным
материалом.
Однако
на
современном
этапе
развития
дошкольного
образования
необходим
поиск
более
эффективных
форм
воздействия
на
семью,
в
том
числе
среди
средств
наглядно
–
информационной деятельности.
Принципы
Принцип
наглядности: наглядно-информационная
деятельность
должна
быть
краткой,
доступной, правдивой, отражала пути возможной реализации проблем;
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных
особенностей родителей и проблем детей по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма;
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: Родители должны знать и
представлять, какие последствия могут подстерегать их детей в дорожной среде;
1
Принцип социальной безопасности. Родители должны помнить, и передать понимание детям,
что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
В и д ы наглядно
- информационной
деятельности
по
освещению
проблем
профилактики
безопасности на дорогах и улицах города:
С р е д с т в а
м а с с о в о й
информации
Государственные
и
частные
издания
—
газеты, журналы, TV, интернет.
Наглядно
-
педагогическая
информация общего характера;
Наглядно
-
педагогическая
пропаганда
в
холле учреждения, интернет
Наглядно
-
педагогическая
пропаганда
дифференцированного
характера;
Наглядно - педагогическая
в приемной учреждения, интернет
Наглядная информация, как вид деятельности в работе с семьей существовала в ДОУ всегда.
Однако ее разнообразие было небольшим: стенды в холле ДОУ, приемной групп. Сменяемость
информации осуществлялась в соответствии с сезоном.
Виды и назначение информационной деятельности в ДОУ
Направление
Виды
Задачи
Содержание
Время изучения
Наглядно -
педагогическая
информация общего
характера;
Наглядно -
педагогическая
пропаганда в холле
учреждения.интерне
т
Освещение
основных
направлений
деятельности
по обучению
детей ПДД
Отражение
подхода
учреждения к
проблеме
обучения детей
ПДД
По мере прихода в д/ св
период ожидания ребенка
в холле ДОУ
Наглядно -
педагогическая
пропаганда
дифференцированного
характера;
Наглядно -
педагогическая
в приемной
учреждения,
интернет
Освещение
направлений
деятельности
по обучению
детей
конкретного
возраста ПДД
Отражение
подхода ДОУ к
обучению детей
конкретного
возраста ПДД;
Общие
рекомендации
родителям по
обучению детей
ПДД в семье
По мере прихода в
детский сад в период
ожидания ребенка в
приемной ДОУ
Модернизация
дошкольного
образования потребовала обеспечить
индивидуализированный
подход ко всем участникам образовательной деятельности: ребенку, педагогу, семье.
Значительным изменениям
подверглись почти все формы деятельности ДОУ, в том числе и
наглядно - информационная деятельность.
С введением ФГОС ДО требования к наглядно - информационной деятельности возросли.
Планирование потребовало мобильности предметно - развивающей среды, в состав которой
входит работа с семьей в рамках организации наглядно - информационной деятельности.
Тем самым возникла необходимость в разработке новых форм наглядной информации для
тематической работы с семьей.
Наглядная информация,
как фактор психологического воздействия на родителей при профилактике детского
дорожно - транспортного травматизма
( теоретическое обоснование)
Л ю б а я
н а гл я д н о
- информационная
деятельность содействует
развитию
у
людей
самостоятельного критического мышления, тем более по такой важной теме, как профилактика
детского дорожно – транспортного травматизма. Каким же образом действует на сознание
2
человека наглядная информация? Будет ли она полезным и эффективным средством для наших
родителей?
Ответы на свои вопросы
мы
нашли в научно - теоретическом обосновании данного вида
деятельности.
Общая психология наглядно - информационной деятельности такова, что предлагает человеку
предварительно обдумать информацию, а затем прийти к решению.
Современные
психологи
утверждают,
что
эффективность восприятия на гля д но
-
информационной
деятельности определяется
силой
воздействия
используемых
средств,
правильным выбором ее содержания.
В
п р о ц е с с е
с в о е го
в о з д е й с т в и я
с од е р ж а н и е н а г л я д н о
- информационной
деятельности оказывает влияние на восприятие сообщения и человек либо отвергает, либо
п р и н и м а е т
д а н н у ю
и н ф о р м а ц и ю .
Поэтому большое значение имеет то, насколько профессионален подход к созданию наглядной
информации, что непосредственно отражается на его восприятии в среде родителей.
Психологическое
воздействие
наглядно
- информационной деятельности осуществляется по
этапам:
Этапы воздействия Методы воздействия
привлечение
внимания
Размер, яркость,
возбуждение
интереса
актуальная тема
убеждения
Профессиональная, к р а т к а я и
соответствующая
реальности информация
принятие решения убедительность
Каждый этап воздействия между собой взаимосвязан. Нарушение последовательности этапов,
или
исключение
какого
-
либо
из
них, приводит
к
тому,
что
человек
не
воспринимает
информацию.
На восприятие наглядной информации по профилактике детского дорожно - транспортного
травматизма может повлиять множество факторов, причем как позитивно, так и негативно.
Например:
голос
воспитателя может
снизить
общее
впечатление
об
информации,
хотя
содержание
наглядно - информационной деятельности будет представлять для родителей особый интерес;
или
наоборот,
интонационное
выделение
особенных
позиций,
будет
способствовать
пристальному изучению наглядной информации;
наглядная информация
небольшого
размера
может
остаться
незамеченной
среди
прочих
объявлений, или, оставаясь небольшой, будет удобна для изучения родителям как «карманный
вариант»;
В зависимости от психологии каждого человека и восприятие наглядной информации будет
происходить по-разному.
Насколько она будет воспринята, зависит от:
круга интересов родителей;
его потребностей;
социального и материального положения;
профессии;
образования;
возраста.
Э т и факторы обязательно
продумываются
при
разработке наглядно- информационного
материала по профилактике дорожно- транспортных происшествий.
3
Состав
родителей
разнороден
по
возрасту,
занятиям,
предпочтениям.
Однако
общее
преобладание людей среднего возраста, работающих.
Значит у данной категории минимум времени для изучения наглядной информации. Поэтому
р а з у м н е е
б у д е т
и с п о л ь з о в а т ь в а р и а н т ы
« к а р м а н н ы х
ф о р м » .
Большое значение в процессе ПДДТТ имеет процесс запоминания тематической наглядной
информации.
Степень
запоминания
зависит
от метода
повторения
наглядно-
информационного материала.
Часто можно услышать, как родитель говорит: «Об одном и том же 100 раз. Хочешь того ты или
не хочешь, но непроизвольно запоминаешь!»
Метод наглядной
информации, - внушение, проявляется
особенно
эффективно,
когда
словесная информация сопровождается яркими, образными представлениями.
Вадим Шефнер писал:
«Словом можно убить.
Словом можно спасти,
словом можно полки за собой повести».
Внушение - это своего рода гипноз.
Уже давно доказано: мысленные или словесные внушения наиболее действенны тогда, когда
они предельно просты, кратки, позитивны, жизнеутверждающие и оптимистичны.
Именно такой подход способствует процессу убеждения в том, что это именно важно и подводит
к принятию окончательного решения.
Использование
данных
методов
вошли
в
основу разработки инновационных «карманных
форм» наглядно
-
информационной
деятельности
по
профилактике
детского
дорожно
-
транспортного травматизма в работе с семьями в МБДОУ «Д/с №9 «Садко»
Разработка инновационных
форм наглядно - информационной деятельности
Изучив разнообразные виды наглядно - информационной деятельности карманного типа в
других сферах мы решили применить их в работе с семьей.
Инновационный
подход
к
организации
наглядно
-
информационной
деятельности
взаимодействия с семьей по дорожной тематике позволил разработать новые для ДОУ формы
индивидуализированного характера.
Так появились первые разработки буклетов, листовок - закладок, мини – газет.
Направление
информационной
деятельности
Виды
информационной
деятельности
Задачи
информационной
деятельности
Содержание
информационной
деятельности
Время для
изучения
Наглядно - педагогическая
пропаганда
индивидуального
характера;
Наглядно -
педагогическая
пропаганда личного
пользования
(карманный тип)
Освещение
конкретного вопроса
по имеющимся
проблемам в
воспитании и
обучению детей
ПДД
Информация об
использовании
методов и приемов
по обучению детей
конкретному
умению в рамках
ПДД;
Конкретные
рекомендации
родителям
Изучение в
свободное время
в домашних
условиях
4
Обобщение и
тиражирование
семейного опыта
работы.
Наглядно -
педагогическая
пропаганда
личного
пользования,
тиражированная
(газеты, буклеты,
листовки)
Освещение
конкретного
вопроса по
обучению детей
конкретного
возраста ПДД
Отражение
индивидуальных
достижений
семьи в вопросах
обучения ребенка
правилам
дорожного
движения
Изучение в
свободное
время в
домашних
условиях
Новые
виды
наглядно
-
информационной
деятельности имеют
преимущества
перед
стандартными формами и позволяют одновременно решить задачи, как для взрослых, так и для
детей:
В и д
н а г л я д н о й
информации в ДОУ
преимущество
задачи
буклет
М о ж н о
в з я т ь
д о м о й ,
м а л а я
ф о рма ,
м н о г о
тематической
информации
-осознание вклада семьи в вопросах
собственной безопасности на дороге,
как
передача
опыта
безопасности
младшему поколению.
- ф о р м и р о в а н и е
у
р о д и т е л е й
стремления к регулированию своего
поведения
на
дорогах
и
улицах
города,
как
образца
обеспечения
с о б с т в е н н о й
бе зо п а с н о с т и
и
безопасности близких;
-формирование
у
детей
навыков
и
у с т о й ч и в ы х
п о л о ж и т е л ь н ы х
привычек безопасного поведения на
улице,
как
принятие
опыта
своих
родителей.
листовка
М о ж н о
в з я т ь
д о м о й ,
м а л а я
форма,
краткая
тематическая
информация
газета
М о ж н о
в з я т ь
д о м о й ,
м а л а я
ф о рма ,
м н о г о
тематической
информации,
можно
отражать
с в о й
о п ы т ,
-Формирование семейного неприятия
нарушений ПДД;
-Осознание
гражданской
позиции
взрослого
по
отношению
к
своему
ребенку, к другим детям, к обществу
в целом.
5
задавать
вопросы,
организовывать
конкурсы…
Анализ эффективности
использования стандартных
и
инновационных
видов
наглядно
-
информационной
деятельности
позволил
отследить
уровень мотивации
родителей
по
отношению к проблеме профилактики детского дорожно - транспортного травматизма через
анкетирование. Выявлено 2 основные группы родителей:
1группа
–
не
соблюдают
правила
дорожного
движения
и
пренебрегают
вопросами
профилактики;
2группа - соблюдают правила дорожного движения, однако допускают незначительные,
по их
мнению, нарушения.
Процентное соотношение практически не изменилось при уточнении вопроса: «Нарушаете Вы
правила дорожного движения, если идете с ребенком?»
Родители
д е т е й
старшей группы
14 человек
Родители
д е т е й
подготовительной
группы
15 человек
Всего
29 человек
Нет
10 чел.71%
9 чел.60%
19 чел. 65,5%
Иногда бывает
4 чел.29%
6 чел.40%
10 чел. 34,5%
Для данных подгрупп использовались следующие формы наглядной информации:
для родителей постоянно нарушающих ПДД:
для родителей, иногда допускающих нарушение ПДД:
В процессе тематических мероприятий родителям всех подгрупп раздавались газеты по теме
ПДД; листовки – задания для работы с детьми дома.
Для повышения активности родителей проводились выставки семейного рисунка «Я на улице»;
«Мой любимый транспорт», родители участвовали в изготовлении макетов «Наша улица»,
атрибутов к сюжетным играм о транспорте.
Постепенно в семьях накапливался тематический опыт, который нашел отражение в создании
первых семейных газет «Копилка»
В результате проведенной работы с семьями можно отметить, что:
если
ранее
родители не обращали внимание на выполнение правил дорожного движения
своими
детьми, сами
нарушали правила
дорожного
движения
(64%),
то
после
введения
инноваций ситуация резко изменилась:
Родители
д е т е й
старшей группы
19 человек
Родители
д е т е й
подготовительной
группы
18 человек
Всего
37 человек
нет
17 чел.
15 чел.
32 чел. 86%
иногда бывает
чел.
3 чел.
5чел. 14%
Если
в
начале
года
родители
не
хотели
делиться
своим
опытом
воспитания
детей
по
профилактике
детского
дорожно
-
транспортного
травматизма
в
семье,
то
в
конце
года
активность выросла.
Опосредованное формирование у детей
навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Тема профилактики ДДТТ в ДОУ проходит через разные формы организации воспитательно -
образовательного
процесса
с
детьми. Педагогическая
диагностика
данной
проблемы
6
отслеживается по общепринятым методикам. Однако на опыте прошлых лет всегда отмечаю:
зачастую в детском саду ребенок покажет одно, а в реальной жизни знания не применяет.
С
помощью
инновационных
форм
по
профилактике
детского
дорожно-транспортного
травматизма можно получить возможность:
- с помощью родителей в семье расширить влияние н а
формирование у детей навыков
безопасного поведения на дорогах;
- изучать ситуацию по применению детьми знаний по ПДД в реальной жизни;
диагностировать знания детей путем анкетирования родителей (вопросы по теме: реагирование
ребенка на нарушение родителями правил дорожного движения
Статистика показывает что в конце года:
Организованная
наглядно
-
информационная
деятельность
с
родителями
способствовала
достижению следующих результатов:
если в начале года только 24% детей проявляли активную позицию к нарушению правил
дорожного движения, то в конце года уже 75% детей требовали от родителей выполнения
правил дорожного движения;
если в начале года не реагировали на нарушения дорожного движения 38% детей, то к концу
года процент снизился до одного.
Вывод
Таким
образом, использование
в
системе
воспитательно-
образовательной
работы
по
профилактике ДДТТ инновационных видов наглядно- информационной деятельности позволяет
значительно повысить эффективность данной работы, а именно:
Результат на уровне детей:
вовлекаются в общий процесс ДОУ по профилактике ДДТТ,
расширяют знания и представления,
под контролем педагогов и семьи применяют на практике полученные знания по ДДТТ,
используют семейный опыт;
В поведении ребенка происходят изменения:
В целом: Формируется непримиримость к неправильному поведению на дорогах и улицах.
Результат на уровне семьи:
вовлекается в общий процесс ДОУ по профилактике ДДТТ,
получает новые знания,
овладевает педагогическими технологиями,
внедряет передовой семейный опыт;
В мировоззрении семьи происходят изменения:
В
целом:
происходит
формирование
семейного
неприятия
нарушений
ПДД;
осознание
гражданской позиции взрослого по отношению к своему ребенку, к другим детям, к обществу в
целом.
В частном: происходит:
- переосмысление вклада семьи в вопросы собственной безопасности на дороге, как передачи
опыта безопасности младшему поколению;
-формирование у родителей стремление к регулированию своего поведения на дорогах и улицах
города, как образца обеспечения собственной безопасности и безопасности близких;
- как принятие опыта своих родителей у детей формируются устойчивые положительные
привычки безопасного поведения на улице.
7