Автор: Бурцева Лилия Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ ЦППМСП "Центр диагностики и консультрования"
Населённый пункт: Алтайский край,г.Рубцовск
Наименование материала: презентация
Тема: "Обследование детей с заиканием"
Раздел: среднее профессиональное
Обследование детей с
заиканием
подготовила: учитель-логопед
Бурцева Л.Н.
Комплексный подход
Обследование заикающихся должно включать:
1. психолого-педагогическое
изучение заикающегося;
2. логопедическое изучение заикающегося;
3. анализ результатов медицинского
обследования.
Специалисты участвующие в обследовании:
1.
Невролог - определяет соматическое, неврологическое и
психическое состояние заикающегося. Ставит диагноз, назначает
медикаментозное лечение.
2. Психолог – проводит обследование эмоционально-волевой
сферы
(определяет: наличие тревожности, страхов, сформированность
психических процессов). Проводит диагностику семейных
отношений.
3. Логопед - обследует состояние речи заикающегося, особенности
его личности, моторику.
Логопедическое обследование
1. Сбор анамнестических данных;
2. Обследование состояния речи и
моторики;
3. Изучение личностных особенностей
заикающегося.
4.Заключение обследования –
составление характеристики
речевого состояния — так называемого
“речевого статуса”
Анкетные данные
ФИО обследуемого.
Дата рождения (год, месяц, число).
Домашний адрес, телефон.
Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском
саду, школе (общеобразовательной или специальной), сроки
пребывания в них. Место учебы или работы подростка и
взрослого.
5. ФИО родителей, их возраст, профессия, место работы.
6. Состав семьи.
7. Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями,
учителями или самими заикающимися).
Сбор анамнестических сведений
1
. Сведенья о семье (наследственность (нервно-психические
заболевания в семье, ускоренный темп речи/заикание у
родственников, эпилепсия) наличие двуязычия, наличие
других детей, психологический климат в семье, полная ли
семья;
2. Течение беременности и родов;
3. Ранее развитие: психо-моторное развитие ребенка,
особенности бодрствования и сна, особенности
эмоциональной сферы ребенка, наличие травм ГМ,
перенесенные заболевания, процесс адаптации в ДОУ;
Речевой онтогенез:
1. Время появления гуления и лепета;
2. Время появления первых слов;
3. Время появления простой фразы;
4. Время появления развернутой фразовой речи,
какие наблюдались затруднения при переходе
к фразовой речи;
5. Наличие, выраженность и сроки итераций.
Условия воспитания ребенка:
1. Социальная среда (где ребенок воспитывался — в Доме ребенка,
детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным
пребыванием, дома с матерью, бабушкой);
2. Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или
лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия —
какой язык преобладает в общении;
3. Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность
речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в
каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли
она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни;
насколько быстро запоминал, в каком объеме);
4. Культурно-бытовые условия в семье.
Развитие заикания:
1. Возраст, в котором появилось заикание.
2. Предполагаемые причины и характер возникновения заикания
(остро, психогенно, без видимой причины и пр.).
3. Наличие периода мутизма.
4. Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.
5. В каких условиях облегчается — ухудшается речь.
6. Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и
в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения,
появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).
7. Отношение ребенка к своему речевому дефекту.
8. Какие меры принимались для устранения речевого дефекта.
9. Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося.
Для детей дошкольного возраста необходимы
следующие дополнительные сведения:
• Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность,
капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).
• Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.
• Уровень развития игровой деятельности ребенка.
• Склонность ребенка к определенным играм.
• Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.
• Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.
• Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.
• Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется
реже, чем раньше).
Для детей школьного возраста необходимы
следующие дополнительные сведения:
• Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении
в школу.
• Адаптация в школе.
• Как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с
места и у доски, переход на письменный ответ и т.п.). Какой
из способов ответа на уроке предпочитается ребенком.
• Успеваемость. Влияет ли речь на успеваемость.
• Характер контактов со сверстниками.
• Характер взаимоотношений с родителями.
• Наличие “трудных” звуков и страха перед речью.
Для подростков и взрослых заикающихся:
•
Наличие логофобии и возраст, в котором она
появилась.
• Какие меры принимались для коррекции
заикания.
• Какие приемы использовались в целях
уменьшения речевых судорог и страха речи.
Анализ заключения специалистов
1. Анализируются состояние интеллекта, слуха и
зрения
(заключение
специалистов:
психоневролога,
отоларинголога, офтальмолога)
2. Анализируются данные, представленные
воспитателем,
психологом, музыкальным руководителем детского
сада, учителем , классным руководителем.
объективное обследование
Состояние общей моторики и тонких движений
пальцев рук,
мимической и артикуляционной моторики
Статическая координация;
Динамическая координация;
Одновременность движений;
Состояние мелкой моторики;
Мимические движения;
Артикуляционная моторика.
Обследование речевой функции
1. Строение органов артикуляции и их подвижность, звукопроизношение, ЛГСР;
2. Особенности речевого поведения (контактность, речевая активность,
характер реакции на изменение обстановки (динамичность и
своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении
тематики общения).
3. Темп речи, голос, дыхание;
4. Выраженность заикания в различных видах речи: в сопряженной речи; в
отраженной речи; в шепотной речи; в автоматизированных рядах; при
чтении стихов; при чтении прозы; в вопросно-ответной речи; в рассказе по
заданной теме; при пересказе прочитанного; в спонтанной речи.
Чтобы увидеть истинную картину З, обследование ребенка следует начать
со СПОНТАННОЙ РЕЧИ.
Заключение (Волкова)
• форма заикания (тоническая, клоническая,
смешанная),
• вид судорог (дыхательный, голосовой,
артикуляторный, смешанный),
• степень заикания (легкая, средняя, тяжелая),
• темп речи (замедленный, ускоренный,
скороговорение, наличие тахилалии),
• сопутствующие заиканию дислалия, стертая форма
дизартрии, общее
недоразвитие речи,