Автор: Шумилова Ирина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ №24
Населённый пункт: с. Путилово Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Роль детской книги в речевом развитии ребенка. Учимся рассказывать"
Раздел: среднее профессиональное
Консультация для родителей
«Роль детской книги в речевом развитии ребенка.
Учимся рассказывать»
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития
детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу
повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен,
языковые
средства
несовершенны.
Потребность
речевого
общения
удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко
снизился
интерес
детей
к
чтению.
Социальные
проблемы
общества
не
позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию
своих детей.
Ребенок-дошкольник
является
своеобразным
«читателем».
Слово
«читатель»
по
отношению
к
дошкольному
возрасту
условно.
В
действительности
это
слушатель,
чья
встреча
с
книгой
полностью
определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и
кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей
степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем
или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не
значащим эпизодом в его жизни.
Но, чем же так страшно детское «нечтение»?
Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается
уровень интеллектуальных возможностей.
Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество,
знакомство с
его моральными и
духовными ценностями, что порождает
конфликт.
В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих
детей,
что
постепенно
ведет
к
духовному
отчуждению
представителей
различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и
читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит
понимать прочитанное, вникать в смысл текста.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку –
развитие
связной
речи.
Каждый
ребенок
должен
уметь
содержательно,
грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Это
поможет
ему
преодолевать
молчаливость
и
застенчивость,
быть
общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна
быть живой, непосредственной, выразительной.
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас
знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать,
сочинять, проявляя творчество.
Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными
способами:
в
название
хорошо
знакомой
сказки
добавить
слово,
обозначающее
какой-либо
предмет.
Например,
«Волк,
семеро
козлят
и
компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;
сюжет
знакомой
сказки
переместить
в
другое
время
и
пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни»,
«Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;
предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием
введения
в
сюжетное
повествование
какого-либо
предмета,
явления.
Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра
съедают таблетку от жадности;
предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев:
что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;
написать письмо своему любимому герою или автору сказки;
сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую
тему);
придумать
сказку
по
опорным
словам.
Например,
ласточка,
девочка, кот;
рассказать историю от лица любого героя или предмета;
описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от
лица веселого человека и грустного человека и т.д.;
Очень
хорошо
сделать
альбом
детских
рассказов,
дать
ему
интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу
иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
Желаю успехов!