Автор: Шайлина Айгуль Рафисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Полилингвальная гимназия "Адымнар-Альметьевск"
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: "Слова с удвоенными согласными"
Раздел: начальное образование
Тема:
«Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
УМК: Школа России.Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс
Цель: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными и способах их
переноса.
Планируемые результаты:
Предметные: слышать и правильно обозначать слова с удвоенными согласными на
письме.
Личностные: аргументировано отвечать и доказывать свое мнение;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
• определяет цель деятельности на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные
• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные
• слушать и понимать речь других;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с
одноклассниками;
Задачи педагога: 1. Формировать новые способы действий, обучать работе по плану;
познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в
написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический
слух.
2. Формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение
звукобуквенного разбора слов;
учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их
лексического
значения.
3.
Совершенствовать
умения
слушать
и
слышать
других,
воспитывать
взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое
мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен,
красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя
ещё один секрет русского языка.
Сл.1. Вы пришли сюда … (учиться).
Не лениться … (а трудиться).
Работать как? … (старательно)
А слушать как? … (внимательно)
-
А вы сегодня улыбались?
-
Подарите улыбку друг другу.
-
Какое волшебство может совершить улыбка? (поднять настроение).
-
Для
чего
необходимо
хорошее
настроение
на
уроке?
(чтобы
хорошо
работалось, интереснее было получать знания)
-
Зачем нужны знания? (Чтобы быть умным, образованным.)
Чтобы нам интереснее было работать на уроке русского языка мы, представим себя
пчелками.
II. Чистописание.
Игра «Соберём улей»
- Пчёлы – это насекомые, которые живут большими и дружными семьями в
специальных домиках - ульях. Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно
и красиво (Сл.2-3)
На экране: лл жж кк бб мм.
- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные)
- Расположите буквы в алфавитном порядке
бб жж кк лл мм нн пп СС
-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать
письменные буковки.
-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.
- Найдите лучшую пару букв, подчеркните их карандашом.
-Вы довольны своей работой? На полях поставьте улыбочку.
III. Работа по теме урока.
1. Наблюдение за удвоенным согласным (фронтальная работа)
(Сл.5-8)
1.
Во мне два Ка, не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом ...(аккуратный)
2.
Проста загадка и легка
Пишусь всегда через два «ка»
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я… (хоккей).
3. В магазин с сестрой ходили,
Всё, что надо, там купили.
За батон, бутылку кваса
Деньги заплатили в… (кассу).
4. Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное «эр» содержит он
И называется…. (перрон).
Какую закономерность вы заметили? Все слова-отгадки имеют удвоенный согласный.
2.
Самоопределение к деятельности
(Сл.9)
-Значит сегодня на уроке мы будем работать с какими словами? (Со словами,
которые имеют удвоенный согласный).
- Кто из вас сможет сформулировать тему урока?
- Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?
- Откройте учебник на стр. 116.
- Объясните значение слова «удвоенные». (Две одинаковые буквы рядом)
3. Постановка цели и задач урока
.
(Сл.10-13)
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова
Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
Научиться…правильно, писать эти слова
А еще мы научимся переносить слова с удвоенной согласной с одной строки на
другую.
- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно
больше таких слов.
4. Работа по учебнику.
-Пчёлы делают полезную работу. Они опыляют растения, собирая нектар. Итак,
пчёлки, в путь – собирать с цветов нектар. (упр.183)
(Дети по очереди у доски читают на цветах слово и объясняют его лексическое
значение)
Класс - кабинет или группа обучающихся
Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.
Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.
Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.
Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для
управления лошадью.
Ссора – состояние взаимной вражды.
Грипп - заболевание
Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы,
а также место, где находиться этот аппарат.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.
Тонна – единица массы равна 1000 кг
Доллар – денежная единица США.
Шоссе – проезжая часть
Аппетит – желание есть.
Упр. 184
-За лето пчелы делают разную работу очень аккуратно и исправно. И перед вами
стоит задача – собрать запасы на зиму.
(Письмо с комментированием).
- Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.
(Взаимопроверка).
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и поставьте улыбочку на полях.
- Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему?
( Их написание нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре)
5. Работа со словарным словом
- Ребята открываем стр.116 и читаем правило.
- Значит, это орфограмма, какая? (удвоенные согласные)
-Итак, как поступать со словами с удвоенными согласными? (Запомнить или
проверить по словарю)
- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 134
- Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и
подчеркните их.
- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?
- Класс, Россия, русский, суббота.
- С каким словом мы сегодня поработаем? Помогли солнышку выйти из-за тучки.
- Суббота. (Разместить слово на доске вместе с солнышком)
- Выпишите это слово.
- Кто знает лексическое значение слова?
- Суббота
– шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.
– Разделим слово СУББОТА по слогам
Суб|бо|та – 3 слога.
Составим предложение со словом СУББОТА.
Кто запомнил написание слова СУББОТА, поставьте улыбочку на полях.
6
.
Физкультминутка
-Вход в улей охраняют пчёлы-сторожа. Эти пчелы довольно грозные - чужих не
запустят. (Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети
хлопают в ладоши 1 раз, если встречается слово с удвоенным согласным, дети
хлопают над головой 2 раза.) Сумма, сумка, теннис, тенистый, колонна, колонка,
касса, косить, алый, алле, суббота, хоккей.
7. Закрепление изученного материала.
Работа в группах: игра “Собери листочки” (Сл.21)
К
арточки со слогами:
мас
сум
груп
шос
рас
пер
хок
тен
тон
кей
рон
па
нис
на
са
ма
се
сказ
- Расположите слоги так, чтобы у вас получились слова. Выполните в группах (на
карточках).
- На что похоже, когда мы расположили слоги на двойных листочках? (на перенос
слов с одной строки на другую)
(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на
строке, а другую переносим).
8
. Рефлексия учебной деятельности.
(Сл.23)
- Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.
Познакомиться… (со словами с удвоенной согласной)
- Какие слова вы запомнили?
Научиться… (писать эти слова и переносить их с одной строки на другую).
- Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной
согласной.
-Справились ли мы с задачей, которую ставили себе в начале урока?
- Посчитайте улыбочки на полях. И поставьте в конце упражнения число, которое у
вас получилось.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
Домашнее задание. Упр.186.