Автор: Татьяна Владимировна Полуничева
Должность: преподаватель по классу фортепиано.
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №2"
Населённый пункт: г. Балахна, Нижегородская область.
Наименование материала: Методическая работа.
Тема: "Вместе веселее. Творческая мастерская в коммуникации разных отделений музыкальной школы"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2»
«Вместе веселее»
Творческая мастерская в коммуникации разных
отделений школы.
Методическая работа преподавателя
Специального фортепиано МБУДО
«ДМШ №2 Полуничевой Татаьяны
Владимировны.
г. Балахна
2024
План:
План. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Основные проблемы средних учеников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
Как вернуть детям желание учиться музыке? Поиск путей
решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
Первые успехи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7
Закрепление успеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
Признание достижений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
13
Введение
Обучение через творчество и сотрудничество разных отделений в
музыкальной школе очень важно для развития музыкальных навыков и
интереса к учёбе у учеников. В этой работе мы поговорим о том, как
команда преподавателей нашей школы работала с учениками, которые
имеют средние способности, и расскажем про основные моменты, которые
помогают хорошо взаимодействовать между отделениями в рамках
творческой работы.
Основные проблемы средних учеников.
Наверняка в педагогической деятельности каждого преподавателя
подбирался класс учеников с очень средними данными. Картина, конечно,
очень грустная…И учителю не с кем показать свой творческий потенциал, и
ученику трудно и скучно учиться. Сия учесть не миновала и меня.
Да, так случилось, в моем классе нет яркого, одаренного ученика.
Большинство учеников со средними данными: у кого плохая память, у кого
страдает метроритм, а у некоторых и то и другое. Такие дети учатся туго,
каждая мелочь осваивается с трудом. Радости от такой деятельности мало. А
ведь известно, что каждый человек любит делать то, что ему легко дается,
что быстро получается. С таким учеником от зачета к зачету успеваем
освоить только нотный текст. Какая уж там музыкальность, образность,
концертная деятельность… Такие уроки становятся нудными, скучными,
неинтересными. У детей пропадает всякое желание учиться в музыкальной
школе.
Как вернуть детям желание учиться музыке? Поиск путей решения.
Передо мной стала дилемма, как при небольших способностях моих
учеников сделать их жизнь в музыкальной школе интересной, творческой,
наполненной, что бы им хотелось учится музыке, хотелось заниматься
творчеством.
И первое, на что я обратила свое внимание, это на друзей моих
учеников. Учатся ли они в музыкальной школе? Да, такие нашлись. На
оркестрово-струнном отделении. И вот у моего ученика VII кл. Ивана
появляется новый предмет – аккомпанемент. Зная, что на оркестрово-
струнном отделении учится школьная подруга Ивана, прошу Лобову И.В.
(преподаватель по классу скрипки) объединить их в ансамбль. Параллельно
с этим создаем еще один дуэтик из подруг третьеклассниц. Казалось бы, по
программе третьего класса надо заниматься фортепианным ансамблем, а не
аккомпанементом. Но в жизни случилось так, что София (одна из дуэтика
третьеклассниц) собралась бросать музыкальную школу. Со слов ее мамы:
ей здесь скучно, дома заниматься не хочется и выступать на концертах ее не
берут. Исходя из этого, хотим попытаться заниматься творчеством вместе с
ее подругой. А может быть работа пойдет повеселее?
Для начала, выбираем произведение с минимальными задачами.
Ставим детей перед фактом, что на урок они приходят вместе независимо от
того подготовились они или нет. Ощущение ансамбля мы воспитывали с
первых уроков. Случались трудности с освоением нотного текста. Бывало,
партию фортепиано играли только одной рукой или левой или правой, но
обязательно с солистом. Оказалось, заниматься с друзьями в ансамбле очень
полезно. Они друг другу делали такие меткие, а под час и резкие замечания.
Учитель так бы не смог. Это точно!
Со временем мы стали замечать, что детям друг перед другом стыдно
играть плохо. Пришлось заниматься дома, чтобы не попадать на колкие
нападки друга. Дети увлеклись, поэтому ансамблю мы стали уделять больше
времени, используя дополнительные уроки.
Отрадно отметить, что урок ансамбля ребята никогда не пропускали.
Кто-то из них даже сказал: «Ансамбль — это святое!»
Да, ансамбль стал для них главным предметом. А еще мы, учителя,
отметили, что вдохновение и энтузиазм от совместного творчества плавно
перетекли и на основной наш предмет – специальность. Удивительно, но
дети стали лучше учиться, стали заниматься дома.
Первые успехи.
Приближалось окончание первого полугодия. По традиции шла
подготовка к отчетным концертам по отделениям и отчетным родительским
собраниям. Из опыта прошлых лет, на отчетных концертах выступали
преимущественно лауреаты всевозможных конкурсов. А это небольшая
группа учеников на многочисленном фортепианном отделении. Детям со
средними данными участвовать в таких концертах было практически
невозможно.
Благодаря нашему эксперименту нам удалось пробудить в детях
чувство ответственности, они стали больше заниматься дома, чтобы не
подвести друг друга, стали с удовольствием посещать бесконечные
репетиции. В результате этого, наши ученики прошли отбор и стали
участниками отчетных концертов отделений школы.
Дети тщательно готовились к выступлениям, даже костюмы подбирали
соответственно ансамблю. Члены их семей не остались равнодушными к
достижениям своих детей и в полном составе посещали данные
мероприятия.
Каждый наш ансамбль выступил в четырех отчетных концертах:
отчетный концерт фортепианного отделения, отчетный концерт оркестрово-
струнного отделения, отчетного родительского собрания скрипачей,
отчетного родительского собрания моего класса.
Закрепление успеха.
Во втором полугодии в нашей школе на каждом отделении был
объявлен конкурс ансамблевого музицирования «Вместе веселее». И тут мы
развернулись. Во-первых, объединились в команду уже три преподавателя –
Полуничева Т.В., Лобова И.В., Табенская Т.И.. Во-вторых, в большую
команду объединились все наши ученики. Каждый ученик стал членом того
или иного ансамбля. Таким образом у нас получилось несколько дуэтов
скрипки с фортепиано и один большой ансамбль скрипачей, которому
аккомпанировал фортепианный ансамбль.
Не все у нас складывалось гладко. А именно, девочки очень хотели
участвовать в конкурсе, а мальчики – нет. На мой вопрос одному ученику:
«Почему ты не хочешь участвовать в конкурсе?» Он ответил: «Потому что я
скромный.» Но мы не отступали. Дали ему время на раздумывание и
потихонечку вдохновляли его родителей. Вскоре мой ученик принял
правильное решение – участвовать в конкурсе. Дуэтик из третьеклассниц
мы решили опробовать на более сложной программе, так как они были
вместе уже второе полугодие. Да, было трудно. Приходилось заниматься
каждый день, заучивая по два такта, а на следующий день их закреплять и
так медленно продвигаться. Что интересно – этот ансамбль не приходилось
просить прийти дополнительно, они сами проявляли инициативу. «А можно
мы еще придем перед сольфеджио?» А ведь в начале года София собиралась
уходить из музыкальной школы.
Самые лестные слова хочется сказать о большом ансамбле скрипачей
и фортепианном ансамбле, который им аккомпанировал. Это образец
дружбы, сплоченности, совместного творчества. С этим коллективом у нас
все получилось гладко, начиная с нотного текста, который дети освоили за
три, максимум четыре урока. А далее бесконечные совместные репетиции
ансамбля. И надо же! Ни одна репетиция не была пропущена, никакие
художественные школы, репетиторы (по общеобразовательным предметам)
нам не помешали.
Вот это было настоящее творчество! Творчество во всем. У нас было
много размышлений о музыке, образах, красках, стиле. Этот ансамбль стал
участником мастер класса профессора консерватории Лукьяненко Л.В.. Мы
продумывали костюмы. Часть аксессуаров дети готовили сами. Ребята
создали свой чатик, где обменивались важной информацией, новостями. А
еще последние наши репетиции стала посещать моя София, которая
собиралась бросать музыкальную школу, и говорит: «А можно меня взять в
этот ансамбль?» Мы, разумеется, поставили ее «в очередь». Вот так! Это
самое лучшее доказательство, что мы на правильном пути!
Признание достижений.
И так, приближались дни конкурса. Концертные номера практически
готовы. Теперь пора подумать и о костюмах. Здесь подключились родители,
сочиняя костюмы для ковбоев (пьеска «Ковбой и муха»), для принцесс
(пьеска «Принцесса танцует вальс»). Первым был конкурс на оркестрово-
струнном отделении. И все наши ансамбли выступили достойно, стали
лауреатами той или иной степени. По результатам школьного конкурса мы
решили два наших ансамбля отправить на областной конкурс «В ансамбле с
апрелем» в г. Дзержинск. Ребята нас не подвели: ансамбль третьеклассниц в
составе Зотовой Кати и Смирновой Софии стали дипломантами, а большой
ансамбль скрипачей и фортепианный ансамбль получили звание лауреатов I
степени. После этих успехов началась настоящая концертная жизнь.
Несколько ансамблей удостоились чести выступить на юбилейном концерте
нашей школы, который проходил на большой сцене дома культуры «Волга».
Несколько раз большой ансамбль выступал на городских мероприятиях,
проходивших в доме купца Плотникова. Вишенкой на торте стало наше
итоговое
родительское собрание, где объединились три наших класса. Это
получился грандиозный галла-концерт победителей, где каждый ученик
получил заслуженную награду. Концертный зал был переполнен гостями.
Кстати, некоторые ученики пригласили даже своих репетиторов из
общеобразовательной школы. А в кулуарах одна мамочка попросила:
«Татьяна Владимировна, придумайте на следующий год что-нибудь
подобное. Моя дочь никогда так не стримилась в музыкальную школу, как в
этом году».
Заключение.
Какой хочется сделать вывод. Объединившись в команду нам,
учителям, было интересно жить, работать, творить. Видимо этот интерес мы
вольно или невольно транслировали своим ученикам. Конечно, ни каждому
ученику наше академическое образование под силу, но если его сочетать с
чем-то более легким, доступным, то и музыкальная жизнь ребенка
окрашивается совершенно другими красками.
В ходе нашего эксперимента нам удалось заинтересовать детей,
пробудить интерес к учебе, вовлечь их в наш музыкальный водоворот,
наполняя их жизнь различными конкурсами, концертами. Если еще полгода
назад дети хотели покинуть музыкальную школу, то сейчас они об этом
даже не вспоминают.
Работа в ансамбле сдружила детей, научила их быть ответственными,
целеустремленными, организованными.
Работа в ансамбле повысила уровень подготовки, расширила кругозор
наших учеников, они познакомились с другими инструментами, научились
взаимодействовать с ними.
Таким образом, формат «Вместе веселее» представляет собой мощный
инструмент для повышения интереса к обучению среди учеников
музыкальной школы. Открытое, творческое взаимодействие между
учащимися, их друзьями и педагогами способствует формированию не
только музыкальных навыков, но и социальных связей, обеспечивая тем
самым гармоничное развитие каждого ученика. Большая и слаженная
команда преподавателей играет не менее важную роль в поддержании этого
процесса.
В конечном счете, для успешного будущего необходимо продолжать
развивать и внедрять концепцию командной работы в рамках
образовательного процесса, акцентируя внимание не только на
индивидуальных достижениях, но и на совместных успехах.
Литература:
1.
Вопросы музыкальной педагогики. М., 1981 г.
2.
Беркман Т.Л. «Обучение музыке в школе».
3.
Кирнарская Д. «Музыкальные способности» М., 2004 г.
4.
Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище».
«Классика-XXI» 2002 г.
5.
Шатская В. «Музыкально-эстетическое развитие детей и юношества».
М., 1975 г.
6.
Интернет-ресурсы.