Напоминание

Развитие математически способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности и бытовых ситуаций.


Автор: Барсукова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 12, д. Григорово, Новгородский район
Населённый пункт: д. Григорово
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие математически способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности и бытовых ситуаций.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Барсукова Елена Николаевна

МАДОУ №12 «Детский сад комбинированного вида» д. Григорово

Новгородского района Новгородской области.

Развитие математически способностей у детей старшего

дошкольного возраста по средствам игровой деятельности и

бытовых ситуаций.

«

Обучение должно вести за собой развитие. И поэтому, главную свою задачу

мы видим в том, чтобы не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать

условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в процессе

игры с математическим материалом в дидактических играх». Л. В. Выготский.

В

Федеральном

государственном

стандарте

дошкольного

образования

определены характеристики развития познавательной сферы ребенка, в том

числе

познавательная

инициатива,

любознательность,

способность

устанавливать

причинно-следственные

и

пространственно-временные

отношения, развитие элементарных представлений о мире живой природы,

естествознания, математики, техники.

Математика – это не только умение считать и сравнивать, это прежде всего

умение рассуждать. И если для взрослых математика неразрывно связана с

миром чисел, то для дошкольников математикой пронизан весь окружающий

мир ребенка: игрушки, транспорт, люди, природа, здания и многое другое. В

повседневной жизни можно найти много поводов применить математические

знания.

ФОП

ДО

предлагает

сделать

процесс

овладения

элементарными

математическими

представлениями

привлекательным,

ненавязчивым,

радостным. Для современной образовательной системы проблема умственного

воспитания чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить

творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно

математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике,

формирует память, внимание, воображение, речь.

Дети осваивают мир через игру. Именно игра и удовольствие от обучения во

всех его формах стимулируют воображение, сообразительность, способности к

логическому мышлению и решению задач. Поэтому успех в формировании

математических представлений, математического мышления зависит от того

опыта, который ребенок приобретает при знакомстве с окружающими его

вещами в игровых ситуациях.

Я хочу рассказать о моей практике развития математических способностей у

детей старшего дошкольного возраста через игру и бытовые ситуации.

Дети дошкольного возраста очень любят заниматься конструированием.

Например, когда дети строят что-то из кубиков, то они знакомятся с такими

понятиями как геометрические фигуры, часть и целое, размер. Если во время

игры задать уточняющие вопросы или предложить проблемную ситуацию, то

можно расширить представление ребенка и сформировать новые навыки в

математике.

Арсений и Матвей строят военную базу. У них на ковре разместился целый

военный городок: штаб, вышки для наблюдений, гаражи для военной техники,

пункт для запуска ракет. Я наблюдаю за игрой мальчиков и предлагаю им

разместить в гараже новую машину. Машина оказывается больше по размеру,

чем сам гараж. Мальчики включаются в предложенную мной ситуацию.

Матвей линейкой измерил высоту, ширину и длину машины, а затем размеры

гаража. Выяснили, что по длине и ширине гараж подходит, а вот высота

машины на 5 см больше. Мальчики нашли деревянные кубики со стороной 6

см. Решили, что можно увеличить стены своей постройки на 6 см, и тогда

машина поместится. Они столкнулись с новой проблемой – кубиков такого

размера осталось 10, не хватает еще 2. Арсений предложил: «Давай разберем

склад. Там есть такие кубики. Или пусть будут дырки в стене, это будут окна».

Матвей ответил: «Военная база без склада не бывает, а окна в гараже не нужны.

Надо что-то придумать». Матвей предложил вместо двух кубиков взять 4

кирпича со стороной 3 см. Гараж был построен, а мальчики получили опыт

решения математической задачи через любимое занятие.

Для рассмотрения таких понятий как «число» и «количество» мне помогают

обычные ситуации – приход детей в сад и уход домой. Я обычно задаю ребятам

такие вопросы: «Давайте посчитаем сколько детей уже пришло в сад», «Если

вас сейчас 11 а в приемной раздевается Андрей, Маша и Алиса, то сколько

детей будет?», «На сколько человек сейчас девочек больше чем мальчиков?»,

«Сколько еще должно прийти мальчиков, чтоб стало поровну?», «Вчера в

нашнй группе было 23 человек. Сегодня заболел Сережа, Саша уехала к

бабушке, но зато к нам придет после отпуска Степа. Сколько же нас сегодня

будет в группе?», «Если вас в группе 18, то сколько кроватей будет пустых?»,

«Уже домой пошли 3 девочки и 2 мальчика, сколоько же нас осталось?».

Дети старшей группы с удовольствием помогают младшему воспитателю

накрывать на стол. Вопрос: «Ольга Владимировна приготовила 12 тарелок. На

сколько столов она сейчас их расставит, если за каждым столом сидит по 4

человека? Давайте вместе проверим ваши варианты?». Простое указание:

«Положи за это стол 3 ложки» не создаст математическую ситуацию, но, можно

сказать иначе: «За вторым от окна столом обычно сидят 4 человека, но сегодня

заболел один. Сколько же ложек мы должны отнести?». Так же для развития

пространственного ориентирования можно уточнять: «Ложки дежат справа от

тарелки, вилки слева». Даже обычные салфетки можно попросить сложить по-

разному: треугольником, прямоугольником, квадратом.

Любой поход по территории детского сада может стать образовательной

ситуацией: можно считать окна, ступеньки, двери, доски в заборе, деревья по

пути на участок. Я предложить детям измерить путь: «Сколько шагов Маша

сделает пока дойдет до группы из музыкального зала? А Андрей?» У Маши

получилось 48, а у Андрея только 30. Я предложила сравнить, Маша или

Андрей сделали больше шагов и спросила почему получилась разница. Полина

заявила: «Андрей не умеет считать больше 30». Даша: «Нет, это Маша

неправильно считала. Она торопилась». Лера говорит: «Такого не может быть,

дорога одинаковая». Мы отправились пересчитывать шагами расстояние до

зала. У всех получилось разное количество шагов. Матвей заявил «Я понял.

Шаги у всех разные. Андрей большие шаги делал. А у Маши маленькие

ножки». Было решено в следующий раз измерить расстояние рулеткой. В этот

день

дети

так

заинтересовались

измерением

пути

шагами,

что

уже

самостоятельно перемеряли в группе расстояние до спальни, длину скамейки,

кровати, паласа. Сравнивали результаты.

Детям в моей группе так же понравилось сравнивать по количеству букв свои

имена

и

фамилии.

Большинство

детей

умеют

писать

свое

имя,

они

самостоятельно

подписывают

рисунки,

карточки.

Дети

сами

обратили

внимание, что есть имена длинные, а есть короткие. Стали считать количество

букв. Выяснять какое имя самое длинное, а какое самое короткое. Ксюша:

«Самое короткое имя Аня. 3 буквы». Лиза говорит: «У меня тоже короткое. 4

буквы». Марита: «Значит я победила. У меня 6 букв». Ксюша: «Нет, победил

Андрей, у него 7 букв». Я предложила детям посмотреть на список группы, где

написаны полные имена. Марита: «Победила Саша, в ее имени 10 букв, а Лиза

на втором месту, у нее 9 букв». Вариантов игр на подсчет и сравнение

количества букв в именах фамилиях может быть очень много. Я могу спросить

ребенка: «Что длиннее твое имя или фамилия? У тебя или у Полины имя

короче? У кого из ребят в имени такое же количество букв?». Это всегда

вызывает интерес, потому что касается лично ребенка.

С математикой мы все время и на каждом шагу сталкиваемся в детском саду.

Ведь существует так много такого, что нужно посчитать, сравнить, разделить,

структурировать, категоризировать и оценить на глаз. Если мы будем осознано

привлекать детей к решению этих повседневных задач, то мы разовьем их

основные математические навыки и умения, делая это наглядным, понятным им

способом и готовя их таким образом к реальной жизни.

Источники

1.

А. Бостельман. Математика в любое время!: учебно-практическое пособие

по

раннему

обучению

математике

для

педагогов

дошкольного

образования

/

Под

ред.

Н.А.

Воробьевой.

М.:

Издательство

«Национальное образование», 2019

2.

Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов.

– М.: Издательство «Национальное образование», 2015 деятельность в

дошкольной организации: учебно-практическое пособие для

3.

Е.

Райхерт-Гаршхаммер.

Проектная

деятельность

в

дошкольной

организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного

образования / Под ред. Л. В. Свирской. – М.: Издательство «Национальное

образование», 2018

4.

Абибуллаева, С. С. Математическое развитие как важное направление

развития детей дошкольного возраста / С. С. Абибуллаева. — Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 545-

547.



В раздел образования