Напоминание

Функциональная грамотность младших школьников на уроках математики.


Автор: Протасова Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НЧУОШ "ЮНЭК"
Населённый пункт: город Балашиха Московской облссти
Наименование материала: статья
Тема: Функциональная грамотность младших школьников на уроках математики.
Раздел: начальное образование





Назад




ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Введение

Функциональная

грамотность

является

одной

из

ключевых

компетенций,

необходимых

для

успешной

адаптации

детей

в

современном мире. В условиях быстро меняющегося общества, когда

информация

становится

доступной

в

большом

объёме,

важно

не

только

уметь

читать

и

писать,

но

и

применять

эти

навыки

в

практической

деятельности.

Математика,

как

одна

из

основополагающих дисциплин, играет важную роль в формировании

функциональной грамотности младших школьников.

Понятие функциональной грамотности

Функциональная

грамотность

включает

в

себя

способность

использовать

математические

знания

и

умения

для

решения

жизненных задач. Это означает, что ученики должны не только знать

математические

операции,

но

и

уметь

применять

их

в

реальных

ситуациях.

Например,

они

должны

уметь

рассчитывать

стоимость

покупки, планировать бюджет, оценивать время и расстояние, а также

анализировать данные.

Роль уроков математики в формировании функциональной

грамотности

Практическое

применение

знаний.

Уроки

математики

должны

включать

задания,

которые

требуют

от

учеников

применения

математических понятий в повседневной жизни. Например, решение

задач, связанных с покупками в магазине, расчет расстояний при

планировании поездок или анализ данных о погоде.

Проектная деятельность. Внедрение проектных заданий в уроки

математики

способствует

развитию

функциональной

грамотности.

Ученики могут работать над проектами, связанными с измерениями,

расчетами и анализом, что помогает им применять полученные знания

на практике.

Использование современных технологий. Внедрение цифровых

технологий в учебный процесс может значительно повысить интерес

младших школьников к математике. Использование математических

программ, интерактивных приложений и онлайн-ресурсов позволяет

сделать уроки более увлекательными и доступными.

Развитие

критического

мышления. Уроки

математики

должны

способствовать развитию у учеников навыков анализа и критического

мышления.

Это

можно

достичь

через

решение

задач,

требующих

аргументации и обоснования своих решений.

Примеры задач для развития функциональной грамотности

Задачи на покупку. «Если ты купил 3 яблока по 30 рублей и 2

груши по 50 рублей, сколько всего ты потратил?»

Задачи на время. «Если ты начал делать домашние задания в

15:00 и закончил в 16:30, сколько времени ты потратил на выполнение

заданий?»

Задачи на анализ данных. «На каком графике показано большее

количество осадков за неделю, и сколько осадков выпало в среднем в

день?»

Заключение

Формирование

функциональной

грамотности

у

младших

школьников на уроках математики является важной задачей, которая

требует комплексного подхода. Использование практических задач,

проектной деятельности и современных технологий поможет ученикам

не только лучше усвоить математические знания, но и научиться

применять их в реальной жизни. Это, в свою очередь, подготовит

детей к успешной жизни в обществе, где умение мыслить критически и

использовать знания на практике становится всё более важным.



В раздел образования