Авторы: Ефимова Светлана Ивановна, Диканова Татьяна Александровна
Должность: воспитетель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 79 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: Художественно-эстетическое развитие лепка
Тема: "Ежик"
Раздел: дошкольное образование
Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Ёжик» для детей 4-5 лет.
Образовательная деятельность «Познавательное развитие» (ознакомление с
окружающим природным миром)
1.
Расширять представления о жизни диких животных (заяц, белка,
медведь, ёж) осенью в природных условиях.
2.
Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1.
Развивать умение разыгрывать несложные сюжеты.
2.
Воспитывать доброту, отзывчивость, стремление оказывать помощь.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (лепка)»
1.
Способствовать формированию умения самостоятельно изображать
ежа, пользуясь знакомыми способами лепки (лепка объёмной фигуры
овальной формы , оттягивание отдельных деталей от общей формы);
экспериментировать с художественными материалами для
изображения колючей «шубки».
2.
Развивать чувство формы, способности к композиции.
3.
Воспитывать художественный вкус, инициативность в деятельности.
Материалы, инструменты, оборудование:
- солёное тесто,
-сухие листья (для фона),
-для «иголок» разный материал на выбор: семена подсолнуха,
макароны, трубочки для коктейля (разрезанные на кусочки
приблизительно 3-5 см), иголки сосны, ягоды рябины,
-для глаз и носа материал на выбор: бусинки, горох, греча,
-стеки, доски для лепки, салфетки бумажные,
-подставка для готовых работ.
Ход занятия
1.
Организационный момент
В лес осенний, на прогулку,
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдём
И весёлое настроение
Мы с собою унесём.
(гуляем по «лесу»)
2.
Вот и пришли мы в осенний лес. Он не простой, а волшебный.
-Как вы думаете, кого мы можем здесь встретить? Каких зверей?
(ответы детей)
-Отгадав загадки, вы узнаете какие звери живут в этом лесу.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы (заяц)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом (белка)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
Сердитый недотрога
Иголок очень много.
Живёт в глуши лесной,
А нитки - ни одной (ёж)
- Молодцы, ребята! Много зверей живёт в лесу. Но где же они все?
Осенью звери в лесу что делают? (готовятся к зиме)
-Закройте глазки. Сейчас произойдёт волшебство. (надеваю маски
зверей (заяц, две белки, медведь, ёж) на детей)
-Я вижу белок, зайчишку, ёжика, медведя. Давайте послушаем, как
они приготовились к зиме. (дети садятся на «пеньки»)
Сценка
Заяц:
В серой шубке меховой
Не могу гулять зимой,
Пришло время мне линять,
Шубку серую менять.
Зимой быть серым не могу-
Нигде не спрячусь на снегу!
-Зайка, не волнуйся. Иди меняй свою шубку-серую на белую.
-А зачем заяц меняет шубку? (он прячется от волка и лисы)
-А чем питается зимой? (обгладывает кору с деревьев)
-Ой, а это белочки-красавицы.
Белки:
Так спешили, так спешили,
На сучках грибы сушили,
Ну а днём, когда светло,
Уносили их в дупло!
А ещё с сестрицей в спешке
Собирали мы орешки.
Унесли к себе домой,
Будем щёлкать их зимой!
-Зачем белки собирают орешки? (Осенью белочки готовят запасы на
зиму-сушат грибы, натыкая их на ветки, собирают орешки и прячут
их в дупло. Но часто зимой они не находят свои запасы, поэтому
лакомятся тем, что запасли другие белки).
-А белки меняют свои шубки 6на зиму? Почему? (Летом они рыжие,
а зимой-серые. На дереве они становятся незаметными для врагов).
-А это Мишенька-медведь идёт.
Долго по лесу гулял
И под дождик я попал.
Лапки промочил и шубку…
-Ах ты, бедный мой Мишутка!
Мишка очень любит мёд,
Спи, пока весна придёт!
-Как готовится к зиме медведь? (нагуливает жир, ест ягоды, грибы,
рыбу, муравьёв, жуков).
-Почему медведя зовут медведем? (мёд ведает-очень любит мёд).
-Вот бежит по лесу ёжик,
С грузом он-не видно ножек!
Ты куда, колючий ёж?
Что на спинке ты несёшь?
Ёж:
Я за лето так устал,
Я грибочки собирал,
На спине моей листочки
Осинок, кленов и березки.
Сделал теплую постель,
Не страшна теперь метель!
-Как готовятся ежики к зиме?
(Ежики сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке,
устланном травой, листьями. Он всю зиму спит, поэтому запасы ему
делать не нужно).
-Пора зверям отправляться домой, а нашим ребятам к нам.
(Встаем в круг и говорим слова: -Ресницы опускаются, глазки
закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
1,2,3-волшебство произойди! – снимаем шапочки).
Раздается плач.
-Кто же это так тихо плачет? (ежик-игрушка).
-Почему ты такой грустный?
Ежик: -Как вам вместе весело, вы такие дружные! У всех зверей
есть друзья, а я-один. Мне так одиноко.
-Ребята, поможем? А как же нам помочь ему? (дети высказывают
свои предложения).
-Мы вылепим друзей для ежика. Я приглашаю вас в лесную
мастерскую (проходят за столы).
-Что есть у ежа, чего нет у других зверей? (колючки).
-Из каких материалов можно сделать колючки? (деревянные
палочки, пластиковые трубочки, иголочки сосны).
-Что еще есть у ежа? (туловище, голова, ноги).
-Туловище мы будем лепить из теста. Берем кусок теста,
раскатываем шар и превращаем его в яйцо. Вытягиваем и заостряем
носик, приподнимаем вверх, будто ежик принюхивается, где его
добыча.
-А что подойдет для носика и глаз? (бусинки, перец, горошек).
-Давайте разомнем пальцы, приготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика «Ежик колючий»
Ежик, ежик колкий,
(пальцы двух рук сплетены в «замок»)
Покажи иголки.
(движения кистями вправо-влево)
Вот они, вот они, вот они.
(пальцы выпрямляются, пальцы сложены в «замок»)
Ежик, ежик колкий,
(движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз и нет иголок.
(пальцы в «замок»).
-Выбирайте необходимые материалы и приступайте к работе.
(на тарелочках материалы для иголок, глаз)
(под звуки леса дети работают)
Итог
-Как много у Ежика появилось друзей!
Вы старались, мастерили, трудно было не устать!
Потрудились от души, все работы хороши!
(дети помещают свои поделки на подставку с листьями)
Еж: -Большое спасибо! У меня появилось много замечательных
друзей. Они помогут мне утеплить мой зимний дом, и будет в нем
уютно и тепло!
-Примите от меня подарок-яблоки!
Упражнение «Дружба»
Вот однажды на прогулку вышел ежик погулять,
По тропинке громко топал, друга он пошел искать.
Где ты, где ты, мой дружочек? Без тебя так трудно жить.
Встретил ежик наш ежонка и сказал: «Давай дружить!»
Ежик с другом покружился. Он в лесу устроил бал,
А потом остановился, по головке гладить стал.
Спиночки друзья чесали, вправо, влево, вверх и вниз,
Потом друг другу улыбнулись и крепко-крепко обнялись!