Напоминание

"Программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни и ответственному родительству"


Автор: Доценко Татьяна Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Поволжского округа"
Населённый пункт: г.о. Новокуйбышевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни и ответственному родительству"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Нами разработана и успешно реализуется программа по подготовке

детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в

ОСАНиМ

(Отделение

социальной

адаптации

несовершеннолетних

и

молодежи), к

семейной жизни

и ответственному родительству ( далее

Программа).

В перечень программных мероприятий входит занятия у

педагога-

психолога,

направленных на формирование у воспитанников юношеского

возраста брачно-семейных представлений, на подготовку девушек-сирот к

планированию семьи и благополучному материнству, на формирование

правовой компетентности в вопросах брачно-семейных отношений.

Задачи программы: оказание помощи в осуществлении социально-

психологической ориентации в проблемах межполовых и брачно-семейных

отношений;

поддержание

позитивных

взглядов,

позиций

и

установок

воспитанников на проблемы межполовых и брачно-семейных отношений.

В начале работы используются занятия, тематика которых направлена на

выявление и анализ проблем группы по формированию брачно-семейных

отношений, формирование представлений о моделях поведения мужчины и

женщины, традициях русской семьи (блок «Двое»). Далее в программе подбор

тематики и содержания занятий обоснованы появлением жизненных планов

юношей и девушек, становлением системы жизненных ценностей, в том числе

и в вопросах создания семьи (блок «Двое – семья»). В содержание блока

включены занятия, анализирующие семью как многофункциональное явление,

рассматривающие

важность

построения

взаимоотношений

и

ролевого

поведения

супругов.

Участники

занятий

пытаются

решать

семейные

конфликты, прослеживают путь супругов от начала семейной жизни до

достижения ими стадии взаимопонимания и взаимодействия, размышляют о

факторах и условиях создания счастливой семьи. Заканчивается работа по

программе занятиями, направленными на формирование представлений о роли

родителей в семье (блок «Школа родителей»). В ходе занятий юноши и

девушки примеряют на себя роль родителей, изучают психологические

особенности развития ребенка.

Основными технологиями реализации программы выбраны:

– мозговой штурм (применяется для стимуляции дискуссии по теме или

вопросу, так как воспитанники детского дома обычно недостаточно активны,

затрудняются в формулировании и доказывании своих мыслей);

– групповая дискуссия, дискуссия в малых группах (при включении дискуссии

в ход занятия ведущий определяет тему и перечень обсуждаемых вопросов);

ролевая

игра

(роли,

предложенные

юношам

и

девушкам,

должны

основываться на знакомом им социальном материале);

– работа с памятками, таблицами и схемами (используется как информативная

форма подачи материала в сжатой форме, в отдельных случаях участникам

предлагается обсуждение и внесение изменений в готовый текст памятки);

– решение проблемных ситуаций.

Остановимся

на

последнем

из

перечисленных

методов

работы,

вызывающем, по оценкам участников занятий, наибольший интерес. Решение

проблемных

ситуаций

используется

в

качестве

метода

закрепления

и

расширения представлений (темы: «Роль матери в семье», «Роль отца в семье»,

«Новые права и обязанности», «Имидж семьи»). Воспитанники детских домов

не имеют обширного реального опыта взаимоотношений в семье, поэтому

используется

следующий

алгоритм

работы

над

ситуациями:

поиск

и

формулирование проблемы; предложение различных вариантов ее решения;

принятие решения; прогнозирование последствий такого решения.

Рефлексивная диагностика представлена в виде матрицы, которую

участники заполняют в конце каждого занятия, при этом воспитанники

оценивают свою работу по двум критериям: оценка активности и оценка

интереса. Каждое следующее занятие начинается с обсуждения итогов

заполнения матрицы предыдущего. Применение такого способа рефлексии

позволяет решать диагностические задачи для ведущего – определение степени

заинтересованности подбором тем, анализ актуальности проблем, обсуждаемых

на занятии, – и в то же время предоставляет возможность молодым людям

поделиться впечатлениями и ощущениями после проведения нескольких

занятий.

Продолжает

и

дополняет

работу

по

подготовке

выпускников

к

ответственному

родительству

программа

«Аист»,

цель

которой

способствовать осознанной позиции в вопросах планирования семьи и

благополучного материнства. Программу реализуют воспитатели детских

домов с девушками 15–18 лет.

Логика

построения

содержания

программы

следующая.

Сначала

проводятся занятия, в которых рассматриваются как физиологические и

психологические аспекты беременности и родов, так и вопросы планирования

ребенка

в

семье,

экономического

благополучия

и

ответственности

за

воспитание и развитие малыша (блок «Я планирую ребенка»). Следующий блок

«Я общаюсь с ребенком» предполагает предоставление возможности девушкам

непосредственного общения или наблюдения за малышами на базе дома

ребенка, в семье выпускников. Общение с ребенком происходит до изучения

особенностей ребенка и методов ухода за ним, это сделано преднамеренно,

чтобы заинтересовать девушек и побудить их к изучению процессов развития

малыша. Занятия блока «Я изучаю ребенка» направлены на расширение

теоретических знаний и практических навыков ухода за ребенком раннего

дошкольного возраста, оказания ему помощи в развитии, сохранении и

укреплении физического здоровья.

Основой программы является сочетание теоретических занятий с

практической деятельностью, и прежде всего взаимодействием с детьми.

Наряду с беседами на темы планирования семьи и особенностей развития

ребенка используются такие формы работы, как встречи с компетентными

людьми: с врачами – специалистами (гинекологом, педиатром) по вопросам

беременности и родов, пренатального развития ребенка и оказания ему

необходимой медицинской помощи в домашних условиях; с выпускниками

детского дома, воспитывающими детей (тема «Желанный и нежеланный

ребенок», «Правильное питание грудничка», «Встреча с выпускниками: как

любить ребенка?»); инструктивно-практические занятия на темы, связанные с

практическим

применением

знаний

(«Одежда

малыша»,

«Приданое

новорожденного»); экскурсии в детский сад, детскую поликлинику с целью

расширения представлений о функциях данных учреждений; волонтерская

практика

в

доме

ребенка,

предполагающая

предоставление

девушкам

непосредственной возможности общаться с малышами; ролевые и ситуативные

игры, подразумевающие включение воспитанниц в моделирование различных

материнских ролей, ситуаций общения с ребенком («День рождения ребенка»,

«Игры малыша»); семейные экспедиции в гости к семье педагогов или других

сотрудников, шефов, добровольно согласившихся принять небольшую группу

детей с целью знакомства с семейным укладом, с жизненными событиями, с

членами семьи.

Активное вовлечение в ход занятий девушек-выпускниц, опора на

благополучный опыт семейной жизни, успешного материнства и отцовства

выпускников детского дома позволяет формировать у участниц занятий

уверенность в возможности благополучного материнства, ориентирует на

создание семьи и рождение детей.



В раздел образования