Напоминание

"Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих повышение уровня речевого развития дошкольников с ОВЗ".


Автор: Шведко Лариса Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район
Населённый пункт: станица Старощербиновская
Наименование материала: статья
Тема: "Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих повышение уровня речевого развития дошкольников с ОВЗ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 «Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих повышение уровня речевого развития дошкольников с ОВЗ». Шведко Лариса Степановна старший воспитатель, МБДОУ детский сад №12, ст. Каневская, Краснодарский край. Ключевые слова: «развитие и коррекция речи», «поиск и применение инновационных технологий», «практикуемые формы работы с детьми с ОВЗ», «РППС в группах компенсирующей направленности». Краткая аннотация: Наш педагогический коллектив имеет уже сложившуюся систему образовательной и коррекционной деятельности, но при этом находится в постоянном инновационном поиске. Роль ИКТ технологий для мотивации дошкольников с ОВЗ на коррекционно-образовательную деятельность» Наш детский сад, функционирующий уже 24 года, является ведущим учреждением района по развитию и коррекции речи дошкольников. В МБДОУ 15 групп, в которых находятся воспитанники в возрасте от 1,5 до 8 лет. Десять общеобразовательных групп и пять – компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР). Из 36 педагогов 33 имеют квалификационные категории, большинство имеет высшее педагогическое образование, а у 15-и педагогов специальное образование для работы с детьми, имеющими речевые дефекты. Создана уникальная материальная база, сохраненная и улучшенная за годы функционирования: тенистые уличные игровые площадки, с современным игровым оборудованием; просторные групповые ячейки в которых организована РППС в соответствии с ФГОС ДО; музыкальный и спортивный залы, круглогодично действующий плавательный бассейн и летний плескательный бассейн, 5 оборудованных логопедических кабинетов; комната для занятий с педагогом-психологом; оснащенный методический кабинет, в котором есть все необходимое для решения задач ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и специфических задач по коррекционно-речевому развитию дошкольников. Наш педагогический коллектив имеет уже сложившуюся систему образовательной и коррекционной деятельности, но при этом находится в постоянном инновационном поиске. Как показал наш опыт, важным и результативным элементом образовательной модели в совершенствовании форм коррекционной работы, развития всех сторон детской речи, формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, является нахождение новых способов мотивации ребенка на коррекционную 1
2 деятельность, это использование мнемотехники и технологии «синквейн» для развития связной речи, мульпрезентации для детей логопатов, с целью увлечь их, вызвать интерес к предстоящей коррекционной деятельности по постановке и автоматизации звуков. Используем как авторские, специально созданные учителями-логопедами ИКТ- презентации, так и готовые ЭОР . - В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Анализируя причины мы выделили следующие аспекты: во-первых, это связано с ухудшением здоровья детей; во-вторых, причина кроется в неосведомлённости родителей в вопросах речевого развития детей. Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте, для них главное – научить ребёнка читать, не понимая, что важным показателем развития дошкольника является именно развитая устная речь. Созданная нами образовательная система включает аспекты, которые способствуют: - укреплению здоровья детей, в чем нам в дополнение ко всем оздоровительно- закаливающим мероприятиям и классической системе кварцевания, предоставляет возможность круглогодичного обучения детей плаванию; - всестороннему речевому развитию ребенка: наличие в саду достаточного количества групп компенсирующей направленности, что позволяет своевременно исправлять дефекты речи всего контингента воспитанников ДОУ. Почти все дети выпускаются с чистой речью и поступают в массовую школу, за исключением только детей-инвалидов, имеющих сложные речевые диагнозы; сотрудничеству ДОУ с семьей и социумом: - системный характер в организации просветительской работы с родителями и вовлечение их в образовательное пространство ДОУ; - отрытые логоритмические занятия, на которых происходит демонстрация для родителей игровых методов коррекции речи; - осуществление преемственности со школой; - консультирование и системное лечение врачами детской поликлиники детей, так как причины логопедических нарушений чаще всего имеют комплексный характер; - театрализованная деятельность, участие наших воспитанников в муниципальном конкурсе «Мир кулис». Построение образовательного процесса в нашем ДОУ основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор этих форм осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, РППС группы, культурных и 2
3 региональных особенностей, специфики всего учреждения, от опыта и творческого подхода самого педагога. Реализация развивающих и воспитательно-образовательных задач происходит в тесном взаимодействии с семьями воспитанников вовлекаемых в образовательную деятельность, как во время режимных моментов, так и в ходе НОД. Возможности для полноценного речевого развития детей в нашем ДОУ сопутствует и грамотно организованная речевая развивающая среда. С учетом ФГОС ДО наша РППС построена так, что дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. РППС обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. РППС мы организовали так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Это способствует увеличению речевых коммуникативных ситуаций между детьми, развитию мелкой моторики рук, обогащению активного и пассивного словаря детей, речевому обозначению сенсорных эталонов. Организация РППС нашего сада - результат многоплановой и кропотливой деятельности всех педагогов и заведующего ДОУ. Учесть не только специфику возрастной адресации группы в обустройстве среды крупным оборудованием и мебелью, но и спланировать среду группы в целом – серьезная задача, с которой наш коллектив успешно справился. В то же время выстроенная в нем ДОУ модель образовательной деятельности не является линейной передачей знания от педагога к ребенку в вакууме, а представляет собой совокупность пересекающихся оболочек - сред, важнейшая из которых – развивающая предметно-пространственная среда. Этот комплекс различных психологических, педагогических, эргономических и эстетических составляющих, необходимых не только для рациональной организации, но и интенсификации педагогического процесса по оси «пространство-время». РППС среда создала необходимые условия для гармонического развития личности наших воспитанников, способствует процессу активного познавания мира и творчества, а также развивает необходимые личностные качества каждого ребенка, 3
4 его умственные и эстетические способности, а также чрезвычайно важные для него навыки
коммуникации и социализации
. В то же время у детей с общим недоразвитием речи в процессе освоения предметно- развивающей среды может возникать целый ряд проблем, начиная от недостаточной коммуникации с окружающим миром и заканчивая меньшим, чем у других детей периодом эффективного усвоения новых знаний. В этой связи наши педагоги использует особые методы и подходы для организации процесса их обучения. Эффективно решать эти проблемы помогает нам включение в модель образовательно- воспитательного процесса современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). С помощью ИКТ решаем целый комплекс дидактических задач: - усиление мотивации воспитанников к обучению; - интенсификация процесса обучения с помощью разнообразия форм и методов образовательной деятельности; - повышение индивидуализации обучения при сохранении его целостности; - ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; - обеспечение гибкости процесса обучения путем использования различных его методов; - наконец, что особенно это важно в развитии и социальной адаптации детей с ОНР, - формирование у них психологической готовности к жизни и деятельности в информационном обществе. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную модель потребовало серьезного изменения не только содержания РППС, но и компетенции педагогов и родителей. Для реализации этой задачи в нашем учреждении разработана
система
информационно-коммуникационного сопровождения процесса образования. Исходя из основных векторов коммуникации в ДОУ и особых потребностей воспитанников, мы выделяем следующие направления работы: - образовательная деятельность педагогов в различных областях знаний; - коррекционно-развивающая деятельность учителей-логопедов; - взаимодействие с родителями; - взаимодействие с коллегами и методическая работа. Все групповые комнаты и логопедические кабинеты, спортивный зал оборудованы для использования ноутбука, мультимедийной установки, аудиопроигрователя. Музыкальный зал дополнительно оснащен стационарной мультимедийной установкой и электронным синтезатором. В методическом кабинете имеется телевизор, мобильная мультимедийная 4
5 установка, компьютеры с доступом к сети Интернет. Постоянно пополняется медиатека – собрание специальных ресурсов (логопедические коррекционные программы, компьютерные образовательные игры, презентации); различные текстовые документы (сценарные разработки, выступления, рекомендации для воспитателей и родителей и т.д.); специальные таблицы (мониторинг результатов образовательной деятельности, мнемотаблицы и т.д.); графики (речевые профили, графики обследования, и т.д.); фонотека; картинки и фотоальбомы. Нашими педагогами используются различные ИКТ: специализированные компьютерные программы, игры, мультимедийные презентации, видеозаписи. Это позволяет существенно повысить качество образовательного процесса: развивает интеллектуальный потенциал, усиливает мотивацию, поддерживает интерес к образовательной деятельности и дает мощный положительный эмоциональный заряд воспитанникам. В работе педагогов в различных образовательных областях чаще всего используются мультимедийные презентации, которые позволяют привнести эффект наглядности, интенсифицировать образовательный процесс, повысить мотивацию детей. Такие презентации имеют ряд неоспоримых преимуществ: компактность, наглядность, многофункциональность, эмоциональная привлекательность и информационная емкость. Основное направление
взаимодействия с родителями
с использованием ИКТ – работа интернет- сайта учреждения, где размещаются электронные консультации, презентации и методические пособия по различным, в том числе и логопедическим темам, видеоролики и фотоотчеты о проведенных мероприятиях. Кроме того, во время проведения родительских собраний и других форм работы с родителями, с помощью ИКТ мы демонстрируем творчество детей, презентуем педагогические проекты, организовываем музыкальные представления и спортивные праздники. В методической работе по взаимодействию с коллегами сада и на РМО возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют создавать научно-методические материалы, презентации к открытым занятиям и другим мероприятиям, а также оформлять необходимую документацию. Кроме того, ИКТ предоставляют возможности для пользования в целях самообразования Интернетом, создании электронных банков данных, разработке, архивирования и хранения медиатек педагогов. Как показывает опыт нашего учреждения
,
основным результатом использования ИКТ- технологий в образовательном процессе являются: - значительное сокращение сроков формирования необходимых коммуникационных навыков и психических процессов мышления, памяти, речи, воображения; 5
6 - существенное повышение работоспособности воспитанников, активизация их познавательной деятельности; - повышение эффективности работы педагогов за счет интенсификации образовательного процесса и диверсификации применяемых ими методов; - более активное вовлечение родителей в образовательную деятельность, что соответствует требованиям ФГОС ДО; - успешное распространение передовой опта работы педагогов ДОУ среди коллег. Чтобы успешно решить задачи создания условий для практического овладения разговорной речью каждым ребенком, наши педагоги и учителя-логопеды выбирают такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении. Одной из самых сложных задач образовательной работы, а особенно коррекционной работы является формирование у детей желания как участвовать в образовательной деятельности, так и непосредственно ею заниматься. Коррекция — это монотонные, однообразные, длительные тренировки, тяжёлая, требующая напряжённого внимания и значительных усилий работа, которая не всегда получается сразу. Большую часть коррекционного времени дети проводят, сидя за столами. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Ребёнок в коррекционно- оздоровительном процессе пассивен как на этапе познания, так на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь. Как доказала практика, этот процесс будет эффективным только при введении в коррекционно-оздоровительное пространство дошкольного учреждения инновационных технологий: ИКТ, мнемотехника, «синквейн», метод пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, «макетирование» и др. Положительного результата в речевом развитии ребёнка мы достигаем благодаря согласованности действий родителей, воспитателей, педагога-психолога, учителей – логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре. Все окружающие ребёнка взрослые действуют взаимно, решая единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком, особенно с ребенком с 6
7 особыми образовательными потребностями. Воспитатели, учитель-логопед, педагог- психолог и другие специалисты, имеющиеся в МДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду была
выработаны основные задачи
, которые включили в себя: 1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструкторов по физической культуре) и повышение их профессионального уровня, через самообразование, проведение «окон педагогического мастерства» и др. 2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. 3. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.) . Здесь нужно учитывать, что учитель-логопед должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-логопед. При этом надо помнить, что воспитатель, проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-логопеда. Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия. Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем. Благодаря тесной работе всех специалистов была создана комплексная разработка по следующим направлениям, в которые вошли: - Перспективное планирование фронтальной и индивидуальной работы; - Тетради (журналы, карточки) взаимосвязи воспитателя и учителя логопеда для организации воспитательной работы и проведения логочаса с детьми. Разработаны они по всем действующим лексическим темам в ДОУ и с учётом возрастных особенностей детей. В 7
8 каждой теме мы отобрали главные части и определили примерный перечень игр и упражнений по развитию: - словаря, - лексике – грамматики и связной речи, - психических процессов, - развитию мелкой моторики и дыхания, - дополнительно развитию фонематического слуха. Запланирована работа по разработке и внедрению: - Тетради взаимосвязи – со всеми специалистами. Определить: - задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагога – психолога, инструкторов по физическому воспитанию) по периодам обучения детей, - Рекомендации по коррекционной работе, - краткий обзор диагнозов, - перспективное планирование по формированию фонетической и лексической сторон на год, - картотеки, каталоги игр и упражнения для каждого специалиста
Основные идеи
, определяющие содержание взаимодействия педагогов, комплексность развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие: 1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей. 2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников. 3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей. 4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений. 5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения. 8
9 6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов. 7. Применение принципа деятельности подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в развивающих целях. 8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме. Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.
Только в тесном
взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе. Предложенная
нами схема
подробно отражает взаимодействие участников процесса.
Воспитатели групп осуществляют
контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях, ведут работу по развитию мелкой моторики, проводят индивидуальные занятия с детьми.
Музыкальный руководитель
на своих занятиях формирует темпоритмическую сторону речи и способствует автоматизации звука посредством специально подобранных распевок, песен. Занимаясь совместно с педагогами группы с детьми подготовкой к праздникам, развлечениям, помогает им самоутвердиться, формирует устойчивую мотивационную установку на чистую речь. Помимо этого в театральной студии дети улучшают качество речи, работая над её интонационной и мимической выразительностью, (просодическими компонентами речи Трудно переоценить значимость деятельности
педагога

-

психолога
по развитию и коррекции когнитивных процессов, напрямую влияющих на эффективность занятий. Кроме того, он помогает детям преодолеть негативное отношение к занятиям, которое, редко, но встречается.
Инструктор по физической культуре и хореограф
не только работают над развитием общей моторики и координации движений, но и используют комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звука.
Учитель

-

логопед
занимается определением сложности и выраженности речевых недостатков, постановкой и автоматизацией звуков, профилактикой нарушений письменной речи. Оказывает консультативную помощь родителям, научно-методическую помощь работникам ДОУ. 9
10 Благодаря комплексному, дифференцированному, интегрированному педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса, мы отмечаем:  поставленные цели и задачи реализуются  происходит (осуществляется) диагностика и коррекция раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем  решение проблем осуществляется через отлаженное взаимодействие взрослых  происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы  формируется тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества. Таким образом,
система взаимодействия всех участников образовательного процесса в

ДОУ
является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации. И прав был В.А. Сухомлинский, когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». 10


В раздел образования