Автор: Денисова Юлия Георгиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №1 СП "Детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие детской инициативы и самостоятельности средствами театральной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие детской инициативы и самостоятельности средствами
театральной деятельности»
ФГОС указывает, что одним из основных принципов дошкольного
образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для
создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами,
определёнными ФГОС, по нашей сегодняшней теме предусматриваются
следующие
• проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах
деятельности;
• выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• проявлять способность к волевым условиям;
• самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам
людей;
• проявлять способность к принятию собственных решений.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для
детей, а театрализованная деятельность, во-первых, консолидирует в себе все
сферы инициатив, и во-вторых, она дает большой простор для творческих
проявлений ребёнка:
• развивает творческую самостоятельность детей;
• побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок;
• поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные
средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную
интонацию и жест, которые дети привносят в свою деятельность, наблюдая
за окружающим их миром - как ходят пожилые люди, голосовой тембр
собачки и кота, мышки воплощать их, создавать свой художественный образ
персонажа, именно оттуда они берут интересные идеи, через своё умение
видеть необычные моменты в обыденном.
В этом и есть развитие самостоятельности, инициативы, и творческого
воображения через ассоциативное мышление.
Творческая самостоятельность проявляется в том, что в
театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде.
Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо
воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает
выразительные средства, перенимает их от старших.
Театрализованная игра рассчитана на активное участие ребенка, знания
в которой мы преподносим в виде проблемной ситуации, разрешаемые
взрослыми ребенком в совместных активных поисках, и каждое новое
решение творческой задачи обязательно поощряется.
Большое место в поддержке и инициативе детей уделено музыке, так как
музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску.
Благоприятно воздействуют на ребенка, направляют его чувства и мысли,
побуждают выполнять движения. В своей работе мы идем не только от
драматического образа, но и от музыкального
Работа по театрально-игровой деятельности ведётся в тесном контакте:
- с музыкальным работником, поскольку без развития музыкальных
способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без
определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в
театральном творчестве невозможно.
- с учителем-логопедом, в необходимости добиваться чёткой дикции, силы
голоса, правильного произношения, необходимостью грамотно изъясняться.
- с педагогом-психологом, работа ведётся с застенчивыми и малоактивными
детьми.
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление
ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, требуется и
участие родителей. Сотрудничество с родителями включает в себя такие
формы
работы,
как
выступление
на
родительских
собраниях;
индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов,
театральных костюмов и декораций; тематические выставки и папки-
передвижки;
участие
в
праздниках,
развлечениях,
театральных
представлениях.
Сотворчество
сближает
детей,
родителей,
педагогов,
приносит удовлетворение от результатов совместной деятельности.
Таким образом
,
подобная организация театрализованной деятельности
способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех,
т.к. взрослые и дети вступают здесь, как равноправные партнёры
взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребёнок
естественно и непринуждённо усваивают богатейший опыт взрослых,
перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности
педагоги лучше знают детей, особенности их характера, темперамента,
мечты и желания, создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение
к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения
между взрослыми и детьми.
В нашем саду театральная деятельность представлена на достойном
уровне.
Создана
пространственная
среда
–
в
группах
есть
центры
театрализованной деятельности, где представлены различные виды театров,
ширмы для показа спектаклей, в саду большой набор костюмов для игры в
театр.
В своей работе столкнулись с двумя основными проблемами:
Что делать, если ролей не хватает на всех детей? Кто будет играть
отрицательные персонажи?
Первую из них помогает решить подгрупповая кружковая работа по
театральной
деятельности
(парное
проигрывание
ролей),
кроме
того
приходиться придумывать дополнительные роли.
Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей –
несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными
детьми,
индивидуального
подхода
к
каждому
ребенку.
Поскольку
положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то,
дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и
находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В
таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все
– и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть положительные и
отрицательные роли. Причем зачастую играть роль отрицательного героя
немного сложнее.
Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок проявляет
собственную инициативу проявляет, способствует к самовыражению «Я
могу», «Я сумею»; «Это очень просто, я тебе помогу»; «Я очень творческий
ребенок, у меня все получится!»
Дети, приобретают новые знания, умения и навыки. У них развиваются
выразительность речи и движений, инициативность, способность по –
новому взглянуть, на привычное и знакомое. Легко вступают в контакт с
детьми других групп, со взрослыми, стали более сознательно пользоваться
языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях
речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес
к самостоятельному познанию и размышлению.
Внедряя в образовательный процесс театрализованную деятельность, мы
делаем жизнь детей интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими
впечатлениями. Театральное искусство вводит детей в мир прекрасного,
развивает сферу чувств, способность поставить себя на место другого,
радоваться и тревожиться вместе ними.
Так, давайте же воспитывать в наших детях чувство прекрасного, которое
они понесут через всю свою жизнь!
Литература:
1.
Маханева
М.
Д.
Театрализованный
занятия
в
детском
саду:
пособие
для работников дошкольных
учреждений.
– М.
: ТЦ Сфера,
2003.
– 112
с.
2.
Мерзлякова
С.
И.
Фольклор
–
Музыка
–
Театр.
Программы
и
конспекты
занятий педагогов
дополнительного
образования,
работающих
с
дошкольниками.
– М.
: Просвещение,
1999.
– 130
с.
3.
Смирнова
Е.
О
Дошкольный возраст:
формирование
доброжелательных
отношений
// Дошкольное
воспитание.
– 2003.
–
№
9.
–
С.
9-10.
4.
Чурилова
Э.
Г.
Методика
и
организация
театрализованной
деятельности
дошкольников
и
младших
школьников.
–
М.
:
ВЛАДОС,
2003.
– 115
с.