Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
Раздел: дошкольное образование
Артикуляционная гимнастика как средство
формирования правильного звукопроизношения
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Правильная речь является важнейшим условием для успешного
обучения реб нка в школе. Чем лучше развита у реб нка устная речь, тем
ѐ
ѐ
легче ему будет овладеть чтением и письмом. У реб нка к моменту
ѐ
поступления в школу должно быть ч ткое и правильное произношение
ѐ
всех звуков.
Звуки
речи
образуются
в
результате
сложного
комплекса
движений артикуляционных органов речи.
Артикуляционная
гимнастика
является
основой
формирования
речевых
звуков
и
коррекции
нарушений
звукопроизношения;
она
включает
упражнения
для
тренировки
подвижности
органов
артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ,
языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как
всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель
артикуляционной
гимнастики
-
выработка
полноценных
движений
и
определенных
положений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику:
гимнастика даст наилучший результат, если она проводится в
форме игры и интересна для ребенка;
на
одном
занятии
не
следует
давать
больше
двух-трех
упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь
после того, как будут усвоены предыдущие;
все
упражнения
надо
выполнять
естественно,
без
напряжения
(ребенок
сидит
спокойно,
плечи
не
поднимаются,
пальцы
рук
не
напряжены и не двигаются);
некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет
взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась
устойчивость наиболее важных положений губ, языка;
инструкции следует давать дробно, например: «Улыбнись; покажи
зубы;
приоткрой
рот;
подними
кончик
языка
вверх
к
бугоркам
за
верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком [д-д-д]»;
если
логопед
поставил
ребенку
звуки,
надо
их
постепенно
вводить в речь, т. е. учить правильно употреблять звук в слогах, словах,
а затем во фразовой речи.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы
вырабатываемые
у
ребенка
двигательные
навыки
закреплялись,
становились более прочными.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо
соблюдать определенную последовательность, идти от более простых
упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в
игровой форме.
Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым может
быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если
же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, то не
даем новых упражнений, а отрабатывает старые.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком
положении
у
ребенка
прямая
спина,
он
не
напряжен,
руки
и
ноги
находятся в спокойном положении.
Желаем Вам успеха!
Консультацию подготовила
воспитатель
МАДОУ «ЦРР – ДС № 68 г. Благовещенска»
Теличенко Ю.Е.