Автор: Доценко Татьяна Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Поволжского округа"
Населённый пункт: г.о. Новокуйбышевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни и ответственному родительству"
Раздел: дополнительное образование
Нами разработана и успешно реализуется программа по подготовке
детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
ОСАНиМ
(Отделение
социальной
адаптации
несовершеннолетних
и
молодежи), к
семейной жизни
и ответственному родительству ( далее
Программа).
В перечень программных мероприятий входит занятия у
педагога-
психолога,
направленных на формирование у воспитанников юношеского
возраста брачно-семейных представлений, на подготовку девушек-сирот к
планированию семьи и благополучному материнству, на формирование
правовой компетентности в вопросах брачно-семейных отношений.
Задачи программы: оказание помощи в осуществлении социально-
психологической ориентации в проблемах межполовых и брачно-семейных
отношений;
поддержание
позитивных
взглядов,
позиций
и
установок
воспитанников на проблемы межполовых и брачно-семейных отношений.
В начале работы используются занятия, тематика которых направлена на
выявление и анализ проблем группы по формированию брачно-семейных
отношений, формирование представлений о моделях поведения мужчины и
женщины, традициях русской семьи (блок «Двое»). Далее в программе подбор
тематики и содержания занятий обоснованы появлением жизненных планов
юношей и девушек, становлением системы жизненных ценностей, в том числе
и в вопросах создания семьи (блок «Двое – семья»). В содержание блока
включены занятия, анализирующие семью как многофункциональное явление,
рассматривающие
важность
построения
взаимоотношений
и
ролевого
поведения
супругов.
Участники
занятий
пытаются
решать
семейные
конфликты, прослеживают путь супругов от начала семейной жизни до
достижения ими стадии взаимопонимания и взаимодействия, размышляют о
факторах и условиях создания счастливой семьи. Заканчивается работа по
программе занятиями, направленными на формирование представлений о роли
родителей в семье (блок «Школа родителей»). В ходе занятий юноши и
девушки примеряют на себя роль родителей, изучают психологические
особенности развития ребенка.
Основными технологиями реализации программы выбраны:
– мозговой штурм (применяется для стимуляции дискуссии по теме или
вопросу, так как воспитанники детского дома обычно недостаточно активны,
затрудняются в формулировании и доказывании своих мыслей);
– групповая дискуссия, дискуссия в малых группах (при включении дискуссии
в ход занятия ведущий определяет тему и перечень обсуждаемых вопросов);
–
ролевая
игра
(роли,
предложенные
юношам
и
девушкам,
должны
основываться на знакомом им социальном материале);
– работа с памятками, таблицами и схемами (используется как информативная
форма подачи материала в сжатой форме, в отдельных случаях участникам
предлагается обсуждение и внесение изменений в готовый текст памятки);
– решение проблемных ситуаций.
Остановимся
на
последнем
из
перечисленных
методов
работы,
вызывающем, по оценкам участников занятий, наибольший интерес. Решение
проблемных
ситуаций
используется
в
качестве
метода
закрепления
и
расширения представлений (темы: «Роль матери в семье», «Роль отца в семье»,
«Новые права и обязанности», «Имидж семьи»). Воспитанники детских домов
не имеют обширного реального опыта взаимоотношений в семье, поэтому
используется
следующий
алгоритм
работы
над
ситуациями:
поиск
и
формулирование проблемы; предложение различных вариантов ее решения;
принятие решения; прогнозирование последствий такого решения.
Рефлексивная диагностика представлена в виде матрицы, которую
участники заполняют в конце каждого занятия, при этом воспитанники
оценивают свою работу по двум критериям: оценка активности и оценка
интереса. Каждое следующее занятие начинается с обсуждения итогов
заполнения матрицы предыдущего. Применение такого способа рефлексии
позволяет решать диагностические задачи для ведущего – определение степени
заинтересованности подбором тем, анализ актуальности проблем, обсуждаемых
на занятии, – и в то же время предоставляет возможность молодым людям
поделиться впечатлениями и ощущениями после проведения нескольких
занятий.
Продолжает
и
дополняет
работу
по
подготовке
выпускников
к
ответственному
родительству
программа
«Аист»,
цель
которой
–
способствовать осознанной позиции в вопросах планирования семьи и
благополучного материнства. Программу реализуют воспитатели детских
домов с девушками 15–18 лет.
Логика
построения
содержания
программы
следующая.
Сначала
проводятся занятия, в которых рассматриваются как физиологические и
психологические аспекты беременности и родов, так и вопросы планирования
ребенка
в
семье,
экономического
благополучия
и
ответственности
за
воспитание и развитие малыша (блок «Я планирую ребенка»). Следующий блок
«Я общаюсь с ребенком» предполагает предоставление возможности девушкам
непосредственного общения или наблюдения за малышами на базе дома
ребенка, в семье выпускников. Общение с ребенком происходит до изучения
особенностей ребенка и методов ухода за ним, это сделано преднамеренно,
чтобы заинтересовать девушек и побудить их к изучению процессов развития
малыша. Занятия блока «Я изучаю ребенка» направлены на расширение
теоретических знаний и практических навыков ухода за ребенком раннего
дошкольного возраста, оказания ему помощи в развитии, сохранении и
укреплении физического здоровья.
Основой программы является сочетание теоретических занятий с
практической деятельностью, и прежде всего взаимодействием с детьми.
Наряду с беседами на темы планирования семьи и особенностей развития
ребенка используются такие формы работы, как встречи с компетентными
людьми: с врачами – специалистами (гинекологом, педиатром) по вопросам
беременности и родов, пренатального развития ребенка и оказания ему
необходимой медицинской помощи в домашних условиях; с выпускниками
детского дома, воспитывающими детей (тема «Желанный и нежеланный
ребенок», «Правильное питание грудничка», «Встреча с выпускниками: как
любить ребенка?»); инструктивно-практические занятия на темы, связанные с
практическим
применением
знаний
(«Одежда
малыша»,
«Приданое
новорожденного»); экскурсии в детский сад, детскую поликлинику с целью
расширения представлений о функциях данных учреждений; волонтерская
практика
в
доме
ребенка,
предполагающая
предоставление
девушкам
непосредственной возможности общаться с малышами; ролевые и ситуативные
игры, подразумевающие включение воспитанниц в моделирование различных
материнских ролей, ситуаций общения с ребенком («День рождения ребенка»,
«Игры малыша»); семейные экспедиции в гости к семье педагогов или других
сотрудников, шефов, добровольно согласившихся принять небольшую группу
детей с целью знакомства с семейным укладом, с жизненными событиями, с
членами семьи.
Активное вовлечение в ход занятий девушек-выпускниц, опора на
благополучный опыт семейной жизни, успешного материнства и отцовства
выпускников детского дома позволяет формировать у участниц занятий
уверенность в возможности благополучного материнства, ориентирует на
создание семьи и рождение детей.