Напоминание

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"


Автор: Ефремова Инна Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировская область
Наименование материала: консультация
Тема: "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей

дошкольного возраста через проектную деятельность»

Подготовила старший воспитатель МКДОУ д/с «Теремок» пгт Пижанка

Ефремова И.Г.

Одна

из

задач

современного

образования– формирование

функционально грамотных людей.

Формирование

предпосылок

функциональной

грамотности

является

актуальным и для детей дошкольного возраста, ведь именно этот период

является началом общего развития и образования ребенка.

Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий

их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным,

способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к

поставленной цели.

Важно не только дать дошкольнику знания и умения, но и научить

применять

эти

знания

на

практике;

процесс

образования

дошкольников

должен быть комплексным и носить практико ориентированный характер.

Механизмом

реализации

такого

подхода может

служит

технология

проектная деятельность.

В основу проектов заложена идея о направленности познавательной

деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе

совместной

работы

педагога

и

детей

над

определённой

практической

проблемой (темой).

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти

знания применить» - вот основной тезис современного понимания технологии

проектов.

Проектирование можно использовать в работе с детьми, начиная с

младшего дошкольного возраста. Оно помогает определить задачи обучения,

сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков

в соответствии с основными линиями развития. Для реализации проекта

педагог

продумывает

содержание

деятельности

и

осуществляет

подбор

практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с

детьми и взаимодействие с родителями.

Этапы работы над проектом называют 5 «П»

I этап – проблема, целепологание

Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке

должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для

чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что

станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой

форме следует реализовывать продукт».

На рассмотрение и обсуждение детей выносится проблема, которую

предлагается

разрешить

в

результате

совместной

деятельности

или

выдвигается гипотеза, которую необходимо подтвердить.

II этап - разработка совместного плана по достижению цели

Выясняется, что дети уже знают по теме проекта. Что они хотят узнать.

Как

найти

ответы

на

интересующие

вопросы.

Исходя

из

полученных

результатов,

планируются

формы

работы,

которые

позволят

разрешить

поставленные вопросы: чтение книг, наблюдение, обращение к родителям,

опыты, экскурсии, эксперименты и т.д.

Разработать

план

по

реализации

проекта

можно

следующими

способами:

СИСТЕМНАЯ

ПАУТИНКА

ПО

ПРОЕКТУ

рассматриваются

и

расписываются все виды деятельности по всем образовательным областям

(педагог планирует сам)

«МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ» -

ЧТО ЗНАЮ?

(Содержание,

то

что

дети

уже знают)

ЧТО

ХОЧУ

УЗНАТЬ?

(План (тема

проекта)

КАК

УЗНАТЬ?

(Источники

новых

знаний

т. е. средства)

«семь Мы»:

Мы

озабочены...

(формулируется

факт,

противоречие,

то,

что

привлекает внимание).

Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и

ориентиры-ценности).

Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

Мы

готовы...

(дается

описание

имеющихся

ресурсов

различного

характера).

Мы

обращаемся

за

поддержкой...

(представляется

обоснование

необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Способ

разработан

Заир-Бек

Еленой

Сергеевной

доктором

педагогических наук, профессором кафедры педагогики школы Российского

государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Метод «Мыслительных карт»

Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.

Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является

механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации

мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными

способами записи.

III этап - поиск и накопление материала

Поиск

информации,

источников

получения

информации,

опросы,

обращение

к

специалистам,

родителям,

оборудование

и

материалы,

с

которыми предстоит работать.

IV этап - практический, реализация проекта

Важно помнить, что проектная деятельность в дошкольном учреждении

должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень

важны эксперименты, практические задания, проблемные ситуации, полезные

дела, в ходе которых ребенок получает бесценный опыт, необходимый ему и

в дальнейшей жизни.

Вообще, уникальность проекта состоит в том, что он способствует

разностороннему развитию ребенка, становлению его как цельная личность с

хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

V этап – презентация

Заканчивается проектная деятельность организацией презентации по

пройденной

теме.

В

ходе

данного

мероприятия

отлично

раскрывается

творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое

применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над проектом.

Презентация может проходить в разных формах, но результаты должны

быть видимыми:

выставки,

альбомы,

газеты,

мини-музеи,

фотовыставки,

коллекции,

праздники, видеофильмы и пр.

Для педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П"

проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие

материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие

методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.



В раздел образования