Автор: Акжан Рахметулловна Тургунова
Должность: моау "сош № 39 г.орска"
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 39 г.Орска"
Населённый пункт: Орск
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Организация краеведческого музея в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Организация краеведческого музея в ДОУ»
Орск, 2024
1
МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»
Содержание
ИПМ 1.Сведения об авторе………………………………………………… 2
ИПМ 2.Условия формирования опыта ……………………………………. 2
ИПМ 3.Теоритическая база опыта…………………………………………. 2
ИПМ 4.Актуальность и перспективность опыта…………………………..3
ИПМ 5.Новизна опыта……………………………………………………….4
ИПМ 6.Адресность опыта…………………………………………………....4
ИПМ 7.Трудоемкость опыта…………………………………………………4
ИПМ 8.Технология опыта……………………………………………………4
ИПМ 9.Результативность опыта ……………………………………………7
Литература ……………………………………………………………… …. 8
2
МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»
ИПМ 1.Сведения об авторе:
Тургунова Акжан Рахметулловна, воспитатель МОАУ «СОШ № 39 г.Орска№
ИПМ 2.Условие формирования опыта работы
Опыт работы над темой «Мини-музей в детском саду» складывался
постепенно. Создавать наш музей мы начали в 2021 году. В течение года
была создана творческая группа, определено направление, выбрано место
расположения, название мини-музея. Вместе с оформлением документации
по крупицам собирались экспонаты для экспозиции. С 2021
года весь
педагогический коллектив нашего учреждения принимает участие в работе
музея, в пополнении эскпозиции.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его
«мини-музей».
Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для
которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную
ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их
создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к
мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома
экспонаты. Ребята из старших групп пополняют их своими рисунками.
ИПМ 3.Теоретическая база опыта
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в
специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую
популярность в системе дошкольного образования и воспитания —
создаются
музейные
программы,
выходят
книги,
разрабатываются
методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с
воспитанием
и
образованием
детей,
через
осуществление
музейно-
педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в
условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего
мира играет роль учителя и воспитателя.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было
заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин
и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику,
об
этом
свидетельствуют
музейно-образовательные
программы
для
воспитанников образовательных учреждений.
Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры
(Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство
3
МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»
российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве
информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).
ИПМ 4.Актуальность и перспективность опыта работы
Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с
переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему
развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы
формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к
прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.
«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную
оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей,
похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал Д.С. Лихачев.
Изучение родного края становится важнейшим и обязательным
компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими
целевыми установками современного образования (познание окружающего
мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а
также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного,
понятного, близкого к сложному).
Создание краеведческого музея в детском саду обусловлено также
необходимостью
включения
национально-регионального
компонента
в
воспитательную систему ДОУ, цель которой – формирование личности,
главными качествами которой являются осознание себя как представителя
определенного этноса, готовность и способность к взаимодействию с
другими личностями, культурами, обществом.
ИПМ 5. Новизна педагогического опыта
Научная новизна заключается в использовании голографического
подхода
в
педагогике,
который
основывается
на
том,
что
для
разностороннего формирования ребенка необходимо правильно, многомерно
и объемно сочетать все явления, факторы и условия, в которых развивается
данный человек, а также на том, что сообщаемые знания должны носить
характер
объемности
и
многомерности,
отражая
многомерность
и
объемность окружающей среды в соответствии с жизненным опытом
ребенка.
Обращаем
внимание
на
то,
что
здесь
должен
иметь
место опережающий
жизненный
опыт,
то
есть
знания,
полученные
голографическим способом, должны рождать (задавать) этот опыт, активно в
него включаться, расширять его.
Голографический подход в педагогике – это и система педагогических
методов воспитания и обучения, построенная на жизненном опыте многих
поколений людей и направленная на объемное естественнонаучное и
духовно-нравственное восприятие Образа Мира. Этот подход способствует
многомерному освоению окружающего пространства (в красках, звуках,
форме, числах, словах и т.п.), формирует чувственное восприятие мира, его
тонкое понимание и гармоничную жизнь в нем.
4
МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»
ИПМ 6.Адресность опыта
Материалы представленного опыта работы могут использоваться
педагогами ДОУ.
ИПМ 7.Трудоемкость опыта
Методический процесс организации мини-музея в детском саду -процесс
длительный,
но
увлекательный.
Он
включал
следующее:
- организацию предметно-пространственной среды (мини-музей), уголков
родного края;
- подбор художественно-дидактических пособий, материалов, составление
библиографии по разработанным темам;
-использование технических средств обучения (ТСО): аудио, видео -
техника;
- повышение квалификации педагогов путем проведения консультаций.
ИПМ 8.Технология опыта
Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».
На этом этапе мы создали творческую группу педагогов, которые
организуют работу по созданию мини-музея. Определили тему мини- музея,
наиболее актуальную для нас- это краеведение. Разработали тематическое
планирование мини-музея и музейных экспозиций. Определили перспективы
создания мини-музея и разработали алгоритм.
Цель работы:
Формирование интегративных качеств у детей старшего
дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре и традициям
разных народов Оренбуржья.
Задачи:
Образовательные
1.Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба
народов».
2. Дать ориентиры понимания социального и культурного развития
разных народов.
3. Обогащать представления детей об окружающем их социальном мире.
Развивающие
1.
Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта
народов Оренбуржья.
2.
Развивать стремление к познанию национальных традиций.
3.
Развивать толерантное отношение дошкольников к людям других
национальностей.
Воспитательные
1.
Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ.
2.
Воспитывать
бережное
отношение
к
культурам
народов.
3. Воспитывать чувство уважения к традициям других народов.
5
МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»
Работа в музее строится по общепринятым принципам
1.
Наглядности.
При
подборе
коллекции
учитывается
прежде
всего
образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой
наглядный и практический материал.
2.
Природосообразности
-
мини-музей
должен
учитывать
психофизиологические
особенности
детей
разного
возраста
и
предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого
ребенка;
3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной
программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных
образовательных областей, в частности
4. Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать
тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках
выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;.
5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий
обогащать личный опыт.
6. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при
необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в
отдельные группы в «музейном сундучке»)
7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
8. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе
вещей).
9. Регионального компонента - мини-музей должен предусматривать
организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их
региона, а также культурой других народов, что способствует развитию
толерантности и формированию чувства патриотизма.
2 этап - основной
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата
можно
достичь
только
в
том
случае,
если
будет
осуществляться
взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей
и педагогического коллектива.
Месторасположение мини-музея определяли с учётом интерактивности
и
полифункциональности
музейного
пространства,
психологической
комфортности и безопасности деятельности.
Оформление мини-музея
Содержание работы в музее логически структурировано и
представляет собой систему из трех разделов – тем:
1.
Дом, где мы живем (Оренбургский край, многонациональность,
природные богатства).
2.
Русская изба.
6
МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»
3.
Народные
праздники
(русские,
башкирские,
татарские,
казахские);
Имеется паспорт музея, где описаны все экспонаты, игры, наглядный
материал.
Дом, где мы живем (Оренбургский край, многонациональность,
природные богатства).
В музее собрана литература на тему «Орск и Оренбургская область»,
созданы
картотеки
игры,
обычаев,
культуры
национальностей,
проживающих на территории Оренбургской области, символика России и
Оренбургской области.
С помощью родителей мы сшили национальные костюмы, есть
атрибутика для игр.
Педагогами совместно с детьми была создана книга «Мое Оренбуржье»,
где мы постарались рассмотреть природу, культуру, население нашей
области.
Русская изба
Сначала родители приносили по нашей просьбе различные атрибуты на
занятия по региональному компоненту, постепенно у нас появились
различные экспонаты русской избы экспонаты.
Народные праздники
В музее мы проводим народные праздники такие как праздник урожая,
рождество, колядки, масленица, навруз, пасха.
Формы работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея
достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий,
проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.
Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы с
детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх,
творческих заданиях.
Размещение музея в групповом дополнительном помещении позволяет
выстраивать
материал
музея
постепенно,
по
мере
получения
новой
информации.
Но чтобы привлечь внимание детей и не сливался с общим фоном,
необходимо
педагогу
проявить
искусство
дизайнера.
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано.
Оно
отличается
кратковременностью,
неустойчивостью.
Поэтому
эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и
от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их
привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант
размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости,
например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше
всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования.
Например, размещенная таким образом коллекция часов даст представление
7
МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»
об их разнообразии. В мини – музее может быть представлена какая- нибудь
коллекция, но все же его основная задача — показать объект с разных сторон
отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной
плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
-размещение материала на настенных полочках;
-использование ширм.
-использование стендов;
-использование мобиле;
Дополнительная информация
Показывая родителям мини-музей, дети постоянно задают им вопросы, на
которые мамы и папы не всегда могут ответить. Поэтому у нас есть папки с
описанием экспонатов и дополнительной информацией.
Для поддержания интереса детей к экспозиции в разных местах мини-
музея могут периодически появляться различные «секретики» — задания,
необычные экспонаты, сюрпризы.
Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игра, в нашем
мини-музее детям предоставляется возможность играть. Содержание и виды
игр обычно зависят от темы
(сюжетно-ролевые, игры-драматизации,
дидактические и т.п.). Дидактические игры или материалы для игровых
упражнений расположены в коробках и конвертах.
Привлечение родителей
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-
музея, мы опирались на следующие принципы:
-партнерство родителей и педагогов;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной
педагогики;
-помощь,
уважение
и
доверие
со
стороны
родителей.
В процессе работы родители постепенно, становились активными
участниками создания мини-музея. Совместно с мамой и папой дети
подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из
брошенных
вещей),
оформляли
экспозиции,
что
способствовало
стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и
детей, сделало их настоящими партнерами.
ИПМ 9.Результативность опыта
3 этап – заключительный
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а
вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно
процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха
Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и
руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической
возможности мини-музея как максимальное и системное использование
8
МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»
принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно —
демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном
музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец
экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял
экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в
свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама,
бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду —
его интерактивность. Если детям разрешают потрогать , понюхать, поиграть,,
рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными
к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче
усваивают материал.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой
личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением
уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
9
МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»
Литература
1.
Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва
2000г.
2.
«Музейная педагогика», под редакцией
А.Н.Морозовой,О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва,
2008г.
3.
О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство
– Пресс», 2008г.
4.
Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в
детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.
10
МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»
Приложение № 1
Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному
предмету объекту природы или явлению способствует использованию
системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и
РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых
разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход
вполне доступен дошкольникам.
Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти
ячеек. Этот объект называется «Система» (1)
6 где находился
2 где находится
8 где находится
4 прошлое объекта
1 объект
5 будущее объекта
7 часть объекта
3 часть объекта
9 часть объекта
Любой объект (система) является частью чего-либо или находится в каком-
то специальном месте (дерево в лесу, конструктор на полке и т.д.). Это
место называется «Надсистема» (2).
Объект (система) состоит из каких-либо частей, деталей (в платье есть лиф,
рукава, юбка, воротник и т.д.). Ячейка, в которой мы рассматриваем
«анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3).
Таким
образом,
рассмотрев
центральный
столбец,
можно
получить
некоторые сведения об объекте. Далее необходимо рассмотреть центральную
горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.
Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлся объект (система) в прошлом.(Чем
была елочка до того, как стала елочкой?) . «Прошлое системы».
Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим
объектом? «Будущее системы».
Таким образом получаем об объекте разнообразную информацию. С детьми
младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях.
Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.
Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у нее
есть и собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была
яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и
«мамин животик» (6 – надсистема системы в прошлом). А такой предмет,
как книга, можно рассматривать с точки зрения происходивших с ней
изменений: какой книга была в старину, как создавалась.
Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо
состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру,
использовалась береста.
Точно также рассматривается и система в будущем – ее надсистема и
подсистема (8, 9). Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем?
11
МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»
Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:
Антисистема – условно говоря, враги нашего объекта.
Нейтральная система – то, что никак не реагирует на наш объект, равно как
к объекту все равно, существует нейтральная система или нет. Например,
слону все равно, есть ли у нас дома шкаф.
12
МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»