Напоминание

Логосказки в коррекционной работе учителя - логопеда


Автор: Хасанова Гульсасак Юмагужовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОАУ црр-д/с "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Пыть-Ях, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Логосказки в коррекционной работе учителя - логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек

Логосказки в коррекционной работе учителя - логопеда

Подготовила учитель-логопед

Хасанова Гульсасак Юмагужовна

В

работе

с

детьми,

имеющими

речевые

нарушения,

эффективным

развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является

сказка.

Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу

необходимо выбрать наиболее эффективные модели обучения. Предлагаю опыт по

использованию инновационной технологии - логосказки в коррекционной работе с

детьми, имеющими речевые нарушения.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную

помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.

Логосказки — это целостный педагогический процесс, способствующий

развитию речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного

запаса, автоматизации звуков, формированию грамматических категорий языка, а

также активизации психических процессов.

Логопедические сказки могут эффективно использоваться на логопедических

занятиях с детьми, имеющими различные по сложности речевые нарушения. При

использовании

логосказок

в

развитии

речи

создаётся

коммуникативная

направленность

каждого

слова

и

высказывания

ребёнка,

происходит

совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в

сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и

монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного

анализаторов.

Учитывая быструю утомляемость, неустойчивость внимания детей с

нарушениями речи, необходимо в течение занятия использовать разнообразные виды

наглядности.

К

сказкам

можно

разработать

и

изготавливать

разнообразные

дидактические,

наглядные

пособия,

предназначенные

для

развития

речевой

активности, речевого дыхания, артикуляционной моторики, грамматического строя

речи, автоматизации звуков. Яркие и доступные материалы создают у детей

эмоционально

положительный

настрой

к

предлагаемой

деятельности

и

в

значительной мере способствуют коррекции речевых нарушений.

Наиболее эффективно сочетание методов наглядного и словесного, то есть

показ картинки или серии картинок, дополняемый правильным речевым образцом,

который доступен для повторения или подражания.

Применение

сказок

на

логопедических

занятиях,

насыщенность

инновационным наглядным материалом вызывают огромный интерес детей к

обучению, постоянно поддерживают их положительный настрой, стимулируют

мыслительную деятельность.

Логосказки

— это целостный педагогический процесс, способствующий

развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации

психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Сказки

проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление.

Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.

Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы

ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Существуют следующие виды логосказок:

1.

Артикуляционные

(развивают

речевое

дыхание,

артикуляционную

моторику)

2.

Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).

3.

Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют,

дифференцируют звуки).

4.

Лексико-грамматические

(обогащают

словарный

запас,

закрепляют

знания грамматических категорий).

5.

Сказки, способствующие формированию связной речи.

6.

Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

Артикуляционные сказки.

Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных

сказок о Язычке.

Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их

подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке

выполняются перед зеркалом. Игровым персонажем, который создает благоприятный

эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу

надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения.

Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой

замечательной игрушкой.

Весна

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать

губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель

(цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел, не спеша по тропинке и

слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку», - куковала кукушка высоко на ели

(звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких

жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви», - быстро проносились ласточки над

шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли

коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел

язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много

подснежников. Весенний ветерок наклонял их, то в одну сторону, то в другую

(часики). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть,

медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

Пальчиковые сказки

Про курочку Рябу»

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало («Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду («Кулачки»)

Фонетические сказки

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или

группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или

дифференцируемыми звуками.

У

детей

со

сложными

речевыми

нарушениями

наблюдается

стойкость

дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с

такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные

группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с

главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними,

поддерживает,

принимает

решения.

В

результате

происходит

ненавязчивое

закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых

и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах

и во фразовой речи).

Друзья

Катился колобок по лесу. Увидел большую цветочную поляну с белыми

ландышами. Остановился колобок, понюхал цветы и покатился дальше.

-Ой,— вскрикнул он, — кто меня уколол? Колобок увидел перед собой колючий

шарик.

-Ты кто?

-Я — ёж.

-А почему такой колючий?

-Мои иголки защищают меня от врагов.

-Тебе хорошо, — вздохнул колобок. — А мне защищаться нечем, — и заплакал.

-Не плачь, колобок, теперь я буду тебя защищать, — сказал ёжик.

С тех пор ёжик и колобок стали дружить. Они гуляют под луной и поют весёлую

песенку: Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Ёжик с колобком — друзья.

Ответь на вопросы: Кто катился по лесу? Какую поляну увидел колобок?

Почему вскрикнул колобок? С кем познакомился колобок? Для чего ежу колючки?

Почему заплакал колобок? Что предложил ёжик? Какую песенку пели друзья?

Сказки по обучению грамоте

Логосказки:

- знакомят детей с гласными и согласными звуками,

- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;

- развивают слуховое внимание;

- развивают фонематический слух;

- знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные

образы букв;

- формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».

Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На

занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и

букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки).

В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

Знакомство с гласными и согласными звуками с помощью сказки

Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как

мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука, а в старину говорили длань, мы

говорим глаза, а раньше говорили очи, губы – уста, палец – перст, голос- глас.

Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте

их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много

таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова.

Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).

А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным

тоном, эмоционально).

В одном царстве жили - были очень интересные жители. У них были

волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ.

Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было

только слышать, они превращались в ЗВУКИ.

Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом

празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни.

Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть. Одни

красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение,

или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было.

Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что

некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь

умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.

Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы

согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и

решили их назвать - СОГЛАСНЫЕ.

Чтобы другие сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А

согласные строили себе другие замки.

Лексико-грамматические сказки

Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)

несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках

используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса,

словообразование, словоизменение.

Хвастливый кот.

В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на

крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и не

хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как

только он выходил, все прятались: куры - в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы

– в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике.

Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда

выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота,

тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно, так они его

напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.

Вопросы к тексту:

Где жил хвастливый кот? Как его звали? Как хвастался кот? Где прятались куры? Где

прятались свиньи? Где прятались коровы? Где прятались лошади? Где прятались

кролики? Кто напугал хвастливого кота?

Сказки, способствующие формированию связной речи

Виды работ со сказками:

1.Ребенок разыгрывает знакомые сказки.

2.

Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.

3.

Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей,

время, конец действия.

4.

Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или

выбранных

самостоятельно

игрушек.

При

этом

ребёнок

самостоятельно

демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая

сложная

форма

связного

высказывания

-

составление

творческих

рассказов.

5.

Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.

«Если бы, да кабы…»

Цель: умение составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить,

перевоплощаться, вставать на точку зрения другого. Цель, которая озвучивается для

детей: вы должны закончить предложение: «Если бы я был (а) кем-то/чем-то, то я бы,

потому что (чтобы…».( «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и

красивой, чтобы меня все любили», Если бы я был Карлсоном, то я бы…., Если бы я

была Красной Шапочкой, то я бы)

Поможем герою

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке. Воспитатель предлагает

детям, поставить себя на место героя: как бы вы поступили в такой ситуации?

Шагаем в сказку

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления. Воспитатель

говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет

героя из этой сказки.

Длинный и короткий

Антонимы

ЖИЛИ

два

друга.

Одного

звали

ДЛИННЫЙ,

а

другого

КОРОТКИЙ.

У ДЛИННОГО были ДЛИННЫЕ ноги, ДЛИННЫЕ руки. Он носил ДЛИННЫЕ

штаны, ДЛИННУЮ рубашку. В руках у ДЛИННОГО была ДЛИННАЯ палка.

А у КОРОТКОГО были КОРОТКИЕ ноги, КОРОТКИЕ руки. Он носил КОРОТКИЕ

штаны и КОРОТКУЮ рубашку. В руках у КОРОТ-КОГО была КОРОТЕНЬКАЯ

палочка.

ДЛИННЫЙ и КО- РОТКИЙ были совсем разные, но они очень любили друг друга и

никогда не ссорились. Нарисуй ДЛИННОГО и КОРОТКОГО.

6



В раздел образования