Автор: Гартман Екатерина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Ачинская школа № 3"
Населённый пункт: город Ачинск Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие графомоторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью"
Раздел: начальное образование
Развитие графомоторных навыков у детей с умеренной умственной
отсталостью.
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и
движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их
соединения.
Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и
психологически сложен. При письме в координированную деятельность
вовлекаются кора головного мозга, органы зрения, слуха, многие мышцы
тела.
У детей с умеренной степенью умственной отсталости отмечается
недостаточность моторных систем и плохо развитое чувство ритма, что
является необходимым условием для развития графомоторных навыков как
залога успешного усвоения процесса письма.
У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев
рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при
переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Кроме того, в
состоянии общей моторики отмечается снижение двигательной памяти и
самоконтроля, затруднения при переключении движений у большинства
школьников, нарушения темпа и ритма движений. Таким образом, дети с
нарушением интеллекта, отличаясь неточной координацией и общей
недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно
держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки,
чертить ровные линии.
Все это обуславливает трудности процесса формирования
графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта умеренной
степени.
Правильное развитие мелкой моторики и формирование
графомоторных навыков у ребенка с интеллектуальной недостаточностью не
возможно без направленной коррекционной работы.
Нарушение развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и,
по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и
воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.
Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших
психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические
условия, необходимые для их формирования.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные
изображения, но с недостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии
реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию
предметов (изображение их с помощью символов).
Система игр для индивидуальных занятий с ребенком направленных на
развитие графомоторного навыка.
Массаж. Очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит, и
интеллектуальных способностей маленького человека, потому что, массируя
пальчики, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного
мозга. Массаж рук и плеч, выполняемый регулярно, помогает малышу
совершенствовать координацию движений.
Гимнастика для пальчиков. Направлена на улучшение координации
движений пальцев, тренировка мышц, ловкость, умение концентрировать
внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих
рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»,
«влево», «вверх», «вниз» и т.д.
1.
Апельсин.
2.
Замок.
3.
Сорока-белобока.
4.
Дождик.
5.
Пальчики.
Игровые тренажеры/ Пальчиковые тренажеры. Способствуют развитию
координации пальчиков, пространственного ориентирования, ловкость,
развитие глазомера.
1.
Собери бусы
2.
Развяжи узелок, расплети косичку
3.
Перекатывание карандаша
4.
Веселые дорожки. Пальчики «шагают».
Работа с пластилином /Работа с разнофактурными наполнителями
Способствуют развитию тактильной чувствительности, сенсорного
восприятия и сложной координации движений пальцев и кистей рук.
1.
Сенсорные подушечки
2.
Месим «тесто»
3.
Работа в песочнице
4.
Выбери фасоль
Работа с бумагой направлена на развитие точности движений,
сложнокоординированных движений пальцев и пространственного
ориентирования
1.
Аппликация
Актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными
возможностями здоровья трудно недооценить. Известный педагог В. А.
Сухомлинский утверждал, что ум ребенка сосредоточен именно на кончиках
пальцев. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе
ощупывания, в сознании малыша складывается целостное представление об
их свойствах и качествах. Исследования ученых показали, что уровень
развития детской речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты Института
физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи
происходит под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов,
передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее
движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
К сожалению, очень часто у детей с ограниченными возможностями здоровья
затруднена именно функция речи, что, безусловно, осложняет общение
малыша с близкими и коррекционную работу с педагогом.
Развитие графомоторного навыка влияет не только на умение писать и
держать карандаш в руке, но и на концентрацию внимания, усидчивость и
старательность на занятиях, развиваются речь, мышление, зрительное
восприятие и память.
Список литературы:
1.
Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч.
тр./ Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1987
2.
Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1990.
3.
Практикум по олигофренопсихологии. – Ленинград: ЛГПИ им.
А.И. Герцена, 1980, – 80 с.
4.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. –
Ярославль: Академия развития. 2007. – 192 с.: ил.