Напоминание

"Обследование детей с заиканием"


Автор: Бурцева Лилия Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ ЦППМСП "Центр диагностики и консультрования"
Населённый пункт: Алтайский край,г.Рубцовск
Наименование материала: презентация
Тема: "Обследование детей с заиканием"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Обследование детей с

заиканием

подготовила: учитель-логопед

Бурцева Л.Н.

Комплексный подход

Обследование заикающихся должно включать:

1. психолого-педагогическое

изучение заикающегося;

2. логопедическое изучение заикающегося;

3. анализ результатов медицинского

обследования.

Специалисты участвующие в обследовании:

1.

Невролог - определяет соматическое, неврологическое и

психическое состояние заикающегося. Ставит диагноз, назначает

медикаментозное лечение.

2. Психолог – проводит обследование эмоционально-волевой

сферы

(определяет: наличие тревожности, страхов, сформированность

психических процессов). Проводит диагностику семейных

отношений.

3. Логопед - обследует состояние речи заикающегося, особенности

его личности, моторику.

Логопедическое обследование

1. Сбор анамнестических данных;

2. Обследование состояния речи и

моторики;

3. Изучение личностных особенностей

заикающегося.

4.Заключение обследования –

составление характеристики

речевого состояния — так называемого

“речевого статуса”

Анкетные данные

ФИО обследуемого.

Дата рождения (год, месяц, число).

Домашний адрес, телефон.

Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском

саду, школе (общеобразовательной или специальной), сроки

пребывания в них. Место учебы или работы подростка и

взрослого.

5. ФИО родителей, их возраст, профессия, место работы.

6. Состав семьи.

7. Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями,

учителями или самими заикающимися).

Сбор анамнестических сведений

1

. Сведенья о семье (наследственность (нервно-психические

заболевания в семье, ускоренный темп речи/заикание у

родственников, эпилепсия) наличие двуязычия, наличие

других детей, психологический климат в семье, полная ли

семья;

2. Течение беременности и родов;

3. Ранее развитие: психо-моторное развитие ребенка,

особенности бодрствования и сна, особенности

эмоциональной сферы ребенка, наличие травм ГМ,

перенесенные заболевания, процесс адаптации в ДОУ;

Речевой онтогенез:

1. Время появления гуления и лепета;

2. Время появления первых слов;

3. Время появления простой фразы;

4. Время появления развернутой фразовой речи,

какие наблюдались затруднения при переходе

к фразовой речи;

5. Наличие, выраженность и сроки итераций.

Условия воспитания ребенка:

1. Социальная среда (где ребенок воспитывался — в Доме ребенка,

детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным

пребыванием, дома с матерью, бабушкой);

2. Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или

лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия —

какой язык преобладает в общении;

3. Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность

речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в

каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли

она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни;

насколько быстро запоминал, в каком объеме);

4. Культурно-бытовые условия в семье.

Развитие заикания:

1. Возраст, в котором появилось заикание.

2. Предполагаемые причины и характер возникновения заикания

(остро, психогенно, без видимой причины и пр.).

3. Наличие периода мутизма.

4. Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

5. В каких условиях облегчается — ухудшается речь.

6. Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и

в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения,

появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).

7. Отношение ребенка к своему речевому дефекту.

8. Какие меры принимались для устранения речевого дефекта.

9. Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося.

Для детей дошкольного возраста необходимы

следующие дополнительные сведения:

• Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность,

капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).

• Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.

• Уровень развития игровой деятельности ребенка.

• Склонность ребенка к определенным играм.

• Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.

• Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.

• Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.

• Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется

реже, чем раньше).

Для детей школьного возраста необходимы

следующие дополнительные сведения:

Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении

в школу.

• Адаптация в школе.

• Как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с

места и у доски, переход на письменный ответ и т.п.). Какой

из способов ответа на уроке предпочитается ребенком.

• Успеваемость. Влияет ли речь на успеваемость.

• Характер контактов со сверстниками.

• Характер взаимоотношений с родителями.

• Наличие “трудных” звуков и страха перед речью.

Для подростков и взрослых заикающихся:

Наличие логофобии и возраст, в котором она

появилась.

• Какие меры принимались для коррекции

заикания.

• Какие приемы использовались в целях

уменьшения речевых судорог и страха речи.

Анализ заключения специалистов

1. Анализируются состояние интеллекта, слуха и

зрения

(заключение

специалистов:

психоневролога,

отоларинголога, офтальмолога)

2. Анализируются данные, представленные

воспитателем,

психологом, музыкальным руководителем детского

сада, учителем , классным руководителем.

объективное обследование

Состояние общей моторики и тонких движений

пальцев рук,

мимической и артикуляционной моторики

Статическая координация;

Динамическая координация;

Одновременность движений;

Состояние мелкой моторики;

Мимические движения;

Артикуляционная моторика.

Обследование речевой функции

1. Строение органов артикуляции и их подвижность, звукопроизношение, ЛГСР;

2. Особенности речевого поведения (контактность, речевая активность,

характер реакции на изменение обстановки (динамичность и

своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении

тематики общения).

3. Темп речи, голос, дыхание;

4. Выраженность заикания в различных видах речи: в сопряженной речи; в

отраженной речи; в шепотной речи; в автоматизированных рядах; при

чтении стихов; при чтении прозы; в вопросно-ответной речи; в рассказе по

заданной теме; при пересказе прочитанного; в спонтанной речи.

Чтобы увидеть истинную картину З, обследование ребенка следует начать

со СПОНТАННОЙ РЕЧИ.

Заключение (Волкова)

форма заикания (тоническая, клоническая,

смешанная),

• вид судорог (дыхательный, голосовой,

артикуляторный, смешанный),

• степень заикания (легкая, средняя, тяжелая),

• темп речи (замедленный, ускоренный,

скороговорение, наличие тахилалии),

• сопутствующие заиканию дислалия, стертая форма

дизартрии, общее

недоразвитие речи,



В раздел образования