Автор: Сальникова Надежда Алексеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: Ставропольский край, пос.Подкумок, ул.Железнодорожная 63
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями посредством кукольного театра
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческих способностей детей с ограниченными
возможностями посредством кукольного театра
Кукольный театр – помощник в воспитании и обучении детей. Он
пробуждает активность ребёнка, оказывает большое эмоциональное влияние,
способствует развитию основных психических функций памяти, внимания,
мышления, воображения, а также содействует формированию творческой
активности.
Кукольный театр оказывает большое влияние на развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
и имеет ряд
преимуществ - это доступность деятельности, так как может применяться как
специалистами, так и родителями в домашних условиях, эффективен в
решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в работе по
формированию личности ребенка.
Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического
или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития,
не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Но театрализованная
деятельность является самой эффективной формой воздействия на сознание
«особого»
ребенка,
способствующая
формированию
творческой
личности.Она понятна, близка каждому ребенку, потому что связана с
игрой.Через театрализованную деятельность ребенок получает больше
информации об окружающем мире, у него развивается воображение так как
во время спектакля он переживает различные эмоциональные состояния.
Предпосылкой успеха в работе социальных педагогов отделения «Мать
и дитя» Краевого реабилитационного центра «Орленок»
по развитию
творческих способностей детей с ОВЗ является создание благоприятных
условий для налаживания доверительного контакта с ребенком. Интересной
формой
организации
занятий
является
творческая
деятельность,
пробуждающая в ребенке познавательную и творческую активность.
Чтобы
занятия
по
театральной
деятельности
были
более
эффективными, педагоги обращают внимание на следующие моменты:
организация рабочего пространства, ознакомление детей с игровыми
заданиями, подготовка необходимых материалов, непосредственное участие
во всех играх детей, а главное похвала - ведь, это прекрасный стимул для
дальнейшего взаимодействия с детьми.
В своей работе педагоги используют кукольный театр «би-ба-бо»
(пальчиковый театр) по сказкам «Репка», «Теремок», «Бычок-смоляной
бочок». Персонажи надеваются на всю кисть руки, что позволяет в процессе
спектакля управлять героями простыми движениями: кланяться, шевелить
руками, немного поворачиваться, изображать испуг, радость и удивление.
Когда ребенок управляет персонажем он мысленно отображает себя свои
чувства и эмоции, а также может более точно, без помощи слов, выразить все
то, что происходит в его жизни. Таким образом развивается воображение
ребенка и это стимулирует его творческую активность.
В кукольном театре могут принимать участие и родители. Для
взрослых и детей это хорошая возможность найти общий язык, улучшить
отношения, изменяется стиль взаимоотношений. Вследствие чего изменится
состояние и поведение ребёнка в лучшую сторону. Все это даёт возможность
родителям по-новому смотреть на свою жизнь и жизнь своих «особенных»
детей с ОВЗ.
Таким
образом,
занятия
театральной
деятельностью
не
только
способствует развитию творческой активности, но и учат детей точно
формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий
мир. Дети проникаются добрыми чувствами, переживают вместе с героями
сказок, а вместе со всем этим постигают простую и сложную, поучительную
и удивительную правду жизни, что позволяет сделать жизнь детей с ОВЗ
счастливее, а их внутренний мир ярче и богаче.
Социальный педагог
отд. «Мать и дитя»
Сальникова Н.А.