Напоминание

Консультация для родителей "Роль детской книги в речевом развитии ребенка. Учимся рассказывать"


Автор: Шумилова Ирина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ №24
Населённый пункт: с. Путилово Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Роль детской книги в речевом развитии ребенка. Учимся рассказывать"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Консультация для родителей

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка.

Учимся рассказывать»

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития

детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу

повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен,

языковые

средства

несовершенны.

Потребность

речевого

общения

удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко

снизился

интерес

детей

к

чтению.

Социальные

проблемы

общества

не

позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию

своих детей.

Ребенок-дошкольник

является

своеобразным

«читателем».

Слово

«читатель»

по

отношению

к

дошкольному

возрасту

условно.

В

действительности

это

слушатель,

чья

встреча

с

книгой

полностью

определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и

кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей

степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем

или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не

значащим эпизодом в его жизни.

Но, чем же так страшно детское «нечтение»?

Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается

уровень интеллектуальных возможностей.

Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество,

знакомство с

его моральными и

духовными ценностями, что порождает

конфликт.

В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих

детей,

что

постепенно

ведет

к

духовному

отчуждению

представителей

различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и

читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит

понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку –

развитие

связной

речи.

Каждый

ребенок

должен

уметь

содержательно,

грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Это

поможет

ему

преодолевать

молчаливость

и

застенчивость,

быть

общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна

быть живой, непосредственной, выразительной.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас

знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать,

сочинять, проявляя творчество.

Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными

способами:

в

название

хорошо

знакомой

сказки

добавить

слово,

обозначающее

какой-либо

предмет.

Например,

«Волк,

семеро

козлят

и

компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;

сюжет

знакомой

сказки

переместить

в

другое

время

и

пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни»,

«Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием

введения

в

сюжетное

повествование

какого-либо

предмета,

явления.

Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра

съедают таблетку от жадности;

предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев:

что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую

тему);

придумать

сказку

по

опорным

словам.

Например,

ласточка,

девочка, кот;

рассказать историю от лица любого героя или предмета;

описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от

лица веселого человека и грустного человека и т.д.;

Очень

хорошо

сделать

альбом

детских

рассказов,

дать

ему

интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу

иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Желаю успехов!



В раздел образования