Напоминание

Конспект коррекционного занятия учителя- логопеда для для детей старшего возраста с ТНР по теме "Осень. признаки осени"


Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка" г. Тихорецка
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Тихорецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект коррекционного занятия учителя- логопеда для для детей старшего возраста с ТНР по теме "Осень. признаки осени"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект коррекционного занятия учителя- логопеда для детей старшего

возраста для детей с ТНР

Тема

Осень. Признаки осени.

Цели

Коррекционно-образовательные цели. Продолжить

формирование представлений об осени и ее характерных

признаках; уточнение, расширение и активизация словаря

по теме «Осень. Признаки осени»; совершенствование

грамматического строя речи (согласование

прилагательных с существительными в роде и числе в

именительном падеже, образование существительных в

уменьшительно- ласкательной форме, составление

простых предложений и распространение их прилагатель-

ными).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного

плавного выдоха, фонематического слуха, связной речи,

зрительного внимания, мышления, воображения,

артикуляционной, тонкой и обшей моторики,

координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование

навыков сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности, самостоятельности,

инициативности. Воспитание любви и бережного

отношения к природе.

Оборудование

Панорама с сюжетными картинками на тему «Осень» и

изображениями признаков осени, фигурками девочки в

шапке, куртке, брюках, сапогах и с зонтиком в руках,

фигурка белочки с орешком, улетающей птицы, осеннего

дерева, фигурки грибочков, яблони с яблоками, корзинки

с яблоками, пенёк со спрятавшейся по корой божьей

коровкой; игра «Листопад», (дерево с желтыми

листиками) и «Осенний ветерок» (тучка с капельками

дождя), тучка, изображение гостьи Осени, ноутбук;

аудиозапись мелодии из цикла «Детская классика»;

песенка- презентация «Осень», предметные картинки:

солнышко, дождик, грибок, ветерок, письмо Осени,

аудиозаписи со звуками дождя, ветра, шуршащих

листьев, улетающих птиц; предметные картинки к игре

«Скажи ласково»: туча с тучкой, дерево с деревце м, гриб

с грибочком, куст с кустиком, яблоко с яблочком, ягода с

ягодкой, капля с капелькой, груша с грушкой, ветка с

веточкой , трава с травкой, шишка с шишечкой; сосновые

шишки; осенние листочки для игры – шнуровки «Осенние

бусы», шнурки.

Использованные

технологии

Технология развивающего обучения, информационно-

коммуникативные технологии, технология развития

дыхания, артикуляционной гимнастики,

здоровьесберегающая технология.

Нетрадиционные формы и методы работы:

музыкотерапия, хромотерапия, телесноориентированная

техника, пальцевой массаж.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет, садятся на стулья.

Логопед: Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Для начала посмотрите,

послушайте, и догадайтесь, о чем поговорим.

(Дети слушают песенку об осени и смотрят видео, иллюстрирующую

содержание песни)

Логопед: Ребята, вы догадались, о каком времени года эта песенка?

Дети: Эта песенка об осени.

Логопед: Правильно, мы поговорим об осени. Сегодня она у нас в гостях.

(Показ картинки гостьи Осени)

Но для начала мы сделаем зарядку для язычка.

2. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Логопед показывает предметные картинки : солнышко, дождик, грибок,

ветерок. Затем говорит слова и показывает соответствующее упражнение, а

дети выполняют.

«Улыбка»: Солнышко нам улыбнётся (губы сомкнуты и растянуты в улыбке).

«Дождик»: Дождик каплями прольётся (рот приоткрыт, язык стучит в верхние

резцы: т-т-т-т-т…).

«Грибок»: Вырастет грибок (прижать кончик языка к нёбу, оттягивая нижнюю

челюсть вниз, таким образом растягивая подъязычную связку).

«Ветерок»: И подует ветерок (рот открыт, широкий распластанный язык лежит на

нижней губе, дуть на него: ф-ф-ф-ф…)

2. Рассказ об осени с прослушиванием аудиозаписей звуков осени

Логопед держит письмо в руках

Логопед: Ребята, посмотрите, что у меня в руках.

Дети: У вас в руках письмо.

Логопед: Да, в руках у меня письмо. Это письмо от Осени. Осень просила

прочитать про неё интересный рассказ. Интересно послушать?

Дети: Интересно.

Логопед: Вот прошло жаркое лето и наступила красавица осень. Взмахнула

широкими рукавами и листочки стали жёлтыми, оранжевыми, красными. День

стал короче, а ночь длиннее. Солнышко стало реже появляться на небе, пасмурно,

дождливо стало. Послушайте, это что за звук? (Звучит аудиозапись со звуком

дождя).

Дети: Это звук дождя.

Логопед: Осенью ветер– шалун дует и раскачивает деревья, срывает с них листья.

(Звучит аудиозапись звука ветра)

Дети: Звук ветра.

Логопед: Летят листья по ветру и начинается листопад. Падают, падают листочки

и вскоре деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь на них, а

листочков на деревьях нет. Когда идешь по листве, слышно её шуршание.

( Звучит аудиозапись звука шуршащих листьев).

Дети: Это звук шуршания листьев под ногами.

Логопед: В осеннем лесу жители леса готовятся к зиме. Белка и заяц, как

настоящие модники готовятся поменять шкурки. Зимние шкурки теплее, да и цвет

другой, легче прятаться от хищников. Заяц был серым, станет белым. Белка

рыжую шкурку сменит на серую. Всё лето белка трудилась, готовилась к зиме.

Собирала ягоды, шишки, орехи прятала в разных местах, своих кладовках.

Некоторые животные, такие, как еж, медведь, впадают в спячку до весны.

Прячутся и насекомые, кто спрятался кто под кору деревьев, а кто в землю.

Не слышно в лесу стало и птичьих голосов. Птицы в это время собираются в стаи

и улетают в тёплые края. Послушайте, что это за звук? (Звучит аудиозапись

курлыканья журавлей)

Дети: Звук улетающих птиц.

3. Работа с панорамой «Осень»

Логопед: Красавица Осень передала нам свою интересную коробочку, в которую

что- то спрятала. Давайте посмотрим, что в ней. Что же в ней? А в ней мы увидим

всё то, что происходит осенью. Расскажем, что мы видим.

1 ребёнок Я вижу девочку. Она одета в шапку, свитер, брюки. На ногах обуты

сапожки. А в руках зонтик для того, чтобы спрятаться от дождя.

Логопед: А почему она так одета?

2 ребёнок: Потому что осенью становится холоднее, поэтому люди стали теплее

одеваться.

3 ребёнок: Я вижу тучку с дождиком. Осенью часто идет холодный дождь и

появляются лужи.

Логопед: А ещё осенью дуют сильные ветры.

1 ребёнок: Я вижу дерево с желтыми листиками. Осенью листья на деревьях

краснеют, желтеют и опадают и начинается листопад.

2 ребёнок: Я вижу божью коровку. Она прячется под корой дерева. Осенью

насекомые прячутся, кто под кору деревьев, а кто в землю.

3 ребёнок: Я вижу птичку. Она собирается улететь. Осенью птицы собираются в

стаи и улетают на юг.

1 ребёнок: Я вижу белочку. Она держит орешек. Осенью животные заготавливают

запасы на зиму.

2 ребёнок: Я вижу яблоню и корзинку с яблоками. Осенью с полей и из садов

убирают урожай.

3 ребёнок: Я вижу грибы. Осенью люди собирают грибы.

Логопед: Молодцы, вы все верно рассказали об осени.

4. Дыхательная гимнастика «Листопад», «Осенний ветерок»

Логопед: Дети, подуйте на деревце так, чтобы листики полетели по ветру. (Дети

дуют на деревце)

Логопед: А теперь подуйте на тучку, чтобы было видно ветерок. (Дети дуют на

тучку)

5. Физкультминутка «Дождик»

Логопед: А теперь встаньте со своих стульчиков. Мы сделаем веселую зарядку.

Капля – раз, капля – два. Прыжок на носочках, руки на поясе

Очень медленно сперва.

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом. Бег на месте

Мы зонты свои открыли, Руки развести в стороны

От дождя себя укрыли. Руки полукругом над головой.

6. Игра «Скажи ласково»

Логопед: Ребята, Осень очень хочет с вами поиграть в игру «Скажи ласково»

Логопед показывает картинки большого и маленького предмета, а дети

называют их.

Логопед: Называйте картинки.

Дети: Это лист, а это маленький …листик

туча – тучка дерево – деревце гриб – грибочек

куст – кустик яблоко – яблочко ягода – ягодка

капля – капелька груша – грушка ветка – веточка

трава – травка шишка – шишечка

7. Самомассаж ладошек с шишами

Логопед: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Дети: У вас в руках шишки.

Логопед: Давайте вместе с вами сделаем массаж для ладошек с помощью шишек.

Выполнение с детьми массажа ладошек с использованием шишки под

стихотворный текст под музыку.

Раз, два, три, четыре пять,

Будем с шишкой мы играть!

Будем с шишкой мы играть,

Между пальцами катать.

8. Упражнение «Назови листик»

Логопед: Соберём бусы из осенних листочков, но сначала вспомним, какие

бывают листья. Если листик с берёзы, значит он какой?

Дети: Берёзовый листик.

Логопед: Если листик с клёна, значит он какой?

Дети: Кленовый листик.

Логопед: Если листик с каштана, значит он какой?

Дети: Каштановый листик.

9. Пальчиковая гимнастика

Логопед: А теперь давайте сделаем зарядку для пальчиков «Листики»

Дети проговаривают текст пальчиковой гимнастики вместе с логопедом,

проговаривая при этом стихотворный текст

Раз, два, три, четыре, Хлопают в ладоши

Будем листья собирать сжимают и разжимают кулаки

Листья берёзы загибают поочерёдно пальцы в кулак,

Листья рябины, начиная с большого

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба с собой мы возьмем

Бусы осенние мы соберем. сжимают и разжимают кулаки

10. Шнуровка «Осенние бусы» (под классическую музыку)

Дети нанизывают на шнурок осенние листочки под звучание классической

музыки.

4. Закрепление полученных знаний

Логопед: Ребята, вам понравилось вам занятие? О каком времени года мы

говорили?

Дети: Мы говорили об осени.

Логопед: Правильно, мы говорили об осени.

Логопед: Назовите признаки осени.

Дети:

Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. Становится холодно, дуют

сильные ветры, идут холодные дожди. Люди стали теплее одеваться. Осенью

листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают. Начинается листопад. С полей

и из садов убирают урожай. Осенью прячутся насекомые. Собираются в стаи и

улетают на юг птицы.

5.

Итог занятия

Логопед: С осенью мы не прощаемся. Она будет еще у нас в гостях. А вы, ребята,

хорошо сегодня занимались, отвечали на вопросы, выполняли задания. Мне

понравилась ваша работа. До свидания.



В раздел образования