Напоминание

Использование инновационных технологий в развитии коммуникативных компетенций обучающихся, направленных на качество обучения и воспитания.


Автор: Строкова Ксения Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ СПЦ № 5
Населённый пункт: с. Горнозаводск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий в развитии коммуникативных компетенций обучающихся, направленных на качество обучения и воспитания.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование инновационных технологий в развитии

коммуникативных компетенций обучающихся, направленных на качество

обучения и воспитания.

Одним

из

основных

навыков

современной

личности

выступают

коммуникативные навыки. Владение коммуникативными навыками на высоком

уровне дает возможность эффективного взаимодействия с окружающими людьми.

Формирование коммуникативных компетенций у подростков проходит с

применением инновационных технологий. В своей работе я использовала

графические функции персонального компьютера для повышения наглядности

преподаваемого материала, арт – технологии, игровые технологии, групповые

технологии (прием перегруппировки, мозговой штурм).

Формирование

наглядного

представления

материала

способствует

подготовки обучающихся к жизни, требующей самостоятельного поиска, анализа,

организации и передачи информации, а также планировании своей деятельности.

С этой целью мною посредством персонального компьютера и периферийных

устройств были наглядно представлены рисунки, тесты, графики, схемы, видео и

фотоматериал,

что

позволило

сочетать

и

комбинировать

визуальную

и

вербальную информацию, управлять ее потоком более эффективно.

Арт – технологии позволяют создавать благоприятные условия для развития

коммуникабельности

замкнутых

подростков,

обеспечивают

эффективное

эмоциональное

реагирование

подростков

с

агрессивным

поведением,

благоприятно влияют на осознание им собственных переживаний, на развитие

произвольной деятельности и способности к саморегуляции поведения, на

формирование позитивной «Я - концепции», уверенности в себе за счёт

социального признания ценности продукта, созданного обучающимся. Мною

были

использованы

такие

упражнения

как

«Нарисуй

свое

настроение»

«Групповой коллаж», «Рука» «Портрет друга».

Игровые технологии способствуют формированию навыка согласовывать

свои

действия

с

другими

и

учиться

разрешать

конфликтные

ситуации,

формирование благоприятного психологического климата в группе и атмосферы

доверия, воспитание качеств, необходимых для укрепления межличностных

отношений в группе, в обществе, отражение своего внутреннего состояния через

проигрываемые

роли.

Используемые

упражнения

«Интервью»,

«Теремок»,

«Встреча» и т.д.

Групповые

технологии

способствуют

формированию

благоприятного

психологического климата в группе, осознание каждым участником своей роли,

функций

в

группе,

формирование

доброжелательного

и

доверительного

отношения друг к другу, формирование навыка согласовывать свои действия с

другими и учиться разрешать конфликтные ситуации, обучение сотрудничеству и

умению совместно решать поставленные задачи.

Перед началом обучающего курса с обучающимися проводятся ряд

диагностик, которые помогут обнаружить коммуникативные способности и

уровень общительности представителей данной группы. По завершению занятий

проводится повторная диагностика, для сравнения. К данным диагностическим

методикам относятся:

1. Диагностика коммуникативных умений Л. Михельсона, перевод и

адаптация Ю. З. Гильбуха

.

Диаграмма. Уровень развития коммуникативных компетенций до и после

реализации тренинговой программы:

Низкий

Средний

Высокий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

До

После

Вывод. Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость

компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой

на

современном

этапе

развития

социальных

отношений.

В

результате

проведённого обучающего курса у участников группы повысились показатели

коммуникативной компетентности. Использование инновационных технологий в

развитии коммуникативных компетенций обучающихся является эффективным

средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг

задач в области развития компетентности в общении.

Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые

тренинговые занятия интересны и актуальны для подростков. Обучающиеся

стали более компетентными в общении, более независимыми в суждениях, менее

агрессивными, более эмоционально стабильными, стали чаще брать инициативу

в общении на себя, по отношению к собеседнику стали более внимательными и

логичными в своих выводах.

После проведенных мероприятий наблюдались:

- снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во всех

взаимоотношениях;

- повышение позитивной напряженности в системе отношений подростка с

самим собой, с окружающим миром, с другими людьми;

- данная программа способствовала развитию адекватной самооценки.



В раздел образования